Диагностико-контролирующий блок

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕДАГОГИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Современные проблемы науки и образования с практикумом»

Направление подготовки:050100.68ZПH1 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки:

«Начальное образование»

Квалификация (степень) выпускника:

магистр педагогического образования

Форма обучения: заочная

Калининград 2013

СОДЕРЖАНИЕ

учебно-методического комплекса дисциплины

«Современные проблемы науки и образования с практикумом »

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

(рабочая программа учебной дисциплины)

1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3. Содержание дисциплины

4. Тематика самостоятельных работ

5. Вопросы для промежуточного и итогового контроля

6. Критерии оценки знаний

7. Рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

8. Список основной и дополнительной литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1. Теоретическая часть

2. Практикум

3. Методические рекомендации по преподаванию и

изучению дисциплины

4. Глоссарий

ДИАГНОСТИКО-КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

1. Контрольные задания по темам курса.

2. Перечень вопросов к экзамену

3. Вопросы для промежуточного и итогового контроля

4. Проблемные вопросы и задания для самостоятельной работы

БЛОК НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА



ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК

(рабочая программа учебной дисциплины)

Пояснительная записка

1.1. Статус дисциплины в основной образовательной программе

Учебная дисциплина ««Современные проблемы науки и образования с практикумом» является частью основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100.68ZПН1 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», дисциплиной для обязательного изучения. Обучение ведется в 1 семестре, включает одно лекционное, два практических занятия и самостоятельную работу студентов. Дисциплина проводится в объеме 10,8 часов, из них – 6 часов составляют аудиторные занятия, 4,8 часов - экзамен. Форма итогового контроля – экзамен в конце семестра А.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина «Современные проблемы науки и образования с практикумом» включена в профессиональный цикл основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050100.6868ZПН1 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование».

Изучению современных проблем науки и образования должно предшествовать изучение общенаучных и общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного изучения дисциплины

Студенты первого курса магистратуры, приступающие к изучению учебной дисциплины «Современные проблемы науки и образования с практикумом», должны иметь общее представление о Педагогике, педагогических проблемах, методах педагогических исследований, владеть терминологией в области общей педагогики в соответствии с ФГОС по направлению «Педагогическое образование».

1.4. Цели и задачи освоения дисциплины.

Цель изучения дисциплины: формирование профессиональных компетенций в части, предусмотренной настоящей рабочей программой.

Задачи изучения дисциплины:

- приобретение основополагающих знаний в области современных проблем науки и образования;

- изучение методов и моделей, которые будут полезны при реализации профессиональных компетенций;

- приобретение навыков научно-исследовательской и педагогической деятельности в изучаемой области;

1.5. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоения дисциплины профиля «Начальное образование»:

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

- способность руководить исследовательской работой (ПК-4);

- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4).

1.6. Перечень знаний, умений и владений магистранта в результате освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- методологические основы педагогической науки,

- методы получения современного научного знания в области педагогики;

- основные направления развития педагогической науки,

- новые научные школы;

- современные тенденции развития педагогического образования, модели образования и пути развития систем образования в свете мировых процессов;

Уметь:

- находить информационные научные источники знаний в области педагогики, перерабатывать и трансформировать информацию в рамках исследовательской и проектной деятельности;

- анализировать современные педагогические системы, теории, концепции, технологии;

- проводить сравнительный анализ научных педагогических школ, моделей образования;

Владеть:

- методологией и методикой проведения научных исследований в области педагогики (информатизации образования);

- навыками самостоятельной научной и исследовательской работы.

2. Тематический план

2.1. Структура дисциплины «Современные проблемы науки и образования с практикумом»

Наименование раздела дисциплины Формы учебной деятельности
Аудиторные занятия В том числе Самостоятельная работа
Лекции Практ. занятия
1. Методология педагогической науки.    
2. Основные направления развития педагогической науки.    
3. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.    
4. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.    
Итого аудиторных часов      
Экзамен 4,8  
Итого по дисциплине 10,8  
Зачётных единиц 0,23  

3. Содержание дисциплины

3.1.Тезисное изложение содержания дисциплины

Тема 1. Методология педагогической науки.Обоснование категориально-понятийного аппарата. Методы получения современного научного знания в области педагогики.

Тема 2. Основные направления развития педагогической науки.Смена научных парадигм – закон развития науки. Основные направления научных исследований в регионе. Возникновение новых научных школ и направлений. Становление новых педагогических теорий, концепций, развитие новых идей.

Тема 3. Современные тенденции развития образования в России и за рубежом.Влияние мировых тенденций развития образовательного пространства на отечественную систему образования. Образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.

Тема 4. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством.Понятие интеграции. Болонский процесс. Модели образования в России и за рубежом, заданные Болонским соглашением. Пути развития отечественной системы образования в свете мировых процессов. Международное сотрудничество в сфере образования.

Тематика рефератов

  1. Структура и содержание следующих направлений в педагогике:

Педагогика начальной школы. Педагогика творческого саморазвития. Педагогика индивидуальности. Педагогическая психология. Педагогическая синергетика. Педагогическая акмеология. Педагогическая валеология. Коррекционная педагогика. Когнитивное обучение. Педагогика инноваций.

  1. Научные подходы к исследованию педагогических проблем (деятельностный, лтчностный, синергетический, андрагогический, акмеологический и др.). Теоретические методы исследования. Роль и место педагогического эксперимента в научно-педагогическом исследовании. Анализ научной статьи. Анализ автореферата кандидатской диссертации.
  2. Педагогические инновации. Исследовательский подход к процессу обучения. Интерактивное обучение. Проектный подход в образовании.
  3. Дистанционное обучение. Информатизация образования.
  4. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике.
  5. Тенденции развития образования в России. Тенденции развития образования в зарубежной стране (на выбор). Компетентностный подход к педагогическому процессу.

Вопросы для промежуточного и итогового контроля

Вопросы для промежуточного контроля

- Докажите, что педагогика является наукой

- Современная классификация психолого-педагогических наук.

- Что такое научная парадигма?

- Инновационные процессы в образовании

- Модели образования в России и за рубежом, заданные Болонским соглашением

- Какую роль играют международные связи в интеграционных образовательных процессах?

- Блочно-модульное обучение: сущность, проблемы.

- Компетентностный подход в образовании.

- Проектное обучение: сущность, проблемы.

- Акмеологический подход в образовании.

- Ситуационный подход в образовании.

- Научные школы российской педагогики.

- Научная школа Е.В. Бондаревской.

- Научная школа В.С. Ильина.

- Научная школа О.С. Гребенюка.

- Научная школа (авторская – по выбору).

- Основные направления научных исследований в области образования на примере Калининградского региона.

Критерии оценки знаний

Текущая аттестация

В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения содержания тем курса. Текущая аттестация заключается в выполнении и обсуждении заданий. В ходе текущей аттестации проверяются теоретические знания, практические умения, формируемые при освоении содержания курса, а также надпредметные способы деятельности: организация и проведение исследования, оценка полученных результатов, сравнение полученных результатов с имеющимися критериями, определение путей продолжения исследования.

Текущая аттестация проводится во время защиты практических работ или индивидуальных заданий, предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий, заполняя портфолио.

Итоговая аттестации

В ходе итоговой аттестации оценивается:

Качество знаний о методологии педагогической науки, методах получения современного научного знания в области педагогики; об основных направлениях развития педагогической науки, новых научных школах; о современных тенденциях развития образования, моделях образования и путях развития систем образования в свете мировых процессов;

умения находить научные знания в области педагогики, анализировать педагогические системы, теории, концепции, сравнивать научные школы, модели образования;

личностные качества (стремление совершенствовать собственную методологическую основу профессиональной деятельности, постоянно расширять кругозор в области педагогики и мировых тенденций развития образовательного пространства).

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена с представлением каждым обучающимся результатов выполнения текущих заданий в ходе самостоятельной работы:

- учебный модуль по одному из аспектов выбранной педагогической проблемы или одному из направлений педагогической науки;

- выступление и письменный доклад по одной из тем курса;

- презентация доклада;

- результаты исследования выбранной темы, представленные в форме презентации или публикации и включающие содержательный аспект, библиографию по теме, в том числе нормативные документы, список Интернет-адресов информационных ресурсов.

- результаты самодиагностики (промежуточного контроля).

Критерии оценки знаний на экзамене (Табл. 1).

Таблица 1.

Оценка Критерий
отлично выставляется за - всесторонние, систематические и глубокие знания учебно-программного материала, -умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, - изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованной программой; - понимание взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значения для приобретаемой профессии; - проявление творческих способностей в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
хорошо выставляется за - полное знание учебно-программного материала; - успешное выполнение предусмотренных в программе заданий; - изучение основной литературы, рекомендованной программой; - представления систематического характера знаний по дисциплине и способности к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
удовлетворительно выставляется за - знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности; - умения выполнять задания, предусмотренные программой; - наличие знаний основной литературы, рекомендованной программой; - допущенные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но при этом студент должен иметь необходимые знания для их устранения под руководством преподавателя.
неудовлетворительно выставляется за - обнаруженные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала; - принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

7. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Изучение курса строится как совместная исследовательская деятельность педагога и магистранта, ищущих ответы в проблемном поле курса. Каждый студент выбирает для углубленного изучения одну тему курса, консультируясь с преподавателем, готовит ее для обсуждения в группе.

В процессе изучения курса обучающиеся выполняют различные задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов организуется в форме индивидуальной деятельности во время аудиторных занятий и вне аудитории (в компьютерном классе открытого доступа или с домашнего компьютера).

Консультирование студентов может осуществляться по электронной почте. По результатам аудиторной и самостоятельной работы каждый студент формирует электронный портфолио учебной дисциплины.

Ресурсы Интернета

Нормативные документы

Закон РФ «Об образовании»

Концепция проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Образовательные стандарты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретическая часть

Подготовлена по материалам [см. список литературы].

Тема 1. Общая характеристика психолого-педагогических наук.

1.1. Система психолого-педагогических наук.

1.2. Отечественные и зарубежные классификации.

Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. На этом основании выделяют следующие отрасли психологии:

Психология трудаизучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Она имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Педагогическая психологиярассматривает психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психологияизучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психологиярассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию,

криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.

Военная психологияисследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Выделяют психологию спорта, торговли, научного и художественного творчества.

Выделяют ряд отраслей психологи, в которых реализуется принцип развития:

возрастная психологияизучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека; имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология взрослого человека и геронтопсихология;

психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифлопсихологию;

сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни.

Если в основу классификации положить психологические аспекты отношений личности и общества, то можно выделить еще один ряд отраслей психологической науки, объединяемых понятием «социальная психология».

Особое место занимает общая психология. В ее задачи входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В структуру педагогических наук входят история и теория педагогики. Первая дисциплина изучает историю развития основных идей педагогики, а также раскрывает пути развития систем образования в разных странах и у разнообразных народов. А теория педагогики состоит из следующих подразделов: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, теория организации и управления образовательным процессом и методика воспитательной работы. Современный этап развития педагогики характеризуется появлением новых педагогических направлений, например, педагогическая синергетика, педагогическая акмеология, педагогическая валеология и др.

Наиболее употребляемыми сегодня классификациями педагогических наук являются следующие отечественные классификации:
1. По структуре:

История педагогики включает в себя изучение истории развития педагогических идей и историю развития образовательных систем в разных странах и у разных народов;

Теория педагогики включает в себя следующие основные разделы:

общую педагогику – раздел педагогики, изучающий общие закономерности и принципы воспитания и образования, методологию и методику педагогического исследования;

теорию образования и обучения (дидактику) - раздел педагогики, раскрывающий сущность, содержание, методы и средства обучения и контроля;

теорию воспитания - раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его структурные элементы;

теорию организации и управления в системе образования – раздел педагогики; изучающий комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательными процессами, направленный на повышение их эффективности;

Частные методики включают в себя методики обучения различным учебным дисциплинам, а также методику воспитательной работы.

2. По возрастному и предметному признаку:

Дошкольная педагогика рассматривает проблемы обучения и воспитания детей дошкольного возраста, начиная с рождения ребенка;

Школьная педагогика – одна из самых разработанных научных областей педагогики. Школьная педагогика занимается изучением проблем обучения и воспитания школьников разных возрастов;

Педагогика профессионального образования рассматривает проблемы образования и воспитания учащихся и слушателей системы профессионального образования и переподготовки кадров;

Педагогика высшей школы – отрасль педагогики, изучающая вопросы обучения и воспитания студентов высших учебных заведений, подготовки и переподготовки кадров для высшей школы;

Производственная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением наиболее оптимальных способов и приемов овладения производственными умениями и навыками;

Военная педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к военным профессиям;

Космическая педагогика – отрасль педагогической науки, занимающаяся поиском наиболее оптимальных способов и приемов подготовки к космическим профессиям;

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий с учетом конкретных условий социальной среды. Термин введен немецким педагогом А.Дистервегом вXIХ в.;

Сравнительная педагогика - отрасль педагогики, занимающаяся сравнительным анализом содержания и процессов в области образования в разных странах с точки зрения определенных критериев. Термин введен в конце ХУ111в. французским исследователем Жюльеном Парижским;

Этнопедагогика - отрасль педагогики, занимающаяся исследованием и сравнением культурных, национальных, народных, этнических традиций образования и воспитания;

Геронтопедагогика – отрасль педагогики, исследующая особенности старческого периода жизни человека с точки зрения возможностей образования и воспитания людей пожилого возраста.

3. По ценностно-смысловому признаку:

Авторитарная педагогика (педагогика необходимости) – направление в педагогике, рассматривающее пути и средства приобщения растущего человека к должному, познавательной или нравственной норме. Ребенок в этой педагогике – «предмет воспитания», «объект воздействия»;

Гуманистическая педагогика (недирективная педагогика) – направление в современной теории и практике обучения и воспитания, возникшее в конце 50—х – начале 60-х годов ХХ века в США как воплощение идей гуманистической психологии К.Роджерса. В основе этой педагогики – мотивация, интерес, потребности ребенка;

Педагогика права – новое направление в современной педагогике, которое занимается изучением вопросов воспитания и обучения, построенных на принципе: права человека абсолютны, интересы государства относительны;

Педагогика православная – педагогика, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения в традициях православного христианства;

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике, в котором с середины 70-х годов ХХ столетия стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основные положения: отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитанниками; учение без принуждения; идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооценки, создания высокого интеллектуального фона класса, личностного подхода;

4. По коррекционно-развивающему признаку:

Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические и психические дефекты:

Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих и слабослышащих;

Тифлопедагогика изучает особенности обучения и воспитания слепых и слабовидящих;

Олигофренопедагогика – проблемы умственно отсталых детей;

Логопедагогика – исправление речевых дефектов;

Коррекционная педагогика:

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов;

Кондуктивная педагогика ориентирована на работу с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями. Термин введен венгерским ученым Пето;

Лечебная педагогика – отрасль педагогики, разрабатывающая медицинские и учебно-воспитательные приемы и средства, имеющие целью исправление (коррекцию) характера и личности аномальных и трудных детей. Термин введен В.П.Кащенко;

Превентивная педагогика изучает пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодежи;

Реабилитационная педагогика разрабатывает вопросы педагогического воздействия на больного или труднообучаемого ребенка с целью оптимизации эмоционального состояния, интеллектуальной деятельности, ликвидации педагогической запущенности.

Педагогика особой одаренности – сравнительно новая отрасль педагогики, занимающаяся изучением педагогических подходов в работе с одаренными детьми.

Список литературы

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Задачи

то, что требует исполнения, разрешения; вопрос, требующий решения, разрешения, или цель – то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть; способ достижения цели.

Гипотеза(от гр. hupothesis – основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых, догадка, допущение, основная функция которого – объяснительная;

Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений

В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из указанных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы.

Прогностическая гипотеза делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования.

Гипотеза педагогического исследования - система иерархично выстраивающихся предположений, включающих описание, прогноз и объяснение объектов исследования и обладающих признаками теоретической и / или практической новизны.

Методологические умения

1. Умение на основе знаний педагогической теории и практики выявить противоречия и на их основе обосновать актуальность исследования.

2. Умение на основе анализа противоречий определить проблему исследования.

3. Умение, исходя из проблемы, определить объект исследования.

4. Умение вычленить предмет исследования из его объекта.

5. Умение на основе предмета исследования сформулировать его тему.

6. Умение, исходя из проблемы и темы исследования, определить его цели.

7. Умение во взаимосвязи с проблемой и целями исследования сконструировать его целостную гипотезу, включающую описательный, прогностический и объяснительный компоненты.

8. Умение на основе целей и гипотезы исследования сформулировать его задачи.

9. Умение на основе задач исследования дифференцировать его этапы.

10. Умение для каждого этапа исследования отобрать методы, адекватные его целям и задачам.

Теоретические методы педагогического исследования:

1. Умения теоретического анализа и синтеза.

2. Умения абстракции и конкретизации.

3. Умения индукции и дедукции.

4. Сравнительно-сопоставительные умения.

5. Умения классификации.

6. Умения систематизации.

7. Умения обобщения.

8. Умения аналогий.

9. Умения идеализации.

10. Умения моделирования.

11. Умения формализации.

12. Понятийно-терминологические умения.

Эмпирические методы (способы) исследования:

1. Умение наблюдения и квалифицированного протоколирования.

2. Умение выполнить педагогический эксперимент.

3. Умение изучать и обобщать педагогический опыт.

4. Умение организовать опытную работу.

5. Умение изучать продукты деятельности обучаемых.

6. Умение изучать педагогическую документацию.

7. Умение провести опрос (анкетирование, беседу, интервью),

8. Умение выполнить социометрию.

9. Умение организовать экспертные оценки, педагогический консилиум, компетентное судейство.

10. Умение провести мониторинг.

11. Умение провести обследование.

12. Умение выполнить исследование методами логопедии, профессиональной педагогики и т.д.

13. Умение измерять педагогические явления.

14. Умения математической и статистической обработки результатов исследования.

Образовательные инновации, проекты, критерии их эффективности

Инновации - управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.

Термин «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств).
В конце 50-х годов в Германии, США и других странах стали создаваться центры по изучению и обобщению педагогических новшеств, выходить специальные периодические издания, посвященные нововведениям в области образования.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.

Инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

проблема изучения педагогического опыта;

проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки.

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:
объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;
субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Классификация инноваций

В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений.

Технологические инновации — это новые способы изготовления продуктов, новые технологии их производства. Применительно к сфере образования такого рода новшества касаются различных технических средств и оборудования, использованного в обучении. С позиций дидактики введение информационной среды и программного обеспечения внесло огромное количество новых возможностей. Компьютерные технологии за счет своего быстродействия и больших резервов памяти представляют собой принципиально новые средства обучения. Они позволяют реализовывать многие варианты сред для проблемного обучения, личности, строить различные схемы диалоговых режимов и индивидуальных подходов в преподавании и учении.

Методические инновации — это инновации в области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса. Они наиболее распространенный и характерный тип новшеств в сфере образования, охватывающий процесс преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин от дошкольного воспитания до высшего образования, подготовки и переподготовки кадров.
Организационные нововведения. Они касаются освоения новых форм и методов организации труда, а также инноваций, предполагающих изменения соотношения сфер влияния структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц. В частности, вопросы комплектования различных классов и групп, способов работы в классах, группах, школьных и внешкольных коллективах.

Управленческие нововведения Они затрагивают структуру, методы управления производством, организациями, ориентированы на замену элементов системы управления (или всей системы в целом) с целью ускорения, облегчения или улучшения решения поставленных задач.


Характеристики и критерии оценки инноваций

По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.

К практическим — новые методики, правила, алгоритмы, прогр

Наши рекомендации