Слова | Значение слов | Пообобрать синонимы | Пообобрать омонимы | Пообобрать антонимы |
брак | | | | |
идиллия | | | | |
линейка | | | | |
давление | | | | |
деликатный | | | | |
вульгарный | | | | |
корыстный | | | | |
чуткий | | | | |
гуманный | | | | |
страдание | | | | |
добро | | | | |
горек | | | | |
недруг | | | | |
украшать | | | | |
утешать | | | | |
Укажите, к какой лексике относятся слова |
| общеупотребительная лексика | лексика ограниченного употребления | не соответствует литературной норме |
клевый | | | |
классный | | | |
крутой | | | |
отличный | | | |
гипотенуза | | | |
бежать | | | |
четыреста | | | |
время | | | |
придерживаться точки зрения | | | |
вынести приговор | | | |
играть большое значение | | | |
оказать покровительство | | | |
| | | |
Вставьте в предложения и словосочетания подходящие по смыслу слова:
подвижнОй - подвИжный | Состав, человек, ребенок, танец |
развИтые - рАзвитые | Страны, локоны, дети, игры |
информационный - информативный | 1) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных _________________________ носителях. 2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой _____________________ телепрограммы. 3) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма __________________ и поэтому очень полезной. 4) Современные ______________________ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы |
жизненный - житейский | 1) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные ____________________ явления? 2) Он славился мудростью и раздавал __________________ советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях. 3) Этому произведению живописи явно не хватает живых, _______________________ красок. 4) Правительство должно руководствоваться _______________________ интересами страны |
злой - злостный | 1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению _______________ феи? 2) Не по _____________ воле он допускал промахи и ошибки. 3) Имейте в виду, что ____________ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. 4) Человек он был __________; ему непременно нужно было кого-то мучить. |
будничный - будний: | 1) Однажды, в ________________ день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. 2) Из одной ________________ обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную. 3) Этот художник значительное место отводит изображению __________________ стороны войны.. 4) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, ___________________ голосом сказал капитан. |
каменный - каменистый | 1) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись _______________ богатства Алтая. 2) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной ______________ глыбы. 3) Здесь, на ____________________ вершинах, ничто не растет. 4) У этого человека ______________________ сердце |
одеть - надеть | 1) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и ________. 2) Наша текстильная фабрика ____________ всю область. 3) Всех танцовщиц ___________ в одинаковые национальные костюмы 4) Мотоциклист _______________ шлем и нажал на педаль. |
Задания по разделу «Фразеология».
Фразеологизм | Определите значение фразеологизмов. |
считать ворон | |
в час по чайной ложке | |
тертый калач | |
седьмая вода на киселе | |
куры не клюют | |
семь пятниц на неделе | |
тьма тьмущая | |
хоть пруд пруди | |
камень преткновения | |
раскрыть карты | |
попасть впросак | |
смотреть сквозь пальцы | |
Найдите фразеологизмы в предложениях, если они есть. |
1) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. |
2) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. |
3) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. |
4) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. |
5) Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. |
Задания по теме «Стили речи». Найдите верные характерные черты стилей речи.
Стили речи | Стилевые черты | Цель сообщения | Жанры | Языковые средства | синтаксические особенности |
разговорный | Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность. | Создание картин и образов. | Письмо, беседа, записка. | Итак, следовательно, во-первых, наоборот. | Риторические вопросы. |
художественный | Эмоциональность, конкретность, простота речи. | Непосредственное повседневное общение. | Диссертация, конспект, доклад. | Толстенный, сестрица, лгунишка. | Неполные предложения. |
публицистический | Оценочность, образность, эмоциональность, призывность. | Убеждение, воздействие на слушателя. | Очерк, фельетон, репортаж. | Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники. | Сложные предложения. |
научный | Образность, эмоциональность, конкретность. | Точная передача информации. | Поэма, драма, рассказ. | Довожу до вашего сведения, принять меры. | Обращения к читателям. |
официально-деловой | Смысловая точность. | Передача научных сообщений. | | Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд. | Диалог. |
Задания по теме «Орфография».
Наши рекомендации