Учимся выбирать критерии оценивания.

Рефлексия в конце урока:

Что можно оценить? (не выкрикивал, отвечал, красиво писал…). Кто соблюдал все? Кому и над чем надо работать?

С целью развития учебной рефлексии используются задания с ловушками, сопоставление своих действий и результата с образцом; обоснованный отказ от выполнения задания (с недостаточными данными); обнаружение «ошибкоопасных» мест в работе и др.

Причина невысокой эффективности традиционной работы над ошибками заключается в несовершенстве формирующихся у школьников способов этой работы. Отсутствует важнейшее звено – диагностика причин ошибок. Выяснить ошибку – это, прежде всего, довести до сознания учащихся ее причину. Важность диагностики причин ошибок самим учеником вытекает из того, что ошибка, как правило, является результатом неверного обобщения, и, чтобы избежать ее повторения, нужно, прежде всего, разрушить возникающие «неправильные связи». Установлены два приема «исправления» ошибок: констатация (указание на ошибку) и объяснение (вскрытые ее причин). Принятая в школе работа над ошибками прямо не ориентирует на поиск их причин. Чтобы эта работа была результативной, предлагается проводить ее, используя специальную таблицу:

План действий по устранению моих ошибок

Слово (предложение), в котором была сделана ошибка Причины ошибок Как избежать ошибки? Решение похожей задачи
  Как действовал я? Как надо было действовать? Почему я ошибся?    

Вторая графа разбита на 3 подграфы.

Первая («Как действовал я?») – это рефлексия собственного способа действия.

Вторая («Как надо было действовать?») – побуждает ученика к построению эталона решения.

Третья («Почему я ошибся?») – фиксирует гипотезу причины ошибки.

С этого момента в классе начинает создаваться такое отношение к ошибкам, при котором они рассматриваются не как повод для порицания, а как объект специальной работы – анализа, коррекции, предотвращения.

Считается, что школьники овладели диагностико-коррекционным способом работы над ошибками, когда:

а) они сами обращаются к диагностике причин ошибок по собственной инициативе, свободной от внешнего контроля;

б) наблюдается правильность установленных при этом причин;

в) становится возможным перенос данного способа на другие учебные предметы.

Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который используется для управления учебной деятельностью учащихся. При этом акцент делается на самоконтроле и самооценке учащегося. Самооценка нужна не сама по себе, она является средством принятия решения: «Мне надо тренироваться» или «Я это умею достаточно хорошо, можно больше не упражняться». Если ученик, оценив задание, способен составить самостоятельную программу подготовки к аналогичной работе, то задачу воспитания оценочной самостоятельности младших школьников можно считать решенной.

В процессе обучения изучалось отношение учащихся к организации контроля и оценки, мнение об их инициативе и самостоятельности в контрольно-оценочных действиях.

Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.

Цели контроля

- определение качества усвоения учащимися учебного материала — уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой

- обнаружение достижений и успехов учащихся

- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений

- создание условий для включения школьников в активную деятельность

- обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Литература

Наши рекомендации