С учащимися начального звена

В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сыктывкар

Составитель:Момотова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования.

Предложения и вопросы принимаются по адресу: Российская социальная сеть VK, группа «Юные патриоты России (г.Усть-Сысольск)».

Данные методические рекомендации знакомят педагогов с особенностями проведения исследовательской работы с детьми начального звена в сфере патриотического воспитания. Коротко представлены основные отличия исследования от проектной деятельности, характерные особенности и условия эффективности проведении исследовательской работы. Особое внимание акцентируется на схеме проведения данного вида обучения.

Методические рекомендации составлены с опорой на собственный педагогический опыт автора данного издания. Рекомендованы педагогам дополнительного образования, реализующим программы по социально-педагогической, эколого-биологической и другим направленностям, при подготовке к проведению исследовательского обучения с учащимися начального звена.

© Гражданско-патриотическое объединение «Я – патриот», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………………………..4-5

I.Исследование и проектирование ……………………………………………………6-7

II.Исследование с учащимися начального звена …………………………………….7

Ш.Условия эффективности исследовательской деятельности ……………………...7-8

IV.Схема проведения исследования с учащимися начального звена ……………. …8-12

V.Приложения …………………………………………………………………………

Литература ……………………………………………………………………………….13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых и в сфере образования человека. Сегодня необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её образовательную деятельность.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим, всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поиск новых форм и методов обучения привели педагогов к возможности использования методов исследовательского обучения. В едином образовательном пространстве исследовательское обучение не ограничивается рамками школьных дисциплин, а находит себе активное применение в сфере дополнительного образования.

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Не секрет, что сегодня традиционное обучение ещё по-прежнему строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых истин. Благодаря такому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. В современном мире умения и навыки исследовательского поиска требуются каждому человеку. Творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Младший школьный возраст – достаточно благоприятный для развития в том плане, что дети ещё в силу своего возраста многого не знают и путём догадок, предположений, а впоследствии изучения проблемы приобретают важные компетенции.

В Законе “Об образовании” (ст.7) закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Значит задача педагога - организовать такую деятельность, которая поможет вооружить учащегося методами познания, сформирует у него познавательную самостоятельность, умения реализовывать свои способности и личностные качества. Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность.

Национально-региональный компонент в дополнительном образовании рассматривается как одно из средств духовно-нравственного воспитания личности в условиях перехода к стандартам нового поколения. Именно через исследовательскую работу по изучению прошлого своего родного края, города, села, своей семьи ребёнок учится осознавать себя частью страны, способной повлиять на ее развитие.

Данные методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, учителям (во внеурочной деятельности) в разработке и применении исследовательской технологи в рамках реализуемых программ. Рекомендации призваны помочь педагогам разобраться в особенностях проведения исследовательской работы с младшими школьниками, наметить условия эффективности данного вида обучения, выстроить алгоритм проведения исследования. Центральное место отведено схеме проведения исследования с детьми начального звена. В качестве иллюстрации в схему включен пример исследования на тему «Птицы на моей кормушке» в рамках гражданско-патриотического воспитания. Используя данную схему, педагог может выстроить свой алгоритм проведения исследовательской работы, опираясь на имеющиеся знания и опыт, с учётом направленности, цели и задач общеобразовательной общеразвивающей программы.

Овладение опытом организации проведения исследовательской деятельности может помочь педагогу развить в учащихся познавательный интерес и индивидуальные способности, самостоятельность в поиске новых знаний, умение планировать свою деятельность, способность к сотрудничеству. Преимуществом такого обучения является и то, что данный вид деятельности позволяет увлечь детей с самыми различными способностями, безотносительно к их успешности по общеобразовательным предметам. Кроме указанных достоинств, исследовательская деятельность даст возможность педагогу наметить новые темы в процессе обучения, по мере возрастания исследовательского любопытства детей.

СОДЕРЖАНИЕ

Наши рекомендации