Информационные сетевые ресурсы
Закон Российской Федерации "Об образовании" –http://base.garant.ru
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) - http://ipkro – 38.ru
Концепция дошкольного воспитания - http://base.consultant.ru
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой http://www.detsad14.ru
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» ./ Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. Под научным руководством Асмолова А.Г. http://www.isiorao.ru
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении – http://www.mon.gov.ru
Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации - http://www.edu.ru
Журнал «Дошкольное образование», рубрики «Школа управления», «Детский сад 100 лет назад» http://dob.1september.ru
http:// www.doshcolniki.ru
ru.wikipedia.org
http://editionpress.ru
Дисциплина «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»
Тема 1. Нормативно-правовые основы начального образования
Лекция (2 час.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Закон РФ «Об образовании» "(от10.07.92 № 3266-1).
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.).
Тема 2. Общие требования к программе, ее структура и содержание, процедура внедрения, экспертиза
Лекция (2 час.)
Структура и содержание образовательной программы:
- планируемые результаты
- учебный план
- программы по предметам
- программа коррекционной работы
- система оценки
- программа развития ууд
- программа духовно-нравственного воспитания
- программа здорового образа жизни
Характеристика процедур внедрения и экспертизы.
Тема 3. Программы начального образования нового поколения
Практическое занятие 1.
Задания к семинарскому занятию по теме 3.
Слушатели разбиты на минигруппы по 3-4 человека в зависимости от количества обучающихся.
Каждой минигруппе выбрать одну из образовательных программ начальной школы и изучить ее содержание.
Примерный перечень программ:
Школа России
Гармония
Школа 2100
Начальная школа 21 века
Планета знаний
Перспектива
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Каждой мини-группе подготовить презентацию выбранной программы.
Примерный план презентации и выступления:
- Название ОС
- Авторы (полные данные)
- Цель и задачи программы
- Методическое обеспечение программы
- Характеристика УМК
- Доказать, что ОС готова к работе в условиях ФГОС
- Интересно….
- Свое отношение
Оборудование: мультимедиапроектор, учебно-методическое обеспечение образовательных программ.
Занятие проводятся в виде учебно-ролевой игры. Студенты исполняют роли: Оптимист (выделяет положительные стороны), Критик (отмечает недостатки), Организатор (ведет обсуждение), Вдохновитель (создает доброжелательную атмосферу). При обсуждении очередной презентации роли меняются.
План проведения практического занятия.
4. Просмотр презентаций.
5. Анализ программ по плану
6. Учебно-ролевая игра
7. Выводы - блиц-опрос: какая программа по Вашему мнению наиболее подходит для реализации в ОУ? Почему?
Тема 4. Современные проблемы программного обеспечения начального образования
Практическое занятие 1.
Зачет в технологии «Шесть шляп мышления» «Современные проблемы программного обеспечения начального образования»
Вопросы для обсуждения:
Реализация федеральных государственных требований к :
- структуре основных общеобразовательных программ (ОП)
- к результатам освоения основных ОП (личностные, предметные и метапредметные)
- к условиям реализации основных ОП
Сохранение вариативности программно-методического обеспечения системы начального образования.
Преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:зачет в технологии «Шесть шляп мышления» «Современные проблемы программного обеспечения начального образования» (см. выше)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) основная литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: «Просвещение», 2010.
2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.
б) дополнительная литература:
1. Примерные программы начального общего образования (в двух частях). - М.: «Просвещение», 2009.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. - М.: «Просвещение», 2010.
3. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – Т. 2. – М.: НИИ школьных технологии, 2006.
6. Образцы методических пособий и учебников по современным дидактическим системам, методические пособия к УМК.
Интернет-ресурсы образования
http://минобрнауки.рф//2974 Закон Российской Федерации "Об образовании"(от10.07.92 № 3266-1).
http://www.uis.unesco.org
http://www.oecd.org
http://www.informika.ru
http://www.ed.gov
http://www.stat.fi
http://www.nsf.gov
http://www.rsl.ru/ Сайт Российской государственной библиотеки (электронный каталог изданий, поиск по каталогу, полезные ссылки, информация для посетителей библиотеки);
http://www.nature.ru Научная сеть (поисковая система, тематический каталог ресурсов по разным дисциплинам и научным направлениям: Источниками информации являются русскоязычные научно-образовательные ресурсы Интернета, издательские дома, выпускающие научную и научно-популярную литературу, крупные научные и учебные учреждения, образовательные и научные фонды);
http://www.nir.ru/ Каталог веб-ресурсов "Наука – Интернет – Россия". В каталоге представлены следующие разделы: инновации и венчурный бизнес, Интернет, наука и техника, образование, общество и политика, справочное бюро, страны и города, финансы, бизнес, экономика. Возможность поиска в каталоге.
МОДУЛЬ 3
Дисциплина «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Лекция 1. Введение.
Понятие современного русского языка. Сущность языка. Язык как система. Функции языка. Язык и речь. Речь и мышление. Речь как деятельность. Виды речи. Славянские языки. Образование национальных языков. Русский язык в кругу славянских и других мировых языков. Русский язык - национальный язык русского народа. Общенародный язык и его разновидности. Русский литературный язык. Функциональные стили.
Лекция 2. Фонетика
Фонетика как раздел науки о языке. Речевой аппарат, его устройство и назначение. Система русских гласных (вокализм) и согласных (консонантизм) в артикуляционном, акустическом и функциональном аспектах. Чередование звуков. Звук как речевая и фонема как языковая единица. Система гласных и согласных фонем русского языка. Фонетическая и фонематическая транскрипция. Слог как минимальная произносительная единица.
Лекция 3. Лексика и словообразование
Лексический строй русского языка. Слово как единица языка. Семасиологическая характеристика современной лексической системы. Лексическое значение слова. Полисемия, омонимия, синонимия, антонимия. Исконная лексика и заимствования. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Фразеология: понятие о фразеологизме, признаки фразеологизмов, экспрессивно-стилистические свойства фразеологизмов.
Морфемика как учение о значимых частях слов. Типы морфем. Основные понятия словообразования. Способы словообразования.
Лекция 4,5 Морфология
Морфологический строй языка. Принципы классификации частей речи. Знаменательные части речи: грамматические категории и лексикограмматические разряды. Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Лекция 6,7 Синтаксис
Синтаксические единицы: форма слова, словосочетание, предложение (простое, осложненное, сложное), сложное синтаксическое целое (ССЦ), текст. Синтаксические связи и отношения, средства их выражения. Типы синтаксических связей. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения, их семантика, типы и формы выражения. Односоставные предложения. Осложненное предложение. Основные конструктивные типы сложных предложений. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции
Лекция 8,9 Развитие речи
Текст как единство речевых единиц. Языковые средства создания связности и цельности текста. Художественный текст, его специфика. Функционально-смысловые типы речи: повествование, рассуждение, описание. Их языковые особенности. Речь как деятельность. Виды речи. Основные качества речи.
Условия успешного развития речи школьников. Развитие речевых умений на произносительном и лексическом уровнях. Связная речь. Основные умения в области связной речи. Формирование понятия «текст». Работа над типами речи: повествованием, описанием, рассуждением. Стилистическая дифференциация в развитии связной речи младших школьников. Организация работы над изложением и сочинением. Ошибки в изложениях и сочинениях, их причины и способы исправления.