Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

1. Упражнение в образовании и практическом употреблении

существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

2. Знакомство с ласкательными именами людей.

3. Договаривание предложений.

Оборудование: Две куклы (большая и маленькая).

Текст русской народной песенки «Петушок». Предметные картинки:

а)игрушки большие и маленькие;

б)серия «Большой—маленький» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...»

План занятия

I. Рассматривание маленькой куколки и придумывание ей ласковых имен каждым ребенком.

II. Игра «Катя и Катенька» — договаривание предложений.

1. Рассматривание частей тела кукол, сравнение, проговаривание.

Это большая кукла Катя. — А это маленькая куколка (Катенъка).

У Кати большая голова. -А у Катеньки маленькая (головка).

У Кати большие руки. -А у Катеньки маленькие (ручки).

У Кати большие ноги. -А у Катеньки маленькие (ножки).

У Кати большое тело. -А у Катеньки маленькое (тельце).

-У Кати длинные красивые волосы. — А у Катеньки длинные красивые(волосики).

2. Рассматривание одежды кукол

У Кати нарядное платье — А у Катеньки нарядное (платьице)

с короткими (длинными) рукавами, — с короткими (длинными) (рукавчиками),

с кружевным воротником, — с кружевным (воротничком),

с нарядными оборками — с нарядными (оборочками)

и узким поясом. — и узеньким (пояском).

III. Игра «Подарим игрушки Кате и Катеньке»:

а) с картинками, на которых изображены игрушки, отличающиеся только размером;

б) с придуманными детьми словами.

IV. Игра «Назовем ласково»:

Катя — Катенька Ваня — мама —

Оля — Петя — папа —

Люся — Саша — хлеб —

Валя — Саня — масло —

Маша — Миша — молоко —

Таня — Костя — трава —

Наташа — Коля — дерево —

Юля — Толя — дом —

Соня — Вова — лист —

V. Физкультминутка.

VI. Выделение слов с уменьшительно-ласкательным значением из русской народной песенки «Петушок»:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка.

VII. Игра «Большой—маленький» по серии картинок с данным названием.

VIII. Итог. Называние друг друга ласковыми именами.

Закрепление вне занятия.

1. Инсценирование сказки «Теремок».

2. Чтение с элементами драматизации сказки «Петушок и бобовое зернышко».

3. Игра «Назови ласково» (членов семьи, близких людей).

4. Игра «Большой—маленький».

5. Аппликация «Игрушки для Кати и Катеньки».

Занятие 8

Тема. Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

Цель: 1. Практическое усвоение рода существительных.

Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.

2.Упражнения в употреблении притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ.

3.Совершенствование мыслительных операций обобщение, классификация,

исключение.

Оборудование: Сундучок с одеждой детей (по 1 предмету, принадлежащему

каждому ребенку), 2 «лишними»предметами (шапка, тапка). Предметные картинки: одежда, обувь, головные уборы

из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

План занятия

I. Называние головных уборов, обуви, одежды (сложная, 3-ступенчатая инструкция).

II. Игра «Чудесный сундучок».

1. Инструкция:

а) вынимаете из сундучка только предметы, относящиеся к одежде;

б) называете их словами мой или моя, если это ваши вещи;

в) а если это не ваши вещи, то со словами не мой или не моя;

г) тогда хозяин вещей должен их назвать со словами мой или моя.

2. Игровые действия детей — по очереди выходят к столу, достают из сундучка и по инструкции проговаривают предметы.

3. Лишними остаются шапка и тапка. Дети объясняют, почему они лишние.

4. Дети быстро уносят вещи в свои шкафчики.

III. Закрепление рода существительного тапка (туфля) — прямой и обратный счет в сочетании с местоимением моя — 1-->-5 — моя тапка (туфля).

IV. Игра «4-ый лишний» — исключение «лишнего» с использованием притяжательных местоимений мой, моя и проговариванием объяснения:

рубашка, плащ, костюм, шляпа — варежки, майка, валенки, свитер — халат, юбка, носки, панама —

Образец: «Моя рубашка, мой плащ, мой костюм, моя шляпа. Шляпа лишняя. Это головной убор».

V. Подбор оставшихся картинок к местоимениям моя, мой:

рубашка, плащ, костюм варежки, майка, свитер халат, юбка, носки Дети уносят картинки на столы.

VI. Игра «Телефон» — припоминание и проговаривание с местоимениями мой, моя одежды из «Чудесного сундучка».

VII. Игра «Бегите ко мне» с картинками:

а) на правое панно выставляются картинки к слову мой;

б) на левое панно выставляются картинки к слову моя.

VIII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Промтоварный магазин».

2. Игра «Эхо» — подбор предметов к местоимениям мой, моя.

3. Игра «Назови части предмета» (одежда, обувь).

4. Игра «Телефон» (детская одежда, зимняя, летняя одежда).

5. Декоративное рисование «Украсим платье (варежки, сарафан)».

Анятие 9

Тема. Глаголы прошедшего времени единственного числа

Цель: 1. Практическое усвоение (понимание) прошедшего времени глаголов.

2. Согласование глаголов прошедшего времени единственного числа

с существительными в роде.

3. Развитие диалогической речи.

4. Подготовка к выделению слова из предложения и схематическому

обозначению слов в предложении.

Оборудование: Парные сюжетные картинки на настоящее и прошедшее время

глаголов (совершенный и несовершенный вид) из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...».

Сюжетные картинки из занятий 2, 3.

Предметные картинки: Гном, мальчик Ваня и девочка Таня, хлеб, конфеты, пряники, бублик.

Полоски для схематического обозначения слов.

План занятия

I. Называние действий, кроме топать, хлопать, прыгать.

II. Игра «Сейчас или раньше» — упражнение в различении глаголов настоящего и прошедшего времени (вид глагола не принимается во внимание):

1. Парные картинки из пособия Т.Б. Филичевой в конвертах на столах у детей (у каждого пара).

2. Сначала отбираются и выставляются на левое панно картинки, к которым подходит слово сейчас с обязательным проговариванием картинок со словом сейчас.

3. Затем проговариваются и выставляются на правое панно картинки, к которым подходит слово раньше (вчера).

4. Упражнение в постановке вопросов к картинкам на левом и правом панно. Сопоставление вопросов.

III. Игра с картинками на правом панно «Скажем про Таню и Ваню» — упражнение в различении и употребление в речи глаголов мужского и женского рода единственного числа прошедшего времени.

Дети делятся на 2 команды: Танину и Ванину.

Танина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Таню:

Таня подметала пол.

Что делала Таня?

Ванина команда отбирает и проговаривает картинки и вопросы к ним про Ваню:

Ваня делал тачку.

Что делал Ваня? И т.д.

IV. Игра «Эхо» — преобразование единственного числа настоящего времени глаголов в прошедшее по сюжетным картинкам по образцу.

Мальчик умывается. — Вчера мальчик умывался. Девочка умывается. — Вчера девочка умывалась. (см. сюжетные картинки из занятий 2, 3)

V. Игра «Исправим ошибки Гнома» — упражнение в запоминании и исправлении пяти действий (глаголов прошедшего времени единственного числа):

1. Ваня проснулась, сделала зарядку, умылась, выпила чай и пошла в школу.

2. Таня встал, после зарядки и завтрака пошел в магазин за продуктами, купил хлеб, масло, сыр, вернулся домой, убрал в квартире.

VI. Составление предложений с глаголами прошедшего времени единственного числа по 2 опорным предметным картинкам и элементам схемы.

Опорные картинки:

Таня____конфеты хлеб

Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Сейчас или вчера».

2. Игра «Эхо» — преобразование наст.вр. глагола в прошедшее.

3. Игра «Запомни, повтори».

летал — плавал — ехал — стоял стояла — летала — плавала — ехала

4. Нарисовать обеими руками одновременно геометрические фигуры.

Занятие 10

Тема. Винительный падеж единственного числа существительных

Цель: 1. Практическое различение винительного падежа единственного числа одушевленных и неодушевленных существительных.

2. Составление простых распространенных предложений

с прямым дополнением по сюжетным картинкам.

3. Знакомство с понятием предложение.

4. Схематическое обозначение предложения.

Оборудование: сюжетные картинки: «Крестьянский двор», «Ваня лепит зайчика», «Таня пьет сок» из пособия Т.Б. Филичевой «Дидакт. материал...»

Предметные картинки: Ваня, Таня, зайка, стакан сока.

Полоски для составления схемы предложения

50 см — предложение (1),

15 см — слово (3)

Предметы: ваза, стакан, чашка, блюдце.

План занятия

I. Придумывание вопросов по знакомым картинкам со словом вчера.

II. Рассматривание сюжетной картины «Крестьянский двор»:

1) Отыскивание и называние живых и неживых предметов на картине.

2) Постановка вопросов: Что ты видишь? Кого ты видишь?

Сопоставление вопросов и определение, какой из них относится к живым, а какой к неживым предметам.

3) Полные ответы на эти вопросы.

III. Составление простых распространенных предложений с прямым дополнением по сюжетным картинкам с помощью вопросов и иллюстративно-графической схемы

1) Картинка «Ваня лепит зайку»

Кто это?

Сколько это слов?

Что делает Ваня?

Сколько это слов?

Кого лепит Ваня?

Чтение с пропуском первого, второго, третьего слова по очереди.

Вывод: Эти три слова не могут друг без друга, они связаны, «дружат» друг с другом и вместе называются предложением.

2) Аналогично составляется предложение и схема по второй картинке «Таня пьет сок».

IV. Игра «Живое предложение» с предметами (ваза, чашка, стакан, блюдце) и полосками-схемами для пропущенных и придуманных детьми глаголов (действий).

Таня покупает вазу

(Ваня, (вытирает, (блюдце,

Катя моет стакан

и др.) и т.д.) и др.)

Логопед предлагает разные варианты предложений из данных слов.

V. Игра «Путаница» — преобразование деформированной фразы, закрепление понимания винительного падежа существительных.

Образец: Ваза покупает Таню. — Таня покупает вазу.

Чашка моет Катю. — Зайка лепит Ваню. — Чашка роняет Петю. — Заяц ловит лису. — Рыба ловит рыбака. —

Рыба ловит старика. Пряжа прядет старуху. Рыбка позвала старика. Старик бранил старуху. Бабочка рисует девочку.

VI. Игра «Потерялись слова» — договаривание предложений с существительными в винительном падеже единственного числа.

Старик ловил неводом... . Старуха пряла свою... . Раз он в море закинул... . Воро­тись, дурачина, ты к рыбке, поклонись ей, выпроси уж... . Стал он кликать... .

Как называется сказка, отрывки из которой вы услышали? Кто написал эту заме­чательную сказку?

VII. Итог.

Закрепление вне занятия

1. Игра «Живое предложение».

2. Игра «Путаница» (с предметами и полосками).

3. Составление иллюстративно-графических схем предложений по сюжетным картинкам.

4. Нарисуй обеими руками одновременно рыбу.

Тема. Занятие 11

Наши рекомендации