Управление и педагогический менеджмент
1. Сущность и основные подходы к управлению
2. Понятие «педагогический менеджмент»
3. Управление развитием образовательных учреждений в России
1. Сущность и основные подходы к управлению
Современная педагогическая наука и практика стремятся осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.
Термин «управление» появился в науке и практике не так давно. Понятие «управление» происходит от древнеанглийского « manage», которое произошло от латинского слова «манус», что означает «рука». С понятием «управление» в педагогическом менеджменте применяется слово «руководство». В современной науке и практике эти понятия выступают как идентичные, взаимозаменяемые.
Фредерик Уинслоу Тейлор (20.03.1856 -21.03.1915) американский инженер — создатель первой теории «научного управления», разработанной в начале XX в., критиковал современную ему практику управления и утверждал, что для повышения эффективности управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов. Он полагал, что одни и те же принципы могут быть с равным успехом приложены не только к предприятиям, но и к различным видам социальной деятельности.
К основным задачам управления Ф.Тейлор относил:
равномерное разделение работы между исполнителями в соответствии с их способностями;
четкое определение заданий, даваемых работникам;
определение рациональных технологий работы и обучение им подчиненных при условии, что каждый будет использовать их и работать в полную силу;
материальное поощрение за выполнение заданий и одновременная организация системы штрафов за непродуктивную работу, справедливое ее применение.
Работник не должен думать о том, как «делать» работу, какие инструменты для этого необходимы, какие методы нужно использовать, чтобы добиться хороших результатов. Все это должно четко определяться администрацией, которая поощряет или наказывает исполнителей в зависимости от результатов. Личное суждение работника, по мнению Ф.Тейлора, следует заменить научной организацией труда, предполагающей выработку многочисленных правил, законов и формул. Задача работников — только исполнять. Поэтому важнейшими элементами в механизме научно обоснованного управления Ф.Тейлор считал задания, премии и штрафы.
В основе теории Ф. Тейлора лежит механическаямодель организации, т.е. представление об идеальной организации, работающей по принципу отлаженного часового механизма. В такой организации влияние индивидуальных особенностей работников и их интересов на конечные результаты сведено к нулю. Недостатком этой теории является ее ориентация лишь на создание стабильно функционирующей организации, в ней ничего не говорится об управлении развитием предприятия. Ф.Тейлор акцентирует внимание на обеспечении продуктивной работы каждого исполнителя, но если общие цели деятельности поставлены неправильно, то, какой бы производительной ни была работа исполнителей, организация в целом окажется неэффективной.
Первой целостной теорией управления, получившей в дальнейшем название классической, считается теория современника Ф. Тейлора, французского исследователя Анри Файоля (1841- 1925). Она представлена в его работе «Общее и промышленное администрирование», опубликованной в 1916 г. Многие ее идеи не потеряли своего значения и сегодня.
В отличие от Ф. Тейлора А. Файоль исследовал собственно управленческую деятельность и способы рациональной организации систем управления. С его точки зрения, управлять — значит предвидеть (т.е. учитывать будущее и вырабатывать программу действий), организовывать (т.е. строить материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (т.е. заставлять персонал работать надлежащим образом), координировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).
Так же, как и Ф. Тейлор, А. Файоль полагал, что существуют общие принципы управления, следование которым необходимо для обеспечения эффективности управления. Хотя А. Файоль считал эти принципы основными, по его мнению, число принципов управления неограниченно. В управлении нет ничего постоянного и абсолютного. Один и тот же принцип в схожих условиях почти никогда не применяется: надо учитывать различные меняющиеся обстоятельства, индивидуальные особенности людей, то, что в настоящее время называют «текучестью кадров», и многие другие факторы. То есть принципы должны быть гибкими и надо уметь ими оперировать.
А. Файоль считал, что функции управления выполняются на разных уровнях организации, в том числе и на уровне рядовых исполнителей. Большое внимание он уделял координации целей и действий. Он сравнивал организацию с человеческим организмом: управление, ставя цели, выполняет функции мозга и так же, как мозг руководит деятельностью остальных органов, координирует деятельность рядовых исполнителей.
Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. Также он первым перестал рассматривать управление исключительно как функцию высшего руководства. Исследователь показал важнейшее значение формальной структуры организации, т.е. способа группировки работ и распределения полномочий и ответственности, для ее эффективности и предложил принципы построения такой структуры. Так же, как и Ф. Тейлор, А. Файоль не рассматривал вопросы управления развитием организации.
Элтон Мэйо (1880-1949) – американский социолог и психолог, основоположник поведенческого подхода к управлению. Разработал теорию управления, получившую название теория человеческих отношении. Если в центре классической теории управления находится формальная структура, то в центре теории человеческих отношений — неформальная структура. Ближайший соратник Э. Мэйо Ф. Ротлисбергер определил неформальную структуру как совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, а также сети различных внутренних связей в группе и между группами, центров влияния и коммуникаций. Они не могут быть регламентированы в рамках формальной структуры, но существенно определяют поведение людей в организации.
Согласно теории человеческих отношений деятельность администрации должна быть ориентирована прежде всего на интересы людей, которые не сводятся только к материальным. Мотивы поведения человека более разнообразны, и руководители должны понимать их, чтобы создавать условия для их удовлетворения. Страх же перед наказанием — плохой мотиватор.
Теория человеческих отношений, сосредоточив внимание на неформальной структуре малых групп, показала их важность. Тем не менее она такая же односторонняя, как и классическая теория управления.
Осознание ограниченности возможностей теории человеческих отношений в объяснении факторов, определяющих поведение людей в организации, инициировало более углубленное их изучение. Важное отличие исходных посылок этих исследований состояло в признании того, что организационное поведение людей зависит не только от характера неформальной структуры, но и от формальной структуры и психологических особенностей самого человека.
Идеи поведенческого подхода к управлению получили наибольшее распространение в 60-е гг. XX в., многие из них не потеряли своего значения и в наше время. Этот подход продолжает активно развиваться и сегодня.
Системный подход к управлению возник в начале 60-х гг. XX в., с одной стороны., под влиянием получившего в то время широкое распространение в науке системного движения, а с другой — стремления соединить достоинства рационалистического и поведенческого подходов и преодолеть их ограниченность. Системный подход к управлению предполагает рассмотрение организации не как простой суммы отдельных компонентов, а как системы. Система – совокупность частей, связанных и взаимодействующих между собой таким образом, что возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
Сторонники ситуационного подхода,разработанного примерно в то же время, что и системный подход, видят свою задачу в том, чтобы определить, какие модели управления и в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными, и на основании этого предложить руководителям типовые решения относительно способа построения систем управления для конкретных условий.
Основоположниками ситуационной теории в ее современном понимании считаются американские ученые профессора Гарвардской школы бизнеса Пол Лоуренс и Джей Лорш, которые разработали характеристики, описывающие ситуацию и организационную структуру, и провели исследования с целью выявления зависимости между этими характеристиками для эффективно работающих организаций. Основной вывод исследований — особенности внешней среды являются главными факторами, определяющими эффективность организационной дифференциации и интеграции. П. Лоуренс и Дж. Лорш предложили также типизацию форм организации, планирования и координации в зависимости от типов технологических связей.
Согласно другой, очень популярной в 80-х гг. XX в., теории управления, разработаннойТомом Питерсоми Робертом Уотерманом (Том Питерс, Роберт Уотерман Мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки = In Search of Excellence: Lessons from America's Best Run Companies. — М.: «Вильямс», 2005. — 560 с. ) и известной как теория «7—С», выделяется семь взаимосвязанных компонентов организации, изменения которых должны быть согласованы, чтобы обеспечить эффективность организации. К этим компонентам относятся: стратегия, структура, система, персонал, квалификация, принятые ценности и стиль руководства. Согласно теории «7—С», только те организации, в которых удается в различных условиях обеспечить гармонию данных компонентов, могут эффективно функционировать и развиваться.
Ситуационный подход не противоречит системному подходу, скорее они дополняют друг друга. Наибольшее влияние идеи этого подхода оказали на методы построения организационных структур управления.
Процессный подход к управлению, который называют также функциональным, развивает идеи классической теории управления, обогащает их идеями поведенческого, системного и ситуационного подходов.
Управление с позиций процессного подхода рассматривается как целостный процесс реализации управленческих функций. В различных работах выделяются разные перечни функций управления: планирование, организация, мотивация, руководство, координация, коммуникация, контроль, принятие решений, анализ, оценка, подбор кадров и др. Чаще всего основными считаются функции планирования, организации, руководства и контроля.
Система управления, согласно процессному подходу, представляет собой иерархическую структуру взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Чтобы процесс управления был эффективным, строение системы управления (состав органов, распределение полномочий и ответственности, способы координации связей, коммуникационные сети) и методы управления должны соответствовать как внутренним, так и внешним условиям деятельности организации. Процессный подход задает принципы определения состава управленческих функций, выбора методов их реализации и построения структуры управляющей системы.
Таким образом, в отличие от системного подхода (в относительно узком понимании), согласно которому в основе построения управляющей системы лежит обобщенная модель процесса выработки решений, процессный подход предполагает, что при реализации каждой управленческой функции принимаются разнообразные решения, но их выработка осуществляется по разным схемам. Так, например, процесс планирования, в ходе которого принимаются решения о целях и средствах их достижения, и процесс организации, определяющий состав структурных подразделений, обязанности и права между ними, требуют решения содержательно различных задач и управленческих действий.
Идеи ситуационного управления находят отражение в процессном подходе. Это проявляется в признании того, что не существует единого, самого лучшего состава управленческих функций для разных систем управления, как и какого-либо лучшего способа реализации функций каждого типа.
Сторонники процессного подхода признают в равной степени важными для эффективности управляющей системы как формальную, так и неформальную структуру организации. Поэтому при проведении исследований и разработке моделей управляющих систем они широко используют модели и методы, разработанные в рамках поведенческого подхода.