Проект социализации детей дошкольного возраста
Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»
ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(область социальной действительности «Предметный мир»)
Выполнил:
Шелоухова М. Н.
ППОбз-1301
Преподаватель:
Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии
Тольятти-2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста |
1.1 Семиотический аспект диагностики |
1.1.1 Описание объекта социальной действительности |
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста |
1.2. Технический аспект диагностики |
1.2.1 Диагностическая карта |
1.2.2 Описание диагностических методик |
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста |
2. Проект социализации детей дошкольного возраста |
2.1 Актуальность проекта |
2.2 Целевой компонент |
2.3 Процессуальный компонент |
2.4 Условия реализации проекта |
ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Описание объекта социальной действительности
Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста (на примере области социальной действительности «Предметный мир»)
Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.
Подход I – подход Е.В. Субботского:
вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.
реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира
ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Диагностическая карта
Таблица 1 – Диагностическая карта
Критерии | Показатели | Диагностические методики |
1. Эмоционально - оценочное восприятие. Позитивное отношение к окружающему миру | наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; | Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной |
происхождении предметов рукотворного мира | Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина). | |
наличие умений, направленных на познание окружающего мира самостоятельности; | Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В. Дыбина). | |
2. Овладение способами действия разного характера с предметным миром | - наличие знаний, направленных на познание окружающего мира (познавательных и интеллектуальных). самостоятельности; | Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина). |
-умение использовать предмет в качестве заместителя | Беседа с детьми (модифицированная методика О.В. Дыбиной). | |
-умение проггназировать | Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина). | |
3.стремление к творческому преобразованию предметного мира | -проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет | Методика «Закончим картинку художника» (О.В. Дыбина). |
-умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их | Методика «Нарисуй предмет будущего» (О.В | |
- степень самостоятельности при составление замысла | Методика игра «Когда это было?» (О.В. Дыбина). |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.
Задачи проектируемого процесса:
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:
1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.
1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.
1.3Формировать у детей представления предметным миром.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:
2.1Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.
2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:
3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.
3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.
3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.
3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
2.3 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этап | Цель / задачи | Способы и формы работы | Результат | |
продукт | эффект | |||
мотивационный | Цель: Расширять знания о предметах окружающего мира. Задачи: - правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. - вызвать эмоционально-положительное отношение детей к изучению предметного мира. | - показ слайдов, презентаций; - чтение художественной литературы; - беседы; - рассматривание иллюстраций, картин, фотоальбомов; - показ видеофильма. | - конспекты бесед; - проведение выставки фотографий и иллюстраций на тему «Окружающий мир»; - подборка слайдов, презентаций. | - интерес детей к предметам прошлого, истории ; - научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. |
Содержательно-деятельностный | Цель: формировать у детей представления об предметах которые окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь. Задачи: знать предметы, которыми ребенок не действует. Предметы, которыми он постоянно пользуется. Предметы, которые он способен преобразовать, приспосабливать для удовлетворения своих потребностей. - вызвать у детей интерес к изучению сущность предмета; - воспитывать бережное отношение к предметам; - вызвать у детей желание рассказывать об окружающем мире. | - организация экскурсий в музеи, посвященные предметы прошлого; - Приобщение к современному миру, приобретение системных знаний о предметах и труде взрослых - умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их - умение называть предметы, сделанные руками взрослых; - понимание детьми выражения «предметы, сделанные руками человека»; | - создание картотеки из фотографий, открыток, буклетов и рассказов, посвященному предметному миру; - конспекты рассказов о что предмет расскажет о себе; - выставка рисунков по теме «Наши домашние помощники». | - наличие представлений о достопримечательностях родного города; - наличие знаний о том, как необходимо беречь красоту родного города; - наличие представлений об истории родного города, его прошлом и настоящем; - наличие желания и умения рассказывать о своем родном городе; - сформирован интерес к изучению памятных мест; - сформировано желание изучать историю родного города; - бережное отношение к родному городу. |
рефлексивный | Цель: побуждать детей применять полученные знания в повседневной жизни. Задачи: - побуждать детей применять полученные знания в подвижных, дидактических играх, в продуктивных видах деятельности; - побуждать детей заботиться об окружающим мире; - закреплять полученные знания детей . | - создание выставки книг, рисунков предметов ; - изготовление альбомов, буклетов. - чтение художественной литературы; - проведение викторины «Что я знаю о предметном мире!» | - проведение выставки рисунков «о предметном мире»; - результаты викторины «Что я знаю о предметном мире; | - закрепление знаний о предметном мире; - войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности, и главное - воспитывать ценностное отношение к предметному миру. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровые условия: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, работники музея, экскурсовод.
2. Материально-технические условия: компьютер, проектор, видео и аудиоматериалы, интерактивная доска, фотографии предметного мира, дидактическая игра.
3. Организационные условия: непосредственно - образовательная совместная деятельность детей и воспитателя, организация предметно-развивающей среды; разработка конспектов бесед, экскурсий, викторины; разработка конспектов; организация, координация и контроль реализации проекта.
4. Информационные условия:
ЛИТЕРАТУРА
Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина / Отв. ред.: О.В. Дыбина. - М.: Сфера, 2012. - С. 3-180.
Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать [Текст] / Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. - Ярославль: Академия развития, 2010. - С. 42-57.
Зарипова, А. Элементарная Познавательная деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание.- 2013.- № 7. -С. 43-48.
Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2011. С. 35-45.
Николаева, Э.Ф., Мир вокруг нас: ознакомление дошкольников с неживой природой. Программа и методическое руководство по развитию познавательной активности детей при ознакомлении с основами естественнонаучных знаний [Текст] / Э.Ф. Николаева, О.В. Илларионова, Р.В. Блохина. - Тольятти, 2012. – С. 3-12.
Перельман, Я.И. Занимательные задачи и опыты [Текст] /Я.И. Перельман. - М.: Просвещение, 2012.-С. 12-84.
Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] /Н.Н. Поддъяков.-М.: АСТ, 2011. - С. 25-47.
Прохорова, Л.Н. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира [Текст] / Л.Н. Прохорова, Т.А. Балакшина // Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2011.-215с.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - С.74-118.
Щербакова, Е. вопросу о развитии познавательной активности //Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын.- 2013.- № 10.-С. 15-19.
Дисциплина «Теории и технологии социализации детей»
ПРОЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(область социальной действительности «Предметный мир»)
Выполнил:
Шелоухова М. Н.
ППОбз-1301
Преподаватель:
Ценёва М.А., ст. преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии
Тольятти-2017
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проект диагностики социального развития детей дошкольного возраста |
1.1 Семиотический аспект диагностики |
1.1.1 Описание объекта социальной действительности |
1.1.2 Критерии и показатели социального развития ребенка дошкольного возраста |
1.2. Технический аспект диагностики |
1.2.1 Диагностическая карта |
1.2.2 Описание диагностических методик |
1.3. Логический аспект диагностики 1.3.1 Форма индивидуального протокола диагностики социального развития ребенка дошкольного возраста |
2. Проект социализации детей дошкольного возраста |
2.1 Актуальность проекта |
2.2 Целевой компонент |
2.3 Процессуальный компонент |
2.4 Условия реализации проекта |