Внеучебная деятельность учащихся.

В 1930-е гг. происходил и некоторый пересмотр воспитательных задач, среди которыхприоритетное место начинает занимать не подготовка интернационалиста-строителя коммунистического общества, а формиро­вание активного, политически грамотного строителя советского общества, патриота своей страны. При этом, еди­ная политическая и методологическая основа воспитания — марксистско-ленинское учение, оставаясь таковой, по сути, подвергается некоторой трансформации и пересмотру, что отразилось на характере и содержании воспитательного процесса.

В направлении реализации задач воспитания значительное внимание уделялось вопросам организации внеучебной деятельности детей иподростков. Получившие в 1920-е гг. широкое распространение так называемые внешкольные клубы и клубы пионеров в 30-е гг. были дополнены профсоюзными клубами и домами культуры, в которых проводилась работа с детьми в различных секциях и кружках во внеучебное время. Тогда же, в 1930-е гг. были созданы детские парки и детские дома культуры, Дома пионеров, городские и загородные лагеря, детские железные дороги и пароходства, станции юных туристов, техников и др.

После постановлений партии и правительства о школе в деятельно­сти внешкольных учреждений и в содержании внешкольной работы про­изошли значительные изменения. Программы кружков, клубов, студий стали теснее связаны с учебными программами школы, ставилась за­дача активно помогать школе в развитии у детей интереса к науке, стремления овладеть знаниями.

Содержание и характер внеучебной и внешкольной работы в 1930-е гг. был раскрыт в постановлении СНК РСФСР «О ме­роприятиях по развертыванию внешкольной работы среди детей» (1932) и Письма Наркомпроса «О развертывании внешкольной работы с детьми» (1932). На основании этих документов была проведена значительная практическая работа по созданию государственной сети внешкольных досуговых и образовательных учреждений. Открывавшиеся Дома и Дворцы пионеров и школьников, будучи учрежде­ниями комплексными и располагая многообразием кабинетов, лабора­торий, мастерских, спортивных сооружений, были рассчитаны на работу со значительным числом детей. В них проводилась кружковая и студийная работа с постоянным составом школьников и разнообразные детские праздники и мероприятия.

Центральная детская техническая станция (1930) проводила очные и заочные состя­зания, в которых принимали участие школьные авиамодельные кружки авиамоделисты детских технических станций, аэроклубов Осоавиахима, детских парков, пионерских лагерей, детских площадок при домоуправлениях. Центральная станция юных натуралистов и станции юннатов на местах проводили многочисленные массовые мероприятия (походы, смотры, слеты). По инициативе станций юннатов в стране ежегодно проводились мас­совые кампании — День леса, День птиц и т.д. Широко развернулось движение «юных друзей Автодора», содействовавшее увлечению детей автомобильным транспортом. В эти годы впервые возникли такие уникальные внешкольные учреждения, как детские водно-техни­ческие станции и речные порты, детские железные дороги.

В январе 1935 г. в здании Государственного политехнического музея была открыта постоянно действующая выставка детского технического творчества, а на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве был постро­ен специальный павильон юннатов.

По мере становления и развития сети внешкольных детских учреж­дений Наркомпрос проводил работу по созданию нормативных докумен­тов о них, где определялись общие принципы деятельности внешкольных учреждений, их структура, порядок руководства, управления и финан­сирования.

Тесная связь со школой всегда была важнейшим принципом в дея­тельности внешкольных детских учреждений. С развитием сети специа­лизированных учреждений вошло в практику составление совместных планов внешкольной воспитательной работы. Коллегия Наркомпроса РСФСР специальным решением в 1932 г. обязала заведующих шко­лами (с 1934 г. – директоров) ежемесячно планировать внешкольную работу и организацию досуга детей. Директорам детских внешкольных учреждений было пред­ложено «обеспечить проведение регулярных экскурсионно-туристических мероприятий среди учащихся начальных, неполных средних и средних школ, организуя эту работу в выходные дни, в зимние, весенние и особен­но в летние каникулы». Программы кружков, клубов, студий органически связывались с учебными программами школы и при этом решали задачу помощи школе в развитии у детей интереса к научным знаниям, стремления овладеть этими знаниями.

Активное участие в организации и проведении внешкольной деятельности учащихся принимали различные общественные организации. Центральный совет Всесоюз­ного общества изобретателей (ВОИЗ), например, принял 10 ноября 1936 г. специальное постановление, обязывающее все заводские советы ВОИЗа организовывать квалифицированную консультацию руководи­телям кружков и юным техникам. В областных, краевых центрах, где в распоряжении советов ВОИЗа имелись дома техники, предлагалось соз­дать лектории по технике для детей и подростков. Центральная детская техническая станция совместно с Государствен­ным политехническим музеем в ноябре 1936 г. организовала детский на­учно-технический лекторий. Лекции читали профессора и преподаватели вузов, инженеры и писатели.

Расширение сети внешкольных детских учреждений, усложнение содержания их работы, повышение их роли в воспитании детей потребовали расширения подготовки квалифици­рованных кадров внешкольных работников. С этой целью в 1928 г. по решению ЦК ВКП (б) при Академии коммунистического воспитания было организовано специальное отделение по подготовке внешкольных работников. Отделение Академии занимало особое место в системе подготовки кадров внешкольных работников. Оно готовило методистов и организаторов детского досуга и внеучебной воспитательной работы. Препода­вали в 1930-е гг. на этом отделении известные педагоги и психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Н. Груздев, И.Ф. Свадковский, С.М. Ривес.

В 1933 в Ленинграде был создан Внешкольный педагогический техникум с отделениями: основное, трудовое, внешкольное, физкультурное, биб­лиотечное, отделение по подготовке работников для детдомов.

Наркомпрос РСФСР и ЦК ВЛКСМ регулярно созывали совещания руково­дящих работников детских внешкольных учреждений, где обсуждались вопросы подготовки и переподготовки кадров, планы развития сети вне­школьных учреждений, проблемы совершенствования содержания вне­школьной воспитательной работы. Центральная детская техническая станция по поручению Наркомпроса регулярно проводила совещания со специалистами по вопро­сам развития детского технического творчества, на которых поднимались вопросы подготовки кадров внешкольных работников.

В 1936 г. Наркомпрос на совещании заведующих кафедрами педаго­гики и психологии педагогических вузов дал указание об обязательном знакомстве студентов с работой внешкольных учреждений с тем, чтобы выпускники педагогических учебных заведений знали содержание и мето­ды внешкольной работы.

Таким образом, уже к середине 1930-х гг. была создана государственная система внешкольных детских учреждений, в. которую входили как учреждения широкого профиля – Дворцы и Дома пионеров, так и узкого профиля – станции юннатов, детские технические станции, дома художественного воспитания детей, театры. В целом, разработка проблем воспитания учащихся в 20-30-е гг. происходила в условиях формирования системы так называемого «коммунистического воспитания», что находило отражение, как в педагогической теории, так и школьной практике. Например, это отразилось в передаче функций управления воспитательной деятельностью в школе из ведения Наркомпроса в ведение ЦК ВЛКСМ.

Характерной особенностью периода конца 20–30-х гг. было недостаточное соединение теории данного вопроса с практикой, которая значительно опережала теорию. Развитие педагогических идей происходило в условиях только складывавшейся новой теории, а практика при этом опиралась на богатый опыт дореволюционной России и зарубежных стран (хотя официально это и отрицалось).

К заслугам данного периода относится создание системы внешкольного образования, характеризовавшейся большим спектром (свыше 30 видов) внешкольных образовательных учреждений; приоритетным вниманием их не столько к политическому просвещению, сколько к развитию научно-практического интереса у детей; тесной связью со школой, проявлявшейся, например, в общих планах совместной деятельности и в их реализации; технической направленностью учреждений как условием развития интереса и создания конкурса в профессиональные технические учебные заведения и постепенное решение в дальнейшем кадровых проблем и т.д.

Внеучебная деятельность учащихся происходила и в самой школе и направлялась, главным образом, пионерской и комсомольской организациями. Элементом внеучебной деятельности школьников являлось их участие в работеорганов ученического самоуправления. Еще в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918) при раскрытии задач ученического самоуправления указывалось на то, что дети должны участвовать во всей школьной жизни, пользо­ваться правом самоуправления и всегда быть готовыми к активной вза­имопомощи. «Основные принципы…» подчеркивали, что, «готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы».

Разработкой теоретических основ ученического самоуправления в 20-е гг. занимались Н.К. Круп­ская, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак. В самоуправлении они видели одну из форм педагогической работы,
которая сможет эффективно содействовать подготовке активных строите­лей нового общества. Отдавая должное принципу творческой активности
и самодеятельности детей, педагоги решительно выступали против «овзросления» методов школьной работы, отождествления понятий «управление школой» и «самоуправление».

Органы школьного самоуправления работали на основе утвержденного коллегией Наркомпроса РСФСР «Положения об организации учащихся в школе второй ступени» (1921) и «Тезисов о самоуправлении» (1923), подготовленных Главным ученым советом. Самоуправление в общеобразовательной школе находило отражение в различных формах: деятельность старост класса, советов и комитетов старост и учащихся в рамках школы, звеньев, бригад и др. Руководящими органами детского самоуправления практически повсеместно были: общее собрание, учебный комитет и его президиум, классный комитет, групповой комитет. При учебном комитете действовали различные комиссии, а при его содействии работали разнообразные кружки.

В соответствии с общими задачами и учетом местных возможностей определились следующие основные направления работы ученического самоуправления: краеведческая работа (изучение природы и общественно-трудовой жизни родного края); непосредственная связь с произ­водством, общественными организациями и местным населением (посильное участие в их работе, пропагандистская и агитационная деятельность); шефская работа (над сельской школой, частями Красной Армии и детскими учреждениями); установление межшкольных связей (в масштабе города, уезда, губернии). Несколько позднее эти направления в содержании ра­боты органов ученического самоуправления, претерпев некоторую перегруппировку, определились как админи­стративно-управленческое, санитарно-хозяйственное, об­щественно-политическое и учебное.

Значительно расширялось содержание работы учени­ческого самоуправления в области общественно-полити­ческой деятельности школьников. Согласно требованиям первых комплексных программ, учащиеся должны были овладеть определенной суммой навыков в этой работе. К ним относились: активное участие в общих собрани­ях, их ведение (работа председателя, члена, секретаря); индивидуальное выполнение и сотрудничество в кол­лективном выполнении общественных поручений; ор­ганизация общественных предприятий (артелей, круж­ков, комиссий, кооперативов, клубов, общих праздников и развлечений); участие в составлении и выпуске стенных газет, сборников, журналов и т. д. Таким содержанием работы мыслилось обеспечить об­щественно-политическое воспитание школьников, пере­дать им определенную сумму знаний для ориентировки в политической и общественной жизни страны, а также обеспечить привитие соответствующих навыков общест­венной работы, труда.

В области учебно-производственной работы органы ученического самоуправления учитывали ход соцсорев­нования, организовывали работу учащихся в кабинетах, мастерских, лабораториях, участвовали в деятельности предметных комиссий преподавателей при планирова­нии учебного материала и т. п. Наконец, функцией уче­нического самоуправления была организация помощи отстающим ученикам.

Содержание работы органов ученического самоуправления в школе в 1928 – 1931 гг. отражало специфику того периода. Во-первых, всей работе придавался массовый общественно-политический характер. Во-вторых, появлялись новые участки работы или выделялись такие, кото­рым ранее уделялось меньше внимания. В-третьих, переносился акцент на внешкольную работу, которая нередко расценивалась как основная и главная в жизни учениче­ского самоуправления.

Внешкольная работа органов ученического самоуправления состояла в борьбе за улучшение быта населения, в активном участии в клубной жизни и т.п. Особо важным участком внешкольной работы признавалась ликвидация неграмотности среди взрослого населения.

В целом, в содержании работы органов учени­ческого самоуправления в 1929 – 1931 гг. преобладала общественно-политическая направленность, ученическое самоуправление активно участвовало в проведении всех государственных кампаний, что требовало как внешкольной, так внутришкольной работы.

Содержание работы ученических организаций было в центре внимания I-го Всероссийского совещания по самоуправлению учащихся в школе (июнь 1931г.). В содержании работы органов ученического самоуправления на этом совещании был отмечен перенос внимания с таких «традиционных» элементов содержания работы учкомов, какорганизация самообслуживания, внутришкольного труда и хозяйства, наблюдения за санитарией и гигиеной помещения и учащихся, на массовую общественную и производственную работу преимущественно внешкольного характера.

Важным делом в практике работы органов уче­нического самоуправления в 20-х гг. было проведение детских конференций по вопросам деятельности ученических ор­ганизаций и установления разнообразных межшколь­ных связей в пределах города, уезда, губернии, респуб­лики. Проведение ученических конференций, создание ими постоянно действующих межшкольных органов ученического самоуправления с тенденцией координации работы принимало все более широкие масштабы, вплоть до рес­публиканских органов.

Особый размах и буквально всеобщее распростране­ние практика проведения конференций школьников при­обрела со второй половины 20-х годов. Ученические конференции, непосредственно связанные с работой детского самоуправления, в 1926 – 1929 гг. проводились почти повсеместно.

Однако в 1929 – 1931 гг. практика проведения ученических конференций несколько сужается. Упоминания о них в печати встречаются все реже. Проведение конференций было признано делом, отрывающим учеников от систематических занятий и нарушающим деятельность школьного самоуправления на местах.

Организационные формы ученического самоуправле­ния 1920-начала 30-х гг. были весьма многообразны и во многом копировали структуру высших органов власти в стране и отражали в своей деятельности их работу.

Самоуправление учащихся было теснейшим образом связано с деятельностью комсомольской и пионерской организаций, которые в значительной степени определяли его состав и направляли деятельность органов самоуправления. С начала 30-х гг. после постановлений ЦК ВКП (б) и СНК СССР, которые привели к изменениям в структуре управления школой и повышению роли учителя в учебно-воспитательном процессе, характер деятельности ученического самоуправления значительно изменился и стал полностью отождествляться с деятельностью пионерской и комсомольской организаций.

В условиях построения коммунистического общества и господства марксистско-ленинской идеологии любые детские и юношеские организации в школе могли создаваться только с разрешения и под контролем местных и центральных партийных органов. Такими организациями, начиная с 20-х гг., стали пионерская и комсомольская организации.

Деятельность комсомольской организации в школе была официально закреплена «Положениями о работе Российского Коммунистического Союза Молодежи среди учащихся», утвержденными Оргбюро ЦК РКП (б) в мае 1919 г., и действовавшими без серьезных изменений до начала 30-х гг. В этом документе определялись об­щие организационные основы работы школьной комсо­мольской ячейки, принципы ее отношений ко всем учащимся и правила приема учащихся в ряды РКСМ. В «Положениях» указывались и каналы воздействия школьников комсомольцев на «широкие массы учащих­ся».

До 1920 г. молодежное коммунистическое дви­жение в РСФСР не имело четкой и определенной программы своей деятельности в области работы в шко­ле. Поэтому на III съезде комсомола были сформулированы основные задачи в этой области. Усиление внимания к содержанию политического воспитания подрастаю­щих поколений, укрепление и рост численности комсомольских организаций в начале 20-х годов сделали возможным создание массовой дет­ской коммунистической организации, рассчитанной на учащихся среднего школьного возраста.

В 1921 году по указанию ЦК ВКП (б) было созвано специальное совещание по планированию работы с детьми. На совещании было принято решение о деятельности детских организаций только под эгидой Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ). Комиссия, созданная на совещании, разработала примерный устав организации «Юные пионеры имени Спартака». Устав определял цель и структуру организации, возрастные границы ее членов (11-14 лет). На совещании были также сформулированы и законы юных пионеров.

Вторая Всероссийская конференция РКСМ (1922) приняла решение о создании под руководством комсомола коммунистической детской организации юных пионеров. По итогам конференции было определено, что «детское движение должно стать одной из форм классовой пролетарской борьбы и воспитания в детях трудящихся классового самосознания». На V съезде РКСМ были определены задачи детского движения: «Оно должно, прежде всего, себе ставить целью организацию, сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата. Задача классового воспитания также стоит перед детским движением, которое в то же время преследует цели всестороннего развития детской натуры, характера и ума ребенка».

В це­лях максимального обеспечения коммунистического влия­ния на детей основным организационным принципом строительства деткомдвижения было создание пионер­ских отрядов не в школе, а при предприятиях, т.е. там, где существовали партийные и комсомольские ячейки, где имелись крепкие рабочие коллективы. На крупных предприятиях, при которых создавался не один, а несколько отрядов, эти отряды составляли пионерба­зу. Общее руководство отрядами юных пионеров осуще­ствлялось местными бюро ЮП при районных, областных (краевых) комитетах РКСМ и, наконец, Центральным бюро при ЦК комсомола.

На III Всероссийской конференции РКСМ (июнь, 1923) было отмечено, что до сих пор комсомол ставил своей целью организа­цию детей на основе их самодеятельности, главным образом, вне влия­ния семьи и школы. Конференция постановила уси­лить влияние комсомольских организаций через юных пионеров на школы, постепенно завоевывая руководящее положение в органах школьного самоуправления через втяги­вание школы в политические кампании.

С 1924 г. началось активное проникновение пионерского движения в школу через создание пионерских форпостов, объединявших и координировавших деятель­ность пионеров (входивших в разные отряды, организо­ванные при производствах), но обучавшихся в одной шко­ле. Эти меры нашли закрепление в «Положениях о пионерских форпостах в школе» (1924). Конкретные задачи форпостов в школе были сформулированы в постановлении ЦК ВКП (б) «О пионерском движении» (1925). Основной задачей пионерской орга­низации, говорилось в постановлении, должно быть повы­шение успеваемости пионеров в школе и налаживание их учебы, одновременно втягивание учащихся в работу фор­поста и налаживание сотрудничества детей с учительст­вом, помогая им в строительстве новой школы.

Пионерские организации стали создаваться на базе школ, поскольку там были собраны дети определенного возраста, и с ними легче было проводить агитационную работу по привлечению их в организацию. О месте и роли пионерской организации в школе было указано в «Положении о работе пионерорганизации» (1925) и постановлении ЦК ВКП (б) «О пионерском движении» (1925). В этих документах было обращено внимание на необходимость «завоевания влияния и руководства всеми видами общественной работы учащихся путем активного участия в ней пионеров, одновременно втягивая учащихся в их работу».

Большое место в работе ячеек ВЛКСМ в школе на протяжении 1920-начала 30-х гг. зани­мала борьба с так называемым «академизмом». Сторонники «академизма» в школе – это часть учителей и учащихся, считавших, основная задача школьного образования заключается не в политическом просвещении, а в освоении учащимися основ наук. В целях недопущения потери своего влияния на школу, пионерскими и комсомольскими организациями повсеместно проводились собрания и заседания с критикой подобного подхода.

Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. «О начальной и средней школе» потребовало перестройки работы пионерской организации в школе. Эти же требования содержались и в специальном поста­новлении ЦК ВКП (б) «О работе пионерской организа­ции» (1932). В начале 1930-х гг. произошло полное прикрепление пионерских организаций к школе, что означало отождествление пионерской организации с коллективом учащихся и, таким образом, деятельность учащихся сливалась с деятельностью комсомольской и пионерской организаций.

В целом, развитие идей детского самоуправления и формирования детского коммунистического движения и их реализация в практике средней школы на протяжении 1920-30-х гг. в условиях жесткой идеологии имело два этапа: первый характеризовался относительно самостоятельным развитием идей самоуправления и детских коммунистических организации, а второй – сращиванием в теории и практике этих двух аспектов.

Активное влияние пионерских и комсомольских школьных организаций на процесс обучения, приводило к отходу от основной задачи общего образования в средней школе, заключающейся не в политическом просвещении, а в освоении учащимися основ наук. Хотя в постановлениях конца 20-30-х годов и говорилось, что главным делом пионерской организации, должно быть повы­шение успеваемости пионеров в школе и налаживание их учебы, на практике это отражалось в весьма искаженном виде. Полное прикрепление пионерских организаций к школе, произошедшее в конце 20-х гг., обеспечивало максимальное идеологическое влия­ния на детей, так как деятельность учащихся теперь сливалась с деятельностью комсомольской и пионерской организаций.

В то же время, необходимо выделить и позитивные моменты работы с детьми на протяжении 20-30-х гг. В работе пионерских организаций находили место такие формы деятельности детей, как: помощь семьям погибших солдат и командиров, приучение к систематическому труду, начальное овладение различными отраслями техники, осознание себя гражданами общества через участие в самоуправлении школой и ряд других.

Наши рекомендации