Процесс обучения, его сущность и важнейшие структурные компоненты

Обучение — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение школьниками знаний умений и навыков, способов мышления и деятельности, а также опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и миру.

Знания — результат научного познания, а также как предмет усвоения.

Знания — это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.д.).

Умения — это владение способами применения усваиваемых знаний на практике.

Навыки — это автоматизированные действия, доведенные до высокой степени совершенства.

Способности (развиваются через труд) — развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности и обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Способности делят:

1. общие — для любого вида деят-сти;

2. специальные — определенный вид деят-сти: музыка, живопись.

Задачи процесса обучения:

Ø стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

Ø организация познавательной деятельности школьников по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

Ø развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований учащихся;

Ø выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

Ø совершенствование учебных умений и навыков школьников.

Функции процесса обучения

1. Образовательная функция — состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков с целью их использования на практике. Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования.

2. Воспитательная функция — (содержание образования и собственно-личностный пример) осуществляется посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективное обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности, в свою очередь, невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

3. Развивающая функция — (развитие психических процессов: память, мышление, речь) осуществляется более объективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности, то есть при осуществлении развивающего обучения. Развивающий характер обучения ориентирован на формирование личности как целостной психической системы, что предполагает развитие речи, мышления, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной, мотивационно-потребностной сфер личности.

Структура процесса обучения

Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники, осуществляя свою деятельность: преподавание и учение.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

 
  Процесс обучения, его сущность и важнейшие структурные компоненты - student2.ru

Преподавание Учение

Процесс обучения, его сущность и важнейшие структурные компоненты - student2.ru (деятельность учителя) (деятельность ученика)

 
  Процесс обучения, его сущность и важнейшие структурные компоненты - student2.ru

Научение

(результат деятельности учителя и учащихся)

Структурные компоненты:

Ø целевой— (определение целей и задач учебной деятельности учащихся);

Ø потребностно-мотивационный — (формирование у учащихся потребностей в знаниях и мотивов учебной деятельности);

Ø содержательный — (определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися на основе учебных программ, учебников, учебных пособий);

Ø операционно-деятельностный — (организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом на основе применяемых методов, приемов и форм обучения);

Ø эмоционально-волевой — (придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера);

Ø контрольно-регулировочный — (регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся, самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность);

Ø оценочно-результативный — (оценивание результатов учебной деятельности учащихся, самооценка результатов школьниками).

Наши рекомендации