Опрос и анализ продуктов деятельности как методы психодиагностики. специфика применения в психодиагностике лиц с отклонениями в развитии.
Опросниками называют методики. Содержащие в качестве материала вопросы, на которые обследуемый должен ответить, или утверждение. С которыми он должен согласиться, либо не согласиться. В опросниках «открытого» типа ответы даются в свободной форме, в опросниках «закрытого» типа – выбираются из предлагаемых вариантов.
Личностные опросники используются как специальные методики в диагностике личностных особенностей. Среди них выделяются опросники типологические, опросники черт личности, мотивов, ценностей, установок, интересов.
Опросники – анкеты предполагают возможность получения информации, не отражающей непосредственно биографические опросники, опросники интересов и установок и тому подобное, например, выявляющие предпочтительные профессии из предлагаемого набора.
Одна их общих проблем использования опросников в том, не всегда отвечающий может давать достоверную информацию.
В связи со сказанным не рекомендуется использовать опросники в работе с аномальными детьми младшего дошкольного возраста и моложе. Применение опросников в более старшом возрасте вызывает проблемы, связанные с письмом и чтением. Например, для незрячих необходим перевод на систему Брайля. У других возникают проблемы осознания содержания вопросов, они способны отвечать на них лишь на самой высокой ступени владенья речью. Трудности в письме могут быть у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако этот метод имеет значительные преимущества при работе с детьми с дефектами произношения.
При работе с аномальными лицами необходимо обязательно убедиться в адекватности понимания ими поставленных вопросов; оценить реальное значение понятие, используемых в анкете; предусмотреть возможные отличия этих понятий для разных видов дефекта. В целом стандартизированные анкеты, предназначенные для нормальной популяции, лишь в редких случаях можно предлагать аномальным лицам без последующего объяснения.
Под продуктами деятельности имеются в виду материальные образы – результаты выполнения испытуемым трудовых ( предметных), конструктивных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий, которыми он владеет в той или иной степени. В практике обследования детей школьного возраста, как правило, проводится анализ их письменных работ, классных и домашних заданий. Разработаны специальные схемы такого анализа ( Корнев предлагает оригинальную схему оценки навыка письма).
Анализ продуктов деятельности может входить как важная составляющая и в комплексные методики. Так, в методике нейропсихологического исследования детей с аномалией психического развития Марковская выделяет особый блок – «Исследования школьных навыков». В нем оцениваются по общей пятибалльной шкале навыки чтения, письма, счета, решение задач с учетом ступени обучения испытуемого.
Как особая разновидность общего метода в последнее время широко используется метод рисунков. Применение этих методик предъявляет повышенные требования к психологу, так как компонентная трактовка полученной информации требует специального обучения.
Если метод рисунков используется как проективный, то целью является выявление патохарактерологических особенностей личности (агрессивности, страхов, негативизма) или межличностных отношений. Но рисунок может применяться и в целях диагностики уровня возрастного развития. Так, в методике Керна-Йерасека рисунок является одним из показателей школьной зрелости. Теоретической основой такой интерпретации является исследование Лоуэфелда, выделившего особые стадии развития графических навыков детей начиная с двухлетнего возраста.
Первая стадия – «каракули» - включает 4 периода. До 18 месяцев – период беспорядочных движений с отсутствием интереса к результатам своих действий и к самому процессу рисования. С 18 месяцев до 2 лет – период «длительного рисования»: стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-то, воспроизвести образец. С 2 о 3 лет период «круговых движений»: многократное воспроизведение округлых форм. Между 3 и 4 годами возникают попытки создания предметных или сюжетных рисунков, ребенок начинает использовать образцы, но копирует еще плохо.
Вторая стадия – «первичные схемы» - возникает в 4 года и длится до 7 лет. В это время активно используются образцы и развивается способность к их копированию.
Третья стадия развития графических навыков соответствует возрасту начального школьного обучения.
При обследования некоторых категорий детей с отклонениями в развитии к интерпретации их рисунков нужно относиться очень осторожно. Так, дети с нарушениями манипулятивных функций, значительного восприятия, с пространственными нарушениями часто рисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лица часто диспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела (при ДЦП) детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу, а при нарушении ориентировки в плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правом нижнем. Эти особенности рисунка связаны с нарушением ВПФ вследствие органического поражения мозга или анализаторов, а не с личностными чертами, то есть проективная значимость такого рисунка отсутствует.
Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В случаях, когда рисунок ребенка чем-то настораживает, целесообразно провести специальные исследования, предложив ребенку рисование свободное и по заданию.
Специфичны рисунки детей с отставанием в развитии. Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют инструкцию. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдение форм и пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени интеллектуального снижения эти недостатки выражены меньше или больше.
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Для них типичны нелогичность, нелепость изображения; неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность. Для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование замысла рисунка с размером листа, болезнь рисовать далеко от края, упрощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность, трудности переключения. Дети тратят на рисунок много времени, застревают на вырисовывание отдельных несущественных деталей. Им сложно выделить главное, рисунки стереотипны.
Помимо диагностических целей рисунок может использоваться как для установления контакта, так и в качестве «безречевой» методики при трудностях речевого общения. Однако следует помнить, что при использовании метода рисунков с диагностическими целями очень важны такие показатели, как уровень сформированности изобразительной деятельности и состояния зрительного восприятия, пространственных представлений, моторных функций.
27