Вопрос второй: Функции и средства общения
Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функции: коммуникативную(обмен информацией), перцептивную(восприятие и познание людьми друг друга), интерактивную(организация и регуляция совместной деятельности).
Эти функции общения в педагогической деятельности реализуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.
Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация— передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога. Эффективность коммуникации зависит от многих условий.
Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и невербальными средствами.
В педагогическом общении присутствует все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, призывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются особые требования:
· правильность (соответствие литературно-языковым нормам);
· точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);
· ясность, простота, логичность, доступность;
· образность, эмоциональность.
Речь выражает отношение педагога к содержанию информации и к тому, с кем он общается, т.е. важна эмоциональная выразительность речи: интонация, темп, дикция, динамика, паузы. Интонация придает речи педагога эмоциональную окраску.
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства. К.С.Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов пяти чувств: глазами, мимикой, голосом, движениями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие.
Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.
Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос: «Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде всего?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых. Педагогу важно тренировать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией. Следить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по совету А. С. Макаренко, на решающие пустяки: как стоять, как сидеть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.
Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе педагогического общения происходит в монологической и диалогической формах устной речи.
Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по проведенным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта форма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказательств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исторические экскурсы и т. д.).
Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.
Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоциональной информацией, переход инициативы от педагога к воспитаннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими, в процессе их диалогического общения.
Диалог — это не просто вопрос—ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявление (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает атмосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.
В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.
Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанников, свое отношение к ним, опираться на положительное в собеседниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой интерес к обмену информацией.
В диалоге для педагога профессионально важно умение формулировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсуждении любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которого завяжется заинтересованный диалог.
Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мысли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.
В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценнейший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудничества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании отражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, подумай».
В школе, к сожалению, есть и такие учителя, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают ученика.
В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо умение чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремительно изменяется объект познания — развивающаяся личность. Понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помогут психолого-педагогические знания, использование разнообразных методов изучения личности, анализ произведений художественной литературы, изобразительного искусства.
Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви назвал гениями общения. У них прекрасное личностное видение ученика, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивидуальности личности.
Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими словами — управление деятельностью воспитанников.
Продуманное общение определяет эффективность разнообразных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, творческого внеклассного дела, обеспечивает положительный результат взаимодействия.
Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент деятельности.
Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совместные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанники должны включиться в деятельность. При этом педагог не предлагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне принята детьми.
Не менее значимо общение в организации деятельности. Важно не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает действия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координирует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.
Обязательно общение и при завершении деятельности, при подведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога.
Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогащает субъектов, участвующих в ней.
Взаимодействие требует четкого определения позиции воспитанников и педагогов, учета индивидуальных особенностей общающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализации личностных потенциалов педагогов. В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащихся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анализом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».
Совместная деятельность не гарантирует успеха в формировании правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].
Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаимосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене информацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.
Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими установками педагога — такими как гуманизм, оптимистический подход к личности, признание ее самобытности.