Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста
Совместная деятельность взрослых и детей – все виды взаимодействия детей и взрослых в рамках освоения образовательной программы, характеризующегося наличием партнерской позиции взрослого и партнерской формой общения, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе деятельности.
Отличительные признаки совместной деятельности взрослого и детей[17]:
Ребенок и взрослый – субъекты взаимодействия, сотрудничества. Во всех видах деятельности ребенок проявляет не меньшую активность, чем взрослый.
Образовательный процесс организован с учетом потребностей и интересов детей.
3. Основное средство совместной деятельности взрослого и детей – общение, т.е. диалог (полилог), в котором осуществляется речевое взаимодействие субъектов.
4. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных дошкольному возрасту формах работы с детьми (таблица 1).
Таблица 1. – Виды детской деятельности и формы их организации
Детская деятельность | Формы организации детской деятельности |
Двигательная(овладение основными видами движения) | Подвижные игры с правилами, игровые задания и упражнения, игры-соревнования, игры-эстафеты, прогулки-походы, занятия физической культурой, утренняя гимнастика, гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, подвижные игры и упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность, активый отдых (спортивные развлечения, досуги, праздники, Дни Здоровья, Недели здоровья и др.). |
Игровая(освоение опыта окружающего мира, взаимодействие со сверстниками, проживание «взятых на себя ролей») | Сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, игра-драматизация, звуко-речевая игра, имитационная игра, народная игра, режиссёрская игра, хороводная игра, коммуникативная игра, пальчиковая игра, игра-забава, словесная игра, музыкальная игра, игра с тенью |
Коммуникативная(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) | Беседы, ситуативные разговоры, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, загадок, словесные игры и др. |
Продуктивная деятельность(рисование, лепка, аппликация) и конструирование(создание собственного художественного образа) | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, выставка, галерения, рисование, лепка, аппликация, реализация проектов. Конструирование из разных видов конструкторов, из бумаги, модулей, природного материала и др. |
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) | Пластические, мимические этюды, пластические танцы, музыкально-театральные гостиные (салоны), музыкальные занятия, театральное развлечение, оркестр и др. |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение, обсуждение, разучивание, придумывание сказок, рассказов, загадок, пересказ, просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач |
Познавательно-исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) | Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, детское экспериментирование, игра-головоломка, сенсорная игра, коллекционирование, макетирование, проекты и др. |
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
§ включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
§ добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
§ свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
§ открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В процессе совместной деятельности происходит не передача детям готовых знаний, аорганизация такой деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Современный ребенок – это деятельная натура, и проявить себя он может только в практической деятельности
Развитие личности ребенка, его сознания происходит только в деятельности (принцип «единства деятельности, сознания и личности», А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев). Для формирования и развития у ребенка умений необходимо пройти несколько этапов: сначала ребенок под руководством взрослого присвоит основные умения (формирование умений при помощи взрослого) на основе первичных представлений. Далее, по мере усвоения умений, ребенок начнет применять их в деятельности в стандартной ситуации (применение умений). Эти два действий описывают необходимый уровень педагогической работы преимущественно репродуктивного характера. Последний этап – творческое применение умений в новой ситуации, т.е. перенос существующих знаний и умений в новую ситуацию (этап носит продуктивный характер).
Именно такое обеспечение деятельностного подхода с поэтапным движением от тесной работы ребенка со взрослым к его максимальной творческой самостоятельности и обеспечивает готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе усвоенных культурных норм и способов действия, что и называется культурными практиками.
Схема развития любого вида деятельности у детей: 1. Самостоятельная деятельность – 2. Затруднение. – 3. Совместная деятельность со взрослым (вместе + рядом) – 4. Совместная деятельность со сверстниками. – 5. Самодеятельность.
Ребенок является субъектом деятельности, если:
А) испытывает желание заниматься предлагаемой или избираемой им деятельностью
Б) принимает предложенную взрослым или самостоятельно определяет цель деятельности
В) способен проявить инициативу в процессе выполнения деятельности
Г) владеет способами деятельности и может самостоятельно, или взаимодействуя с другими детьми, выполнить поисковые действия для получения результата.
В современном образовательном процессе можно выделить два источника деятельности детей:
- инициатива самих детей, самостоятельный выбор вида деятельности, ее содержания, партнеров и т.д.
- инициатива взрослого, который организует совместную с ним деятельность детей или создает условия для их самостоятельной деятельности.
Методы воспитания детей дошкольного возраста[18]
В классической отечественной дошкольной педагогике и психологии выделялись четыре группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов). Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о прекрасном в природе и обществе, о нравственных правилах обучения, о труде взрослых. С помощью этих методов у детей формируются система понятий, взгляды, убеждения. Кроме того, названные методы помогают детям учиться обобщать свой жизненный опыт, оценивать свое поведение.
Главным инструментом здесь является слово.С помощью словесного воздействия на ребенка стимулируется его внутренняя сфера, и он сам постепенно учится высказывать свое мнение о том или ином поступке сверстника, литературного героя и т. д. Особое место может быть отведено рассказу.Рассказ – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов. С помощью рассказа воспитанники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. В процессе рассказа воспитатель учит детей определенному отношению к героям повествования, раскрывает детям понятие положительного поступка, рассказывает, каким героям и их качествам можно подражать. Рассказ дает возможность с новых позиций рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников.
Для детей младшей группы для рассказа подбираются в основном сказочные герои, и при этом их должно быть не больше 2 – 3, т. к. большое количество героев в рассказе дети воспринимают с трудом. Для детей средней и старшей групп рекомендуются более сложные рассказы. Дети этого возраста уже способны частично анализировать рассказ и делать некоторые выводы.
Метод рассказа требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности.
Разъяснениекак метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что дети имеют небольшой жизненный опыт и не всегда знают, как и в какой ситуации надо поступать. Дошкольники осваивают опыт нравственного поведения, общения со сверстниками и взрослыми и поэтому естественно нуждаются в разъяснении правил поведения, определенных требований, в частности необходимости выполнения режимных моментов в детском саду.
Самое главное при использовании метода разъяснения – не превращать его в нотацию. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет более эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.
Беседа – это метод, связанный с диалогом. Диалог может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа – это привлечение самих детей к формированию у них определенных суждений, оценок.
По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.
Когда проводятся беседы на этическую тематику, особенно необходимо доверие детей к своему воспитателю. Главной фигурой при проведении беседы должен быть воспитатель или педагог, поэтому он должен быть образцом, примером для подражания. В.А. Сухомлинский отмечал: «Слово этического поучения имеет силу в устах воспитателя лишь тогда, когда он имеет моральное право поучать».
Важен примеркак метод воспитания, который широко используется воспитателем. Пример – это, прежде всего, своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Используя пример в процессе воспитания и развития ребенка, важно знать, что он связан с подражанием детей. Ребенок всегда кому-нибудь подражает старшему брату, более сильному или умному товарищу, матери, отцу.
Особую роль играет пример самого воспитателя. Испытывая положительные эмоции к своему воспитателю, дети любят говорить о нем постоянно и причем только самое хорошее. Воспитатель – пример для ребенка во всех случаях жизни.
2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения. А.Н. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла».
Среди методов организации деятельности наиболее часто используется приучение.Приучение направлено на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения.
Воспитатель для себя четко определяет, какие привычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Определяется их минимум для каждой возрастной группы детей. Затем детям дается образец выполнения определенных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать взрослых и сверстников и т. п.).
Для выполнения необходимых действий с помощью метода приучения требуется определенное время и неоднократное повторение. Сначала воспитатель добивается точности выполнения действий, а затем быстроты и качества.
При использовании метода приучения нельзя обойтись и без такого метода, как создание воспитывающих ситуаций.Воспитывающие ситуации специально создаются педагогами и воспитателями, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру). Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, это конфликт, борьба внугрен-них побуждений с нормами поведения, принятыми в обществе. Правильно подобранные педагогические ситуации могут быть одним из необходимых и мощных стимулов развития и воспитания ребенка.
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Поощрение– это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями. При поощрении дети испытывают гордость, удовлетворение, уверенность в правильном поведении и поступке. Переживая удовлетворение своим поведением, ребенок внутренне готов к повторению хороших поступков. Поощрение выражается в виде похвалы, одобрения. В поощрении особенно нуждаются замкнутые дети, испытывающие робость, несмелость, являющиеся следствием негативных отношений в семье.
К методу наказания воспитатели должны относиться очень осторожно. Следует учитывать, что в современных условиях дети очень импульсивны, они эмоционально реагируют на любое наказание. Кроме того, современные дошкольники подвержены самым различным заболеваниям, они физически слабые. В педагогической теории всегда отношение к наказанию было отрицательным, а в большинстве случаев противоречиво. При наказании ни в коем случае нельзя изолировать ребенка от группы сверстников, а некоторых детей нельзя осуждать в присутствии других.