ВНЕУЧЕБНАЯ деятельность учащихся

В данном материале обобщен и систематизирован опыт проектирования, проведения и рефлексии различных внеучебных мероприятий, проводимых в центре.

Цели организаторов внеучебной деятельности учащихся

- способствовать личностному становлению учащегося,

- способствовать формированию коллективно-распределенной деятельности в разновозрастных группах,

- способствовать развитию творческих способностей учащихся,

- предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности,

- проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.

Особенности внеучебных мероприятий

1. Мероприятия проектируются преподавателями, учащимися старшей школы и выпускниками, «несущими» идеи и способы целостного развивающего образования. Содержание и процессы взаимодействия учащихся специальным образом проектируются и соответствуют требованиям образования в Центре. На этом этапе осуществляется методологическая поддержка процесса проектирования. Эта поддержка связана с запуском и контролем процессов целеполагания, самоопределения, проектирования и сценирования в деятельности проектной группы. Формируется и фиксируется понятие «проектирование», осуществляется выделение проблем, возникающих у учащихся и педагогов в учебном и внеучебных процессах, организуемых в рамках школы.

2. На всех этапах подготовки, организации и проведения внеучебных мероприятий в работу «включаются» наиболее способные старшеклассники, для которых участие в этих процессах является практикумом по курсам «Основы организации мышления и деятельности», «Игротехника», «Психология».

Включение учащихся в такую сложную деятельность происходит за счет организации специального вводного курса подготовки (около 10-15 занятий), условно названного нами «Подготовка капитанов». Основная задача этого курса связана с передачей норм и способов работы организатора группы в условиях разновозрастного сотрудничества. В будущем опытные учащиеся, прошедшие этот курс подготовки, начинают сами вести занятия для организаторов-новичков, создавая тем самым эффективное пространство взаимообучения.

3. Внеучебная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. Характерной чертой всех мероприятий является формирование разновозрастных групп (команд). Команда является основной структурной единицей внеучебных мероприятий. В главе команды стоит капитан, а также творческий актив, состоящий из 2-3 учащихся основной и старшей школы. Эти ребята являются творческим и организационным ядром группы, и они должны обязательно пройти вводный курс «Подготовка капитанов».

4. Психологическое, педагогическое и организационное консультирование актива и капитанов групп во время подготовки и во время проведения самого мероприятия. Команда педагогов-организаторов осуществляет постоянный мониторинг процессов взаимодействия участников в командах. Регулярно проводятся встречи учащихся с педагогами, где анализируются типичные ошибки капитанов и актива команд, а также проводится консультирование по индивидуальным запросам капитанов и актива.

5. Внеучебные мероприятия Центра, охватывая весь контингент учащихся от начальной до старшей школы и формируя тем самым уникальное общее пространство общения и взаимодействия учащихся и преподавателей всего центра, выстраиваются в определенную систему. Эта система организации внеучебной деятельности учащихся в концепции целостного развивающего образования реализуется в 3 этапа. Эти этапы определяются различными целями обучения в начальной, основной и старшей школе.

Этап 1-4 класса

На этом этапе, в первую очередь, преследуются цель научить учащегося учиться. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство разновозрастного сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации и разновозрастного сотрудничества, решающие задачи формирования детской субъектности, являются самыми важными на этом этапе программы.

В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости. Г.А. Цукерман пишет, что «детское учебное (а мы добавляем и внеучебное)сотрудничество пытается разрешить проблемы саморазвития, самообучения, самовоспитания и прочих форм детской самостоятельности».

Для достижений целей этого этапа специально для учащихся начальной школы используется специально спроектированное внеучебное мероприятие «Сборики». Особенностью этого мероприятия является то, что учащиеся 1-4 классов являются участниками, а учащиеся основной и старшей школы, пройдя специальную программу подготовки, принимают участие в качестве помощников, творческого и интеллектуального актива группы, а также организаторов.

Вопрос 27 .

Наши рекомендации