Педагогический менеджмент, его элементы.

Практическое занятие № 1

Тема: Технология педагогического менеджмента.

1. Педагогический менеджмент, его элементы.

2. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента.

3. Целеполагание и планирование как функции управления школой.

4. Управленческая культура руководителя школы.

5. Педагогический анализ во внутришкольном управлении.

6. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.

Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться "сверху", т.е., начи­ная с создания органов, оно естественно должно вырастать "сни­зу", с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчи­няться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объеди­нению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица. Таким образом, органы самоуп­равления и их количество в школе формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Другими словами, многие органы самоуправления вре­менны, создаются с определенной целью и никогда не форми­руются заранее. В этом и заключен большой педагогический смысл, позволяющий варьировать отношения руководства — под­чинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собра­ние общешкольного коллектива или его представителей (в боль­ших школах), которому подотчетен учком. При этом собрание вправе принимать решения только в рамках переданных школь­никам полномочий. Педагогическое руководство школьным са­моуправлением должно найти свое выражение только в опреде­лении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

Важно отметить основные педагогические условия функцио­нирования школьного самоуправления. К ним относятся перио­дическая сменяемость органов самоуправления и выборных упол­номоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тес­но связано такое условие, как накопление и укрепление тради­ций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллек­тивной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и вырази­тельно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.

Педагогический имидж

Никто не может научиться у человека, который не нравится

Ксенофонт

Общий имидж вуза является сложной суммой различных факторов, основным из которых выступает личный имидж каждого научно-педагогического и педагогического работника.

Практическое занятие № 1

Тема: Технология педагогического менеджмента.

1. Педагогический менеджмент, его элементы.

2. Школа как педагогическая система и объект педагогического менеджмента.

3. Целеполагание и планирование как функции управления школой.

4. Управленческая культура руководителя школы.

5. Педагогический анализ во внутришкольном управлении.

6. Развитие школьного самоуправления. Имидж учебного заведения.

Педагогический менеджмент, его элементы.

Педагогический менеджмент или менеджмент учебно-воспитательного процесса, по нашему мнению, представляет собой совокупность принципов, методов и форм эффективной педагогической системы управления процессом обучения, воспитания и развития в образовательном учреждении. (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, 2003; А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2004; Ю.В. Каминский, А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова, 2005; Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, 2005). Нами была проведена разработка основных принципов педагогического менеджмента и изучены возможности реализации его элементов в учебно-воспитательном процессе медицинского суза.

Структурными компонентами педагогического менеджмента следует считать создание мотивации, целепологание, осуществление системы контроля за формированием профессиональных знаний, умений, навыков, качеств мышления и поведения (ЗУНКМП), установление коммуникативных связей на субъект -субъектном уровне или принципов педагогического общения (стиль, потребности, вероятностные затруднения, модель, индивидуальные и коллективные способы общения, типы личностей и др.). Сущность педагогического менеджмента базируется на основных его положениях. С помощью специальных тестов определяются типы собеседников (экстра-, интро-, амби-верты). Умение видеть и слышать собеседника в процессе обучения оценивается по своеобразному срезу, который должен сделать каждый педагог для определения у себя «уровня» слушания. Свой уровень определяют согласно соответствующего задания (перечень вопросов, шкала ответов в баллах) и осмысливают его оценку, пользуются методикой активного слушания. Педагогический успех в обучении зависит от собственного (а не чужого) опыта деятельности педагога и от качества предварительной его подготовки. Рекомендуется из большого объема учебного материала отобрать самый нужный круг вопросов (10%) и оставить большой резервный материал (90%).

Неудовлетворенность преподавателя от проведения той или иной формы обучения, ее низкая продуктивность и незаинтересованность обучаемых могут явиться причиной недостаточного использования реальных фактов и примеров в значительном объеме абстрактного содержания. В своем преподавании преподаватель дифференцированно использует конспект, тезисы или планы учебного материала. После отбора и структурирования материала преподаватель составляет план или тезисы, основой которых является подробный конспект. Дословное заучивание содержания материала является одной из причин неэффективного взаимодействия с обучаемыми. Непосредственно до начала обучения преподаватель должен ясно представлять для себя о чем будет идти речь, с кем и как будет осуществляться общение. Большое значение для успешного обучения студентов имеет начало практического занятия или лекции, эмоциональный подъем, умение сразу же включить слушателей в процесс педагогического общения. Поведение преподавателя в аудитории определяется умением уверено держаться, устремлено достигать цели, создавать в себе эмоциональный подъем, показывать невозможность умолчания о том, что он знает. Преподаватель думает о содержании излагаемого, говорит заинтересованно, убежденно, уверенно, не обращая внимания на то, что он чувствует и как выглядит. Он должен использовать педагогические приемы по овладению собой в процессе обучения и уметь предотвратить возникновение педагогических ситуаций (теряется речь, забывается на время материал, нарушается логика, испытывается сильное волнение, стресс и др.).

Следовательно, представленные принципы педагогического общения могут быть эффективно использованы в качестве элементов педагогического менеджмента в учебно-воспитательном процессе в медицинском ССУЗе.

В настоящее время системный подход позволил внедрить педагогические технологии в решение дидактических проблем на пути управления учебно-воспитательным процессом от целепологания до проверки эффективности новых учебных систем, их апробирования и распространения. Обычно педагогические технологии употребляются с термином «современные» и имеют значение новых или инновационных. В этом смысле понятия «современные педагогические технологии» и «педагогические инновации» взаимосвязаны и взаимообусловлены. В качестве инноваций выступают частично или полностью новые идеи и действия, нововведения в педагогической системе (Н.Г. Столярова, 2002; А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум, 2004).

При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретают инновационные формы обучения (ИФО). К их числу принадлежат нестандартные или нетрадиционные занятия, которые содержат в себе элементы нового, рассчитаны на обогащающие взаимодействия преподавателя и студентов и выходят за рамки традиционного занятия. Технология нестандартных ИФО в каждой конкретной педагогической ситуации специфична и не может быть точно скопирована из-за того, что педагоги имеют разный уровень профессионального мастерства, а студенты - разные интересы, потребности, познавательные возможности. К числу технологий относятся: деловые (ролевые) и организационно - деятельностные игры, семинар - конференция, семинар - дискуссия, семинар - экскурсия, семинар - разбор случаев болезни, научно - творческие занятия, конкурсы профессионального мастерства, экспертизы и анализ различных видов деятельности, расследование истоков болезни или причин неблагоприятного ее исхода (от следствия к причине) и др.

Семинары - дискуссии имеют несколько вариантов: семинар с участием в дискуссиях диадами, малыми группами, всей группы при выполнении заданий преподавателя или семинар с поэтапным выполнением заданий (от индивидуального до коллективного участия студентов в дискуссиях), семинар со стартовым материалом для дискуссий, представленным студентом или преподавателем, семинары «преподаватель против студентов» или «студенты против преподавателя», семинар - дискуссия параллельных рядов студентов с участием группы арбитров из их числа, традиционный «мозговой штурм» или «brain storming», семинар с дефиниционным опросом и самооценкой итогов и др.

Из большого числа существующих ИФО используются лишь некоторые из них. Выбор зависит от дисциплины и ее значимости в системе образования, дидактической цели и мотивации занятия, содержания изучаемых разделов или тем, уровня подготовленности студентов и их познавательной активности, педагогического и профессионального опыта преподавателя, отношения студентов к данной дисциплине и конкретному преподавателю, личностных качеств преподавателя и уровня его мастерства, материально - технической базы обучения и от многих других факторов.

Нестандартные ИФО характеризуются рядом типичных признаков. Они отличаются от традиционных тем, что используется необычное место проведения занятия, внепрограммный или нерегламентированный материал, организуется коллективный тип деятельности обучаемых в сочетании с индивидуальным подходом, привлекаются другие специалисты к организации и проведению занятия (врачи, медперсонал и др.), применяется проблемное рассмотрение изучаемой темы, создается эмоциональный подъем у студентов и ситуация успеха для каждого обучающегося с учетом индивидуальных способностей и интересов, личностных их особенностей, проводится обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности преподавателя, создаются временные инициативные группы из числа обучающихся, инициирующих ИФО, учитываются любые предложения студентов по нестандартным формам их обучения, отказываются от шаблонности, однообразия, заорганизованности, строгой регламентации деятельности преподавателя и студентов, развивается креативная деятельность, направленная на идею познания, включаются обучаемые в самостоятельную поисковую деятельность, обеспечивающую развитие мыслительных способностей, умений и навыков анализировать, сравнивать, сопоставлять, аргументировать, делать выводы, отстаивать свою позицию и др.

Продуктивность той или иной формы ИФО определяется двумя главными критериями: развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов и реализация принципов и приемов «педагогики сотрудничества». Условиями же реализации принципов и правил «педагогики сотрудничества» являются следующие: глубокое знание своей дисциплины, владение своими современными методиками преподавания, педагогическими технологиями и инновациями, умение организовать оптимальным образом работу обучающиеся, сочетать фронтальные, коллективные и индивидуальные формы обучения, обладание чувством сопереживания и педагогического такта, стремление сохранить творческое долголетие.

Ситуационный метод обучения - это метод скомбинированный из многих путей и способов, применяемый педагогом в тех случаях, когда ни один из известных методов изолированно не дает возможность быстро и эффективно достичь намеченных целей в конкретных условиях. Данный метод называют творческим, нестандартным. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть возможные последствия, вытекающие их этих решений. В этом методе сочетаются и переплетаются различные традиционные и новые пути, устоявшиеся и новейшие идеи. Именно ситуационный метод позволил достичь успехов многим новаторам обучения (И.П. Подласый, 2000).

Таким образом, современные педагогические технологии включают инновационные формы обучения (ИФО), но не исключают и традиционные формы обучения (ТФО). Выбор тех или иных форм обучения обусловлен рядом факторов и условий. Основными формами организации обучения являются классно - урочная, лекционно - практическая и лекционно - семинарская. Учебная деятельность студентов осуществляется в виде индивидуальной, коллективной и фронтальной. Профессионально - практическая подготовка обучаемых проводится на практических занятиях, семинарах путем индивидуальной работы с преподавателями и самостоятельной деятельности их во внеучебное время. Нестандартные или нетрадиционные формы обучения имеют характеризующие их признаки. ИФО оцениваются по критериям продуктивности педагогической и учебной деятельности.

Наши рекомендации