Тема. Складывание для Гнома домика
И елки из геометрических фигур
Цель: 1. Развитие понимания речи.
2. Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги.
3. Развитие воображения и конструктивных способностей.
4. Закрепление геометрических форм и основных цветов.
Оборудование Предметная картинка «ГНОМ».
Геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты,
треугольники (демонстрационные и раздаточные) 3 размеров красного, синего, желтого и зеленого цвета.
План занятия
I. Выделение красного, синего, желтого и зеленого цвета в одежде детей.
II. Игра «Построим дом и елку для Гнома».
1. Помощь Гному в планировании постройки:
а) называние частей дома и елки;
б) определение составных деталей (геометрических форм);
в) инструкция: «Построим желтый дом под красной крышей и зеленую ель справа».
2. Выполнение постройки Гномом и анализ детьми выполненной работы.
Условные обозначения:
к — красный;
с — синий;
з — зеленый;
ж — желтый.
3. Новый, исправленный Гномом после анализа детей вариант постройки и ее анализ.
4. Коллективное выполнение работы детьми на доске или фланелеграфе после припоминания и повторения инструкции.
5. Самостоятельные постройки детей на столах по сложной инструкции в 2 вариантах по рядам:
I ряд — строим желтый домик с синей крышей и елью слева;
II ряд — строим синий домик с красной крышей и елью справа.
Инструкции обязательно перед выполнением проговариваются детьми.
III. Физкультминутка — рисование прогнутыми в запястьях ладонями геометрических фигур (локти выпрямлены).
IV. Игра «Найди и запомни подобные предметы»
Дети в течение 30 сек. бегают по группе в поисках предметов, имеющих форму прямоугольника.
V. Игра «Телефон» — называние предметов прямоугольной формы.
VI. Итог.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Назови части комнаты».
2. Игра «Найди и сосчитай в квартире (группе) предметы круглой, квадратной формы».
3. Рисование 2 руками одновременно «Домик», «Ель» (из геометрических фигур).
4. Аппликация «Домик, ель слева, солнце справа вверху».
Aнятиe 2
Тема. Понятия ПРЕДМЕТ и ДЕЙСТВИЕ
Цель: 1. Выделение предметов и действий в речевом потоке.
2. Соотнесение предметов с вопросами Кто? Что?,
действий с вопросом Что делает?
3. Составление простых нераспространенных предложений по демонстрации действий и по простым 1-фигурным сюжетным картинкам.
Оборудование: Умывальные принадлежности: полотенце, зубная щетка, мыльница.
Сюжетные картинки:
Мальчик умывается.
Девочка умывается.
Мальчик вытирается.
Девочка вытирается.
Лебедь плавает.
Лодка плавает.
Утка стоит.
Автомобиль стоит.
План занятия
I. Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции:
а) «Топай — хлопай — прыгай!»
б) «Приседай — наклоняйся — поворачивайся!»
II.Миниэкскурсия в умывальную комнату, где помощник воспитателя моет руки, на вешалке висит полотенце, на мойке стоит мыльница (шампунь), на полочке лежит зубная щетка (зубная паста).
а) Логопед показывает выделенные предметы и задает вопрос Кто это? или Что это?
б) После ответов детей объясняет, что помощник воспитателя, полотенце, мыльница, зубная щетка... — это предметы. Они отвечают на вопрос Кто? Что?
в) Знакомство с действиями этих предметов путем соотнесения с вопросом что делает?
Что делает помощник воспитателя? — Моет руки. Что делает мыльница? — Стоит. Что делает зубная щетка? — Лежит.
III. Отыскивание других предметов в умывальной, запоминание, называние их — игра «Телефон».
IV. После возвращения в группу припоминание действий, которые выполняли в начале занятия. (см. пункт I)
V.Игра «Дружные слова»:
а) выделение хлопками подходящих действий к предметам:
утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает;
машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;
б) выделение хлопками подходящих предметов к действиям:
летает - утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет;
поет - синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.
VI. Составление простых нераспространенных предложений по индивидуальным простым 1-фигурным сюжетным картинкам по образцу.
Элементарный анализ предложений: выделение предметов и действий.
Образец: Мальчик умывается.
Мальчик (кто?) — предмет. Умывается (что делает?) — действие.
VII. Постановка вопросов к этим картинкам по образцу
Кто это? Что делает (мальчик)?
VIII. Итог. Как различить слова-предметы и слова-действия? Придумывание слов- предметов и слов-действий.
Закрепление вне занятия
1. Игра «Найди лишний предмет» (умывальные принадлежности — белье — бытовые приборы).
2. Игра «Летает, плавает, бегает».
3. Игра «Подбери предмет к действию».
4. Игра «Подбери действие к предмету».
5. Рисование 2 руками одновременно «Светит солнышко».
6. Выделение предметов и действий из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Занятие З
Тема. Одушевленные и неодушевленные предметы.
Понятие СЛОВО
Цель: 1. Различение одушевленных и неодушевленных предметов путем соотнесения с вопросительными местоимениями кто, что.
2. Упражнение в постановке вопросов кто это? что это? —
подготовка к овладению диалогической речью.
3. Первоначальное понятие о слове.
Оборудование: Предметные картинки: Гном, зайка, девочка, мальчик,
пингвин, дельфин, стол, стул, кровать и 2 картинки из пособия Т.Б. Филичевой (диван, кресло).
Простые сюжетные 1-фигурные картинки:
Самолет летит.
Утка летит.
Девочка идет.
Дождь идет.
Девочка стоит около стола.
Стакан стоит на столе.
Кошка лежит на диване.
Мяч лежит под диваном.
Фрагменты картинок : дельфин, пингвин, стол, стул, кровать,
самолет, зайка, утка.
План занятия
I. Припоминание и называние: а) действий, б) предметов.
II. Упражнение в различении одушевленных и неодушевленных предметов — игра «Поможем Гному отобрать живые (а), неживые — (б) предметы».
1. Проговаривание предметов на картинках, выставленных на панно.
2. Инструкция:
а) живые предметы отбираем с помощью вопроса кто? кто это?
б) неживые — что? что это?
3. Дети уносят на столы правильно отобранные картинки.
III. Игра «Живые — неживые»:
на одушевленные предметы дети хлопают;
на неодушевленные — делают выталкивающее движение вперед прогнутыми ладонями
аист | дом | котенок | санки |
кубик | лиса | собака | карандаш |
полотенце | ученик | стол | свинья |
пингвин | дельфин | заяц | девочка |
дедушка | бабушка | диван | кресло |
и т.д.
IV. Упражнение в постановке вопросов к простым 1-фигурным сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами (по образцу)
Самолет летит. — Что летит?
Утка летит. — Кто летит?
Девочка идет. —
Дождь идет. —
Девочка стоит около стола. —
Стакан стоит на столе. —
Кошка лежит на диване. —
Мяч лежит под диваном. —
V. Игра «Посмотри и назови» — упражнение в соотнесении предмета и слова, выделение слова в речевом потоке.
1. Логопед показывает 1 предмет (стол) и спрашивает, что это?
2. Дети называют этот предмет.
3. Логопед подчеркивает, что он показал, а дети назвали 1 предмет.
4. Дети закрывают глаза, логопед называет этот предмет (стол) и спрашивает,
сколько он назвал слов (1).
Вывод: предмет один и слово одно.
То же с 2 предметами (стол, стул), затем с 3 предметами (диван, стол, стул).
Вывод: Сколько предметов, столько же слов, каждый предмет называют словом.
VI. Игра «Что или кто это?» — узнавание предметов по части и упражнение в постановке вопросов к одушевленным и неодушевленным предметам по данному логопедом образцу (дети по очереди берут фрагмент картинки и задают вопрос товарищам кто это? или что это?).
VII. Подбор предметов к действиям — упражнение в узнавании предмета по действию:
мяукает — гудит - учится -
клюет — едет - поет -
лает — звенит - дует -
летает — отдыхает - светит -
греет — квакает - катится -
VIII. Игра «Бегите ко мне»:
а) с картинками, изображающими живые предметы;
б) неживые предметы.
IX. Итог. Предметы бывают живые и неживые. Как мы их различаем? Каждый предмет обозначается (называется) словом.
Закрепление вне занятия
1. Игра «4-й лишний» (мебель — бытовые приборы).
2. Игра «Узнай предмет по части».
3. Игра «Живые — неживые».
4. Игра «Узнай предмет по действию».
5. Рисование двумя руками одновременно «Кошка и мяч» (с опорой на геометрические формы).
Занятие 4
Тема. Количественные числительные ОДИН, ОДНА
Цель: 1. Согласование количественных числительных ОДИН, ОДНА с существительными в роде.
2. Развитие внимания и памяти (увеличение объема).
3. Совершенствование операций классификация, обобщение, исключение.
Оборудование: Демонстрационная карточка с цифрой 1.
Предметные картинки: Гном, овощи и фрукты из 4 альбомов
«Дидактического материала» Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
План занятия
I. Припоминание овощей, фруктов (сложная инструкция).
II. Игра «4-ый лишний» — упражнение в классификации, обобщении, исключении,
осложненное заданием сочетать ответ с использованием цифровой карточки 1.
груша, абрикос, репа — одна репа
ананас, огурец, свекла — один ананас
апельсин, морковка, лимон — одна морковка
слива, ананас, кабачок-
вишня, помидор, капуста-
огурец, груша, свекла -
абрикос, апельсин, огурец-
свекла, абрикос, слива-
помидор, капуста, слива-
абрикос, помидор, апельсин-
III. Игра «Раз — два — три»:
а) поднимаются карточки с фруктами и проговариваются с числом 1 по цепочке;
б) то же с овощами.
IV. Игра «Две рейки» — классификация картинок по соотнесению с числительными ОДНА, ОДИН:
а) на I рейку дети выставляют овощи и фрукты, к которым подходит числительное ОДНА («про которые говорим одна»);
б) на II — овощи и фрукты, к которым подходит числительное один («про которые говорим один»).
V. Игра «Исправим ошибки Гнома».
Гном тоже решил поиграть и называет овощи и фрукты с числом 1: На грядке растет один луковица, одна баклажан, один редиска. В саду поспели одна абрикос и один черешня. На блюде лежит одна апельсин и одна лимон. В магазине продается одна арбуз, один дыня и один тыква.
VI. Игры на развитие внимания и памяти с использованием цифровой карточки 1 и пяти картинок.
«Что изменилось?» «Чего не стало?»
«Что прибавилось?» «Отгадай картинку».
VII. Итог.
С разными предметами мы число 1 называем по-разному — один или одна.
Закрепление вне занятия
1. Игра «4-ый лишний».
2. Игра «Соберем овощи (фрукты) в корзину».
3. Игра «Эхо» — к числительным один, одна добавляются соответствующие предметы.
4. Игра в мяч — к предметам добавляются числительные один или одна.
5. Аппликация «1 груша и 1 слива на тарелке» («1 помидор, 1 огурец, 1 морковка в корзине»).
Занятие 5
Тема. Именительный падеж множественного числа существительных
Цель: 1.Упражнение в употреблении именительного падежа множественного числа существительных.
2. Постановка вопросов и ответы на них.
3. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в
числе.
Оборудование: Демонстрационные игрушки: кубики, утята, котята, петухи, попугаи (счетный материал).
Предметные картинки: серия «Один—много» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...» на столах у детей.
План занятия
I. Припоминание и называние живых и неживых предметов (сложная инструкция).
II. Игра «Назови предметы» — упражнение в употреблении единственного и множественного числа существительных в диалогической речи.
1. Инструкция логопеда: «Будем учиться правильно называть один предмет и
много одинаковых предметов. Задавать вопросы и отвечать на них».
2. Образец: Что это? — Это кубик. Что это? — Это кубики.
3. Игровые действия: Дети по двое выходят к столу. Один задает вопрос, показы
вая сначала один предмет, затем группу одинаковых предметов. Другой ребе
нок отвечает на вопросы. Затем дети меняются ролями.
III. Игра «Раз — два — три» — дети открывают конверты, вынимают и рассматривают
картинки из серии «Один—много», по цепочке называют предметы парами (обра
зец: «Панама — панамы», картинки выставляются на панно.
IV. Игры на развитие зрительного внимания и памяти с использованием 6 картинок:
«Что изменилось?» «Чего не стало?»
«Что добавилось?» «Отгадай и назови картинку».
V. Игра «Эхо» — упражнение в образовании именительного падежа множественного
числа существительных по образцу:
дом — | дома | утенок — | утюг — | платье — |
утка — | котенок — | мяч — | дерево — | |
кубик — | теленок — | лист — | ветка — | |
петух — | вагон — | конь — | корень — | |
окно — | улитка — | перо — | дуб — |
VI. Договаривание предложений — упражнение в согласовании глаголов 3-го лица наст. времени с существительными в числе по предметным картинкам: |
На заборе сидит и кукарекает... .
В деревне по утрам голосисто поют... .
У Тани на голове белая... .
В магазине продаются детские летние..
На листке сидят... .
Во всех углах плетут паутину....
В вазе на столе стоит... .
На лугу расцвели алые... .
По полю мчится гнедой... .
На лугу пасутся... .
В нашем доме большие светлые....
На центральной улице многоэтажные... .
Закрепление вне занятия.
1. Игра «Телефон» — припоминание парных предметов на картинках из серии
«Один—много».
2. Игра «Эхо» — образование именительного падежа множественного
числа существительных.
3. Игры на развитие внимания и памяти:
«Отгадай и назови картинку». «Что изменилось?» «Чего не стало?»
4. Отстукивание простых ритмических рисунков подушечками пальцев обеих рук
по подражанию.
Занятие 6
Тема. Глаголы 3-го лица единственного и множественного
Числа настоящего времени
Цель: 1. Упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного
и множественного числа настоящего времени и согласовании их с существительными в числе.
2. Развитие диалогической речи.
3. Составление нераспространенных предложений по простым
сюжетным картинкам с помощью вопросов.
4. Работа с деформированным текстом с опорой на простую
пейзажно-сюжетную картину.
Оборудование: Пейзажно-сюжетная картина «Осень».
Сюжетные картинки: Самолет летит.— Самолеты летят.
Лебедь плавает. — Лебеди плавают.
Пингвин стоит. — Пингвины стоят.
Дельфин плавает. — Дельфины плавают. Сюжетные картинки на глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...»
План занятия
I. Припоминание картинок, на которых изображены один предмет и много таких же предметов.
II. Составление нераспространенных предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов.
1. На панно выставлены картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
2. Логопед задает вопросы — ребенок отвечает
(Что делает Таня? — Таня поет.).
3. Ребенок задает вопрос — другой ребенок отвечает и т.д.
III. Игра «Парные картинки» — упражнение в употреблении глаголов 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени.
1. На столе у логопеда картинки на глаголы 3-го лица множественного числа настоящего времени; на панно остаются картинки на глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
2. Дети по очереди берут со стола картинку, называют ее, отыскивают на панно соответствующую парную картинку и также проговаривают ее.
IV. Игра в мяч (вариант «Эхо») — упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 3-го лица настоящего времени во множественное число и наоборот.
а) Птица летает. -Птицы летают.
Рыба плавает. -
Девочка идет. -
Мальчик копает. -
Петух клюет. -
Дождь идет.-
б) Ласточки летают. — Ласточка летает.
Утки плавают. —
Мальчики идут. —
Улитки ползают. —
Цыплята клюют. —
Дожди идут. —
Самолет летит. —
Машина едет. —
Девочка подметает.—
Кошка мяукает. —
Спутники летят.-
Автобусы едут. -
Девочки танцуют. -
Котята мяукают-.
V. Работа с деформированным текстом по пейзажно-сюжетной картине «Осень».
1. Рассматривание картины.
2. Беседа: Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, что это осень? Назовите приметы осени на картине. Какие вы узнали деревья на кар
тине? Что делают дети? Что делает девочка?
3. Преобразование глаголов 3-го лица настоящего времени с опорой на содержание картины.
Стоит последние теплые осенние дни. С кленов, лип, дубов, берез падает на землю желтые листья. Таня и Петя гуляет в осеннем саду. Птицы уже не поет. Они улетает на юг. Таня поднимают с земли опавшие листья. Она хотят сделать красивый осенний букет для мамы.
VI. Итог.
Закрепление вне занятия.
1. Игра «Телефон» — припоминание своих парных картинок.
2. Игра «Узнай дерево по листу».
3. Игры на развитие внимания и памяти (с листьями деревьев) «Что изменилось?»
«Чего не стало?» «Отгадай картинку».
4. Рисование листьев с натуры.
5. Аппликация «Осень».
Анятue 7
Тема. |