Психоконсультирование: сущность, цели, задачи, виды, принципы, структурные компоненты.

Психоконсультирование –это помощь чел в поиске решения проблемной ситуации, отличается от психотерапии тем, что клиент дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы, объектом работы явл не Л, а проблема менее длительная по времени.

Консультирование –проц взоимод двух или более людей, находящихся в особых отношениях помощи. Это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, котор обычно представляется как взаимод «Л-Л».

Основные особенности:

  1. консультант помогает Ч выбирать и действовать по собственному усмотрению
  2. помогает обуч новому поведению
  3. способствует развитию Л
  4. акцентирует ответственность клиента, т.е. признается, что индивид способен принимать сам решение, а консультант создает для этого условия
  5. центр содержанием понятия явл «консультативное взаимодействие» основанное на философии и клиентцентрированрной терапии.

Роджерс выделил три основные принципа консультирования:

1. каждая Л обладает ценностью и заслуживает уважения

2. каждая Л в состоянии быть ответственной за себя

3. имеет право выбирать ценности и цели, принимать решения

цели психоконсультирования:

1. способствовать изменению поведения (быть удовлетворенным жизнью)

2. развивать навыки преодоления трудностей

3. обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений «оценивать последствия, возможности, преодолевать стресс»

4. развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения

5. развитие способностей контролировать свои реакции и реакции окружения.

Цели клиента и консультанта должны совпадать в формулировке, в процессе консультирования возможна переформулировка цели.

Отличие от психотерапии:

1. характер жалобы клиента в консультировании – клиент жалуется на трудности межличностных отношений или осуществление какой либо д-ти; в психотерапии– жалуется на невозможность контролировать себя.

2. процесс диагностики в консульт– направлен на события настоящего и не далекого прошлого. в терапии – диагностика направлена на события далекого детства и юности, анализ бессознательного

3. консультирование– ориентировано на клинически здоровую Л ; терапия– клинически не здоровая Л

4. сроки работы консультирования – краткосрочная (5-6 встреч); психотерапия – на десятки сотни встреч

5.требования к уровню подготовки специалиста. Психологу консультанту необходим спец диплом и спец подготовка. Психотерапевту документ дающий право работать в рамках этого направления, опыт работы под наблюдением специалиста.

Структура процесса консультирования:

1. исследование проблем:установление контакта, доверие, внимательно слушать, искренность, не оценивать и не манипулировать, поощрять к углубленному рассмотрению проблемы, консультант фиксирует чувства клиента, высказывания, невербальное поведение

2. двумерное определение проблемы: консультант стремиться точно охарактеризовать проблемы клиента, установить эмоц и когнитивные аспекты проблемы, необходимо достигнуть одинакового понимания проблемы

3. идентификация альтернатив: выясняются и обсуждаются возможные альтернативы решения проблем, используются открытые вопросы, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, но не навязывать их (можно письменно)

4. планирование – осуществляется критическая оценка существующих вариантов, можно применить метод плюсов и минусов.

5. деятельность- происходитреализация плана решения проблем помочь клиенту строить д-ть с учетом обстоятельств, времени, эмоц затрат, понимание возможности неудачи

6. оценка и обратная связь– совместно оценивают уровень достижения цели и обобщают достигнутый результат.

Условия эффективного консультирования связанны с общими правилами, установками консультанта:

1. не бывает 2-х одинаковых клиентов, каждое консультивное воздействие уникально и неповторимо

2. в консультировании нет статичных ситуаций, клиент и консультант постоянно изменяются

3. самым лучшим экспертом собственных проблем явл клиент, поэтому ему следует помочь принять на себя ответственность за решение проблемы

4. важно чувство безопасности клиента, неуместно добиваться цели любой ценой

5. не следует ожидать эффекта от каждой встречи

6. консультант не должен забывать что он всего лишь Ч, и поэтому не способен полностью отвечать за другого Ч, за его жизнь

7. соблюдать правила этики

8. некоторые проблемы в принципе не разрешимы, в таких случаях надо помочь понять неизбежность ситуации и смириться с ней

9. эффективное консультирование – это процесс который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

Наши рекомендации