Специфика деятельности детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии

Формирования предметной деятельности детей с задержкой в психическом развитии протекает специфично. Характерной особенностью является замедленный темп освоения предметных действий, в частности, освоение орудийных действий. Дети более длительное время находятся на уровне процессуальных действий с предметами, не переходя к игровой деятельности.

Исследованием особенностей игровой деятельности дошкольников с ЗПР занималась Е.С. Слепович. Давая характеристику развития данного вида деятельности в дошкольников ЗПР, она отметила ряд особенностей взаимодействия детей в совместных играх. Общение со сверстниками у детей со слабовыраженными отклонениями в психофизическом развитии носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры. Находясь в группе нормально развивающихся сверстников, ребенок с задержкой психического развития практически с ней не взаимодействует. Большинство детей предпочитают играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается редко.

Несформированность игровой деятельности является одним из диагностических признаков задержки психического развития. У детей с ЗПР оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию, а, следовательно, недостаточен в плане подготовки их к обучению в школе.

На занятиях дети предпочитают работать в одиночестве. При выполнении практических заданий, предполагающих совместную деятельность, сотрудничество наблюдается крайне редко, дети почти не общаются друг с другом. Дети с ЗПР не умеют полно и четко отвечать на вопросы, спрашивать, высказываться в присутствии окружающих, слушать других, продолжать начатый разговор. Они имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

Продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная) формируются с опозданием, т.к. наблюдаются нарушения зрительно-двигательной координации, задержкой в развитии познавательной деятельности. Дети с ЗПР могут самостоятельно освоить некоторые графические навыки, но они характеризуются стереотипностью, отсутствием использования цвета как средства эмоциональной экспрессии. Дошкольникам с ЗПР требуется специальное обучение для освоения продуктивных видов деятельности.

Учебная деятельность. У детей с ЗПР отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у детей с ЗПР возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных работах, нередко вместо решения задачи просто механически манипулируют цифрами, оказываются неспособными оценить результаты своих действий, их представления об окружающем мире недостаточно широки. Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчиняться школьным правилам, у многих из них преобладают игровые мотивы.

Отмечается, что иногда такие дети активно работают в классе и выполняют задания вместе со всеми учащимися, но скоро устают, начинают отвлекаться, перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. Таким образом, пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти, внимания не остаются незамеченными, и учителя пытаются оказать каждому из таких детей индивидуальную помощь (У. В. Ульенкова).

Наблюдения за детьми с ЗПР во время занятий показали, что их поведение, как и учебная деятельность, характеризуется неравномерностью проявлений. В какие-то периоды дети могут работать достаточно заинтересованно, сосредоточенно и продуктивно, а в другое время вдруг обнаруживаются их полная неработоспособность и весьма низкие возможности усвоения учебного материала. Клинические и педагогические наблюдения показывают, что частные переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическими состояниями и возникают порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например такие, как сложность задания, необходимость выполнения большого объема работы, выводят ребенка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния.

В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти «сильные» стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. В таком состоянии при индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально развивающихся сверстников. Как отмечает Н.А. Цыпина (1972; 1974), новую незнакомую информацию, содержащуюся в тексте, дети усваивают редко, без помощи взрослых они проходят мимо нее, фиксируя свое внимание на известных им фактах (Т.А.Власова, У.В. Уленкова). Дети с ЗПР принимают и используют помощь в своей деятельности, не оказываются от нее и даже проявляют заинтересованность там, где не могут справиться с заданием самостоятельно. Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов их работы: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения и поддержки, проявляют большую заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются своими неудачами, а подчас и неудачами товарищей.

Рабочие состояния детей с ЗПР, во время которых они способны усвоить учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременны. Как отмечается, нередко дети способны работать на уроке всего 15-20 мин., а затем наступает утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений. У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый учебный материал.

Тот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во многих случаях остаются неполными, отрывочными, не систематизируются. Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных заданий.

Любой новый вид работы или способ действия, даже такой простой, как, например, переход при письме на тетради с иным расположением линеек, вызывает неудовольствие, а иногда и протест. Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным напряжением, также быстро утомляют детей.

Дети с задержкой психического развития 7 лет трудно входят в рабочий режим урока. Долгое время урок для них остается игрой, поэтому они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищами, что-то выкрикнуть, задавать вопросы, не относящиеся к уроку, без конца переспрашивать учителя и т.д.

Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме (У.В. Ульенкова).

Нарушения деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, они тормозят обучение и развитие детей.

Таким образом, у детей с ЗПР к 7 годам не формируется учебная мотивация, низка работоспособность, недостаточна саморегуляция, отстают в развитии все виды мышления, особенно словесно-логического, встречаются существенные дефекты в развитии речи, значительно снижена интеллектуальная активность.

Наши рекомендации