Какими качествами должен обладать?
Пожалуй, самый простой путь ответить на эти вопросы - спросить у самих старшеклассников. Мы провели небольшой опрос среди 11-ых классов нашей школы. Большинство ребят считает, что главная и ничем незаменимая черта выпускника - это ум. Разумеется, они правы. Ум – это возможность грамотно построить предложение, донести свою мысль до окружающих, поддержать беседу на любую тему. Ум – это знания, а точнее, умение их применять. Но, мало быть просто «умным». Необходимо иметь перед собой четко поставленную цель. Ты должен хорошо понимать – чего ты хочешь и как ты можешь этого добиться. Цель в жизни должна быть всегда: будь ты школьник, выпускник, студент, квалифицированный работник, начальник, родитель.… По мере достижения одной цели, ты должен ставить себе другую, добиваться, идти к ней. Ведь человеку необходимо постоянно развиваться, расти, идти дальше… Целеустремленный человек – успешный человек. Так считают и современные выпускники. Следующими, по мнению опрошенных, неотъемлемыми качествами являются трудолюбие, ответственность, самостоятельность и усидчивость. Всему этому учит нас школа. Каждый урок в школе – это не просто огромное количество новых, необходимых знаний, это уроки жизни. Школа учит нас быть взрослыми, самостоятельными. Учит не зависеть от других, но уважать мнение другого человека. Сосредоточенность, пунктуальность, прилежность, аккуратность, - все это то, без чего невозможно хорошо учиться в школе, а уж тем более шагать во взрослую жизнь. Современный выпускник должен быть харизматичным, иметь чувство юмора. Тут невозможно не согласиться. Умение разговаривать с людьми – одно из самых важных качеств в наши дни. Что-то рассказать, предложить, объяснить, посоветовать и посоветоваться, попросить, узнать, договориться, - в независимости от того, какой дальнейший путь ты выбрал, сталкиваться с этим будешь часто… Несомненно, важно быть уверенным в себе. В себе, в своих поступках, словах. Ты должен твердо идти вперед, не сомневаясь в своих действиях. Не будешь сомневаться ты – не будут сомневаться другие. Но, как бы то ни было, самыми главными чертами выпускника (и неважно современного или нет) всегда будут вежливость, доброта и открытость. Ведь выпускник – это будущее страны. Он должен быть способен изменить что-то в обществе, сделать его лучше. И какой бы ты ни был успешный, умный, целеустремленный, ты ничего не сможешь изменить, если в тебе нет этих качеств. Ни с одним человеком ты не сможешь договориться, не будь ты вежливым, добрым, отзывчивым, а, главное, честным. Люди просто не захотят идти тебе навстречу, не станут верить твоим словам. Увы, сейчас – это весьма серьезная проблема. Современная молодежь перестает ценить многие моральные качества, перестает понимать их важность. Ведь сейчас, в век компьютеров и телефонов, людям стало гораздо проще общаться друг с другом, не отрывая головы от клавиатуры, нежели слышать реальный голос реального человека. Сидя за компьютером, мы не видим ни эмоций человека, ни его реакций – ничего. Да и сами-то мы мало что можем испытать, стуча по кнопкам и смотря на голубой экран. Мы забываем, как это – быть добрым, открытым, отзывчивым. Забываем, потому что «не используем» эти качества. А жаль.
Такими качествами, по мнению современных подростков, должен обладать выпускник, чтобы быть подготовленным к взрослой жизни, правильно выбрать свой профессиональный путь, быть успешным, а главное – нужным обществу и своей стране.
Программы комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения образовательного процесса направлены на достижение личностных и метапредметных результатов, которые обозначены как важные составляющие Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Так, например, программа «Шаги к успеху» ориентирована на формирование навыков учебной деятельности, осознанного отношения к обучению, ответственного отношения к образованию и самообразованию. Программа «Я учусь выбирать – 9, 10-11» предполагает освоение основ самостоятельного осознанного выбора учащимися в области школьной карьеры, начиная с выбора профиля обучения и заканчивая профессиональным самоопределением. Основным инструментом данной программы является портфолио «От выбора профильного класса к профессиональному самоопределению», которое состоит из 3 частей:
- для учащихся 9 классов - «Учимся выбирать профиль обучения на этапе предпрофильной подготовки» - знакомство с общими основами правильного выбора;
- для учащихся 10 класса - «Мои первые шаги к профессиональному самоопределению»;
- для учащихся 11 класса - «Портфолио выпускника» - позволяет структурировать и отследить процесс профессионального самоопределения, помогает обосновать профессиональный выбор при собеседовании в вузе, сформировать навыки самопрезентации, необходимые в дальнейшей профессиональной карьере.
Программа «Я выбираю здоровье»направлена на осознание ценности здоровья и здорового образа жизни, обучение старшеклассников алгоритму принятия правильного решения в отношении собственного здоровья, знакомство с основными компонентами образа жизни здорового и успешного человека.
Программа «Консультационный центр в рамках проекта «Абитур-класс», охватывающего завершающий этап обучения в школе (10-11 классы) и основной этап профессионального самоопределения. Для всех старшеклассников с целью оказания помощи в правильном планировании индивидуального маршрута подготовки к итоговой аттестации и поступлению в высшие учебные заведения проект «Абитур-класс» предоставляет следующие возможности:
- это участие в предметных вузовских олимпиадах;
- информационная поддержка при определении пакета выпускных экзаменов;
- организация подготовки к ЕГЭ по профильным предметам в рамках школы тестовой культуры.
Программа «Консультационный центр» направлена на формирование у старшеклассников мотивированного понимания «куда и зачем идти учиться?».
Программа включает в себя 3 модуля:
1. Информационная поддержка старшеклассников и их родителей по вопросам профориентации и подготовки к ЕГЭ, которая осуществляется через:
- школьный сайт – раздел «Информбюро»: информация о вузах, олимпиадах, целевых программах и т.д. см. сайт гимназии www.school56.spb.ru, ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»);
- встречи с представителями высших учебных заведений и совместные профориентационные мероприятия (круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы и др.);
- буклеты-памятки для учащихся, родителей и классных руководителей;
- использование материалов инфотеки ППМС-центра, специализированных образовательных порталов, ресурсов медиатеки, библиотеки и др.
2. Индивидуальная работа по самоопределению с использованием «Абитур-листа» (см. сайт гимназии www.school56.spb.ru, ссылка «Абитур-класс. Учащимся 11 классов»)
3. Система индивидуальных профориентационных консультаций специалистов: психолога-профконсультанта и сотрудника центра довузовской подготовки, что помогает старшеклассникам:
- определить свои интересы, склонности и возможности;
- познать особенности своего интеллекта и темперамента;
- расширить представление о мире профессий и выбрать именно ту, которая больше всего подходит;
- получить подробную информацию о вузах;
- получить информацию о целевых программах;
- научиться эффективному поведению в трудных ситуациях (например, на экзамене) и поверить в свои силы;
- справиться с экзаменационным стрессом, используя релаксационные упражнения и техники;
- приобрести навыки самопрезентации, подготовиться к собеседованию в выбранном вузе;
- составить и оформить портфолио.
Вся система комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения, таким образом, обеспечивает условия, позволяющие выпускнику приобрести необходимые качества, компетенции и знания, которые позволят ему стать конкурентноспособной и успешной личностью в современном мире.
А.А. Лысенко
Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением новых образовательных стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов, ценность игры еще больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
В младшем школьном возрасте основной вид деятельности – учеба, соответственно, игра может и должна быть направлена на освоение способов учебной деятельности, осознание и принятие новой для ребенка роли – ученика. Именно в начальной школе можно и нужно учить ребенка учиться, ставя перед собой главную задачу – привить любовь к школе и учебной деятельности. Обратимся к ФГОС начального общего образования второго поколения, в котором сформулированы личностные характеристики выпускника начальной школы.
Портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Программы психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы «Учись учиться», «Остров Дружбы» и «Секреты успешной учебы» направлены на развитие перечисленных качеств. В процессе реализации программ широко используются игры: сюжетные, подражательные, дидактические. Для формирования каждого навыка педагог-психолог подбирает определенный вид игр. Например, чтобы развить у ученика начальной школы доброжелательность и коммуникативные навыки используются игры на сплочение, командное взаимодействие, подвижные игры с правилами. Любознательность и заинтересованность развивается с помощью обучающих игр: учебно-предметных и дидактических, которые позволяют осваивать новые знания в привлекательной для ребенка форме. Основным инструментом программ психолого-педагогического сопровождения в начальной школе, позволяющим развивать у ученика рефлексию, навыки самооценивания и самоконтроля, является портфолио. Для презентации портфолио можно использовать такие игры, как: «Угадай, кто автор?», «Что нового я узнал о своем однокласснике» и др.
В основной школе ведущим видом деятельности является общение. В то же время игра продолжает занимать для подростка важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников. Задачи возраста хорошо согласуются с требованиями нового стандарта, ориентированного на становление личностных характеристик, которые содержатся в «портрете выпускника основной школы»:
- Любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции.
- Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.
- Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
- Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
- Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
- Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.
- Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
- Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Коллективные творческие и сюжетно-ролевые игры, используемые в процессе реализации программ сопровождения «Дружный класс. Без агрессии», «Город разных точек зрения», помогут ученику основной школы раскрыть свои способности и повысить авторитет среди сверстников. Умение устанавливать контакты и вести конструктивный диалог, уважать иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи учащиеся приобретают с помощью игр-импровизаций, театрализаций, направленных на развитие коммуникативного и творческого потенциала в рамках программы «Воспитай в себе человека». Инструментом данной программы является личностное портфолио, в котором ученик фиксирует значимую для самовоспитания и саморазвития информацию.
Старшеклассников больше привлекают интеллектуальные и деловые игры. Примером программы психолого-педагогического сопровождения, в рамках которой широко используются игры для старшеклассников, может служить программа «Перемена», которая направлена на развитие различных навыков и компетенций.
Для каждой четверти предусмотрена определенная тематика. В начале года учеников необходимо настроить на учебную деятельность, поэтому в 1 четверти игровые перемены направлены на развитие критического мышления (логические загадки с элементами ТРИЗ). Такие загадки более известны под названием «Данетки». Смысл этих игр состоит в том, чтобы путем задавания вопросов, на которые ведущий может ответить «да» либо «нет», выяснить, что произошло в загаданной ситуации. Эти игры не только развивают мыслительные процессы, но и объединяют старшеклассников, что особенно важно в период адаптации при переходе на новую ступень обучения. Во 2 четверти используются ТРИЗ-задачки и игры, направленные на повышение творческих способностей. Такие игры позволяют развить творческие возможности и объединяют подростков, развивая их коммуникативные навыки: учат продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. В середине и конце учебного года необходимо активизировать учащихся, поэтому развивающие перемены в 3 четверти предполагают проведение игр и упражнений на повышение мотивации к учебе. В 4 четверти проводятся перемены, включающие игры и упражнения на концентрацию внимания перед итоговой аттестацией; старшеклассники учатся способам преодоления предэкзаменационной тревожности, развивая стрессоустойчивость и уверенность в себе.
Таким образом, игра на всех этапах обучения позволяет учащимся приобретать новый опыт, развивать рефлексию, учит сопоставлять и анализировать свои действия, корректируя на основе этого анализа свое поведение. В игре детям и подросткам легче преодолеть собственные страхи, тревожность, неуверенность, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует. Игра способствует созданию учащимися своего особого мира: в этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей, что позволяет избежать социально-эмоциональных проблем и добиваться наилучших образовательных результатов.
И.В. Васютенкова