Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста

Совместная деятельность взрослых и детей – все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательной программы, характеризующегося наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе деятельности.

Отличительные признаки совместной деятельности взрослого и детей[17]:

Ребенок и взрослый – субъекты взаимодействия, сотрудничества. Во всех видах деятельности ребенок проявляет не меньшую активность, чем взрослый.

Образовательный процесс организован с учетом потребностей и интересов детей.

3. Основное средство совместной деятельности взрослого и детей – общение, т.е. диалог (полилог), в котором осуществляется речевое взаимодействие субъектов.

4. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми (таблица 1).

Таблица 1. – Виды детской деятельности и формы их организации

Детская деятельность Формы организации детской деятельности
Двигательная(овладение основными видами движения) Подвижные игры с правилами, игровые задания и упражнения, игры-соревнования, игры-эстафеты, прогулки-походы, занятия физической культурой, утренняя гимнастика, гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, подвижные игры и упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность, активый отдых (спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни Здоровья, Недели здоровья и др.).
Игровая(освоение опыта окружающего мира, взаимодействие со сверстниками, проживание «взятых на себя ролей») Сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра-драматизация, звуко-речевая игра, имитационная игра, народная игра, режиссёрская игра, хороводная игра, коммуникативная игра, пальчиковая игра, игра-забава, словесная игра, музыкальная игра, игра с тенью
Коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) Беседы, ситуативные разговоры, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, загадок, словесные игры и др.
Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация) и конструирование(создание собственного художественного образа) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, выставка, галерения, рисование, лепка, аппликация, реализация проектов. Конструирование из разных видов конструкторов, из бумаги, модулей, природного материала и др.
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) Пластические, мимические этюды, пластические танцы, музыкально-театральные гостиные (салоны), музыкальные занятия, театральное развлечение, оркестр и др.
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение, обсуждение, разучивание, придумывание сказок, рассказов, загадок, пересказ, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач
Познавательно-исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, детское экспериментирование, игра-головоломка, сенсорная игра, коллекционирование, макетирование, проекты и др.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

§ включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

§ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

§ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

§ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В процессе совместной деятельности происходит не передача детям готовых знаний, аорганизация такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Современный ребенок – это деятельная натура, и проявить себя он может только в практической деятельности

Развитие личности ребенка, его сознания происходит только в деятельности (принцип «единства деятельности, сознания и личности», А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). Для формирования и развития у ребенка умений необходимо пройти несколько этапов: сначала ребенок под руководством взрослого присвоит основные умения (формирование умений при помощи взрослого) на основе первичных представлений. Далее, по мере усвоения умений, ребенок начнет применять их в деятельности в стандартной ситуации (применение умений). Эти два действий описывают необходимый уровень педагогической работы преимущественно репродуктивного характера. Последний этап – творческое применение умений в новой ситуации, т.е. перенос существующих знаний и умений в новую ситуацию (этап носит продуктивный характер).

Именно такое обеспечение деятельностного подхода с поэтапным движением от тесной работы ребенка со взрослым к его максимальной творческой самостоятельности и обеспечивает готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе усвоенных культурных норм и способов действия, что и называется культурными практиками.

Схема развития любого вида деятельности у детей: 1. Самостоятельная деятельность – 2. Затруднение. – 3. Совместная деятельность со взрослым (вместе + рядом) – 4. Совместная деятельность со сверстниками. – 5. Самодеятельность.

Ребенок является субъектом деятельности, если:

А) испытывает желание заниматься предлагаемой или избираемой им деятельностью

Б) принимает предложенную взрослым или самостоятельно определяет цель деятельности

В) способен проявить инициативу в процессе выполнения деятельности

Г) владеет способами деятельности и может самостоятельно, или взаимодействуя с другими детьми, выполнить поисковые действия для получения результата.

В современном образовательном процессе можно выделить два источника деятельности детей:

- инициатива самих детей, самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнеров и т.д.

- инициатива взрослого, который организует совместную с ним деятельность детей или создает условия для их самостоятельной деятельности.

Методы воспитания детей дошкольного возраста[18]

В классической отечественной дошкольной педагогике и психологии выделялись четыре группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действи­тельности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются систе­ма понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.

Главным инструментом здесь является слово.С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д. Особое место может быть отведено рассказу.Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и по­ведение сверстников.

Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей сред­ней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.

Метод рассказа требует от воспитателя эмоцио­нального изложения, определенной артистичности.

Разъяснениекак метод воспитания постоянно ис­пользуется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственно­го поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении пра­вил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.

Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколь­кими или фронтально, с большой группой детей. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкрет­ной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.

По своему содержанию беседа может быть эти­ческой, эстетической, затрагивающей явления обще­ственной жизни, а также о фактах науки.

Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю. Главной фигурой при проведении беседы должен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухомлинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».

Важен примеркак метод воспитания, который широко используется воспитателем. Пример – это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Используя пример в процессе воспитания и раз­вития ребенка, важно знать, что он связан с подражанием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товари­щу, матери, отцу.

Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ребенка во всех случаях жизни.

2. Методы организации деятельности, общения, опы­та поведения. А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».

Среди методов организации деятельности наибо­лее часто используется приучение.Приучение направ­лено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.

Воспитатель для себя четко определяет, какие при­вычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей. Затем детям дается образец выполнения опреде­ленных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).

Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель доби­вается точности выполнения действий, а затем быстроты и качества.

При использовании метода приучения нельзя обойтись и без такого метода, как созда­ние воспитывающих ситуаций.Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поста­вить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Поощрение– это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение все­гда связано с положительными эмоциями. При поощ­рении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребе­нок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, ис­пытывающие робость, несмелость, являющиеся след­ствием негативных отношений в семье.

К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоци­онально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым различным заболеваниям, они физически слабые. В педагогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоре­чиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.

Наши рекомендации