Вопрос 1. Роль общения в профессиональной деятельности сотрудника полиции. Сущность и функции общения
|
| |||
|
|
Коммуникация – (от латинского) делаю общим, связываю, общаюсь. По мнению А.А.Леонтьева, впсихологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, связанных друг с другом в психологическом отношении.
Общение – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих предметный или эмоциональный аспект. Каждый их партнеров по взаимодействию, что-то отдает другому и ожидает получить, что-то взамен. Что хочет получить гражданин от полицейского? Готовность участия в любой проблеме. Мы должны помнить, что активное участие в ситуации на уровне общения, дает сотруднику управление этой ситуацией.
Второй основной аспект общения гражданина и полицейского - чувство личной ответственности, являющееся двигателем в решении любых проблем. Любой человек, который почувствует в сотруднике органов внутренних дел готовность взять ответственность на себя, уже бессознательно начнет уважать его как человека защищающего права гражданина, на подсознательном уровне начнет относиться к нему с чувством уважения.
Сущность общения реализуется в его функциях. Они различны, например, прием и передача информации, установление и регулирование взаимоотношений между людьми, удовлетворение основных потребностей и эмоций человека и др. Пользуясь подходом Л.А. Карпенко, в основе которого лежит критерий «цель общения», можно выделить следующие функции профессионального общения.
Контактная состоит в установлении между общающимися состояния обоюдной готовности к приему и передаче деловой информации, поддержанию взаимосвязи в форме постоянной взаимной ориентированности.
Информационная проявляется в обмене сообщениями, то есть в приеме-передаче каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, предложениями и т.д.
Побудительная отражается в процессе стимуляции активности партнера по общению, направленной на выполнение им желаемых действий.
Координационная состоит во взаимном ориентировании и согласовании при организации совместных действий.
Функция понимания имеет целью не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).
Эмотивная функция состоит в возбуждении в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение его с помощью собственных переживаний и состояний.
Функция установления отношений проявляется в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором реализуется деловое взаимодействие партнеров.
Функция оказания влияния отражается в изменении состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.
Если какая-либо функция по той или иной причине не реализуется, в процессе общения появляются барьеры, сбои.