Основные комплексы социальных институтов.
ОБЩЕСТВО
Общество– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей.
В узком смысле слова:
· Круг людей объединенных
· По интересам;
· Страна. Государство;
· Исторический этап развития человечества;
· Человечество в целом.
Функцииобщества:
· Производство материальных благ;
· Распределение продуктов деятельности;
· Управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека;
· духовное производство.
Общество – динамическая система, т.к. состоит из элементов, подсистем, которые постоянно меняются.
Основными подсистемами общества считаются сферы общественной жизни.
Экономическая –производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и соответствующие отношения.
Социальная - отношения между классами, нациями, сословиями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий.
Политическая - отношения между гражданами и государством, между государством и политическими партиями по поводу власти.
Духовная – отношения. Возникающие в процессе создания духовных благ и ценностей.
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
· Экономическая ---материальные потребности;
· Социальная -потребность в общении с людьми;
· Политическая -потребность в организованности, дисциплине,порядке;
· Духовная –потребность в самореализации, самоутверждении, добре, красоте и т. д..
Социальные институты
Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и функциями.
Основные комплексы социальных институтов.
Экономические институты | Политические институты | Социальные институты | Духовная область |
Деньги, собственность, хозяйственные отношения | Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, армия, суд | Семья, брак. Кровная месть, наследование, материнство, отцовство | Религия, образование, общественное мнение, СМИ |
Общественное развитие
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
Реформа – это степень усовершенствования, проводимая через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.
Революция– это коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни.
Модернизация- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современны.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ.
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
В основе производства – земля, широко применяется – ручной труд, около 75% населения занято в с/х, экспорт – сырье, общество делится на сословия, классы, низкая продолжительность жизни, преобладание монархических форм правления, господство религиозных ценностей, неграмотность. низкая социальная мобильность | Главный фактор производства - капитал, развитие промышленности, широкое применение механизмов, около 85% занято в промышленности, классовое деление, в политической жизни - провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, в духовной жизни - утверждение ценностей прогресса, личного успеха, веры в науку, возрастание социальной мобильности. | Основной фактор производства – знания, информация, основной продукт производства – услуги, характерно широкое применение автоматизации производства, на экспорт – услуги, сохранение социальной дифференциации, , в политической жизни - плюрализм, сильное гражданское общество, особую роль играют наука, образование. |
Общественный прогресс
Прогресс– движение вперед, от низшего к высшему.
Регресс– движение назад, от более совершенного к менее совершенному.
Критерии прогресса.
o Развитие человеческого разума;
o Совершенствование нравственности людей;
o Развитие производительных сил;
o Прогресс науки и техник;
o Возрастание степени свободы человека.
Стагнация – остановка движения общества.
Цивилизационный подход
Ключевым словом является понятие
Цивилизация – характеризуется образом жизни , системой ценностей , определенной степенью исторического развития.
Выделяют 3 степени развития цивилизации:
- Традиционная
- Индустриальная
- Постиндустриальная
В цивилизационном подходе существует деление на западную и восточную.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов.
Причины:
· Переход от индустриального общества к информационному;
· Переход от централизации экономики к ее децентрализации;
· От национальной экономики к мировой;
· многообразие новых коммуникационных технологий (интернет, спутник).
Направления:
· Деятельность транснациональных корпораций;
· Глобализация финансовых рынков;
· Создание международных организаций.
Последствия:
1.Позитивные:
· Стимулирующее влияние на экономику;
· Сближение государств;
· Возникновение социокультурного единства.
2. Отрицательные:
· Насаждение единого стандарта потребления;
· Игнорирование экономической и культурной специфики;
· Навязывание определенного образа жизни;
· Утрата специфических черт национальной культуры.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во 2 половине 20 века и от решения которых зависит существование цивилизации.
Причины возникновения:
· Целостность современного мира;
· Противоречия и конфликты из локальных становятся всемирными;
Главные проблемы:
· Проблема мира и разоружения;
· Экологическая
· Энергетическая;
· Продовольственная;
· Преодоление отсталости развивающихся стран;
· Демографическая;
· Сырьевая;
· Использование мирового океана.
Пути решения:
· Формирование нового планетарного сознания;
· Изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем;
· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем;
· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
· Четкая международная система прогнозирования
Человек. Индивид. Личность.
Человек –существо биосоциальное. Биологический компонент включает в себя анатомию и физиологию, социальный – сознание, разум, свобода и ответственность.
· Отличия человека от животного:
· Обладает мышлением и разумом;
· Обладает речью;
· Способен к целенаправленной творческой деятельности;
· Способность предвидеть;
· Преобразует окружающую действительность
· Способен изготавливать орудия труда.
Структура деятельности
Потребность- мотив – цель – средство – действие – результат.
Классификация деятельности
Материальная
Духовная
1)Материальная – связана с созданием материальных ценностей ,необходимых для удовлетворения потребностей людей
Материальная деятельность делится:
1) материально-производительную - преобразования природы;
2) социально-преобразовательную - преобразование общества
2) Духовная деятельность связана с созданием образов, научных ,художественных ,нравственных ценностей.
Духовная деятельность:
1) познавательная - отражение действительности в художественных образах и создании нравственных ценностей.
2) ценностно-ориентировачная - оказывает влияние и формирует отношение к себе, к окружающему миру, т.е. мировоззрение.
3) прогностическая - это предположение или планирование возможных последствий и результатов.
Творчество- вид деятельности, в результате которой рождается нечто качественно новое, ранее не существовавшее.
Виды деятельности:
- Общение,
- игра,
- учение,
- труд.( общ. – вид деятельности, который направлен на обмен информации)
1. Общение.
Структура общения
· субъект,
· цель,
· содержание,
· средство,
· получатель информации.
Виды общения:
- Непосредственное (прямой); опосредованное (через что –то).
- Прямое и косвенное.
- По субъектам общений:
· между реальными субъектами,
· иллюзионным партнером (человек и животное),
· общение реального субъекта с воображаемым партнером,
· общение воображаемых партнеров (литература, персонажи)
2. Игра
Игра – вид деятельности, имеющий своей целью развлечение и отдых.
Признаки игры:
- Условная ситуация.
- Развитие личности.
- Приобретение определенных учений и навыков.
3 Учение – вид деятельности, целью которой является приобретение новых знаний, умений и навыков.
Виды учений:
- Организованное.
- Неорганизованное (вне школы).
- Самообразование.
Труд.
Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты:
- Целенаправленность.
- Практическая полезность.
- Наличие результата.
- Преобразование внешней среды, развитие человека.
Цель и смысл жизни
Цель жизни- мысленный ориентир, к которому стремится человек через дела и поступки .
Смысл жизни- сознательное выстраивание систем ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
Теории смысла жизни
Аскетизм- отречение от мира и всех его благ во имя искупления греха
Гедонизм- жизни во имя наслаждения
Прагматизм- цель оправдывает любые средства
Утилитаризм- жизнь ради извлечения для всего полезного
Эвдемонизм- человек рождён для счастья
-это жизнь самопожертвование во имя служения идеала
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал.
Структура духовного мира
1) Познание;
2) Эмоции;
3) чувства.
4)Мировоззрение- система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире и о своём месте в мире.
Типы мировоззрения:1) обыденное;
2) религиозное;
3) научное.
Итоговым сплавом ,определяющих духовный мир человека является
Менталитет- это совокупность всех итогов познания и их оценка на основании практической деятельности, личного опыта и национального сознания.
Самопознание – изучение личностью своих физических и психологической особенностей.
Самопознание может быть опосредованным, т.е. через анализ своей деятельности и непосредственным, т.е. в форме самонаблюдения.
Самооценка -это эмоциональное отношение к собственному образу.
Самооценка бывает реалистичной – оценивает себя так же как его оценивают другие, нереалистичная (завышенная- это у людей, которые избегают неудач, думают о себе лучше, чем есть на самом деле; изаниженная –думают о себе хуже.)
Поведение- совокупность поступков человека, совершённых им в определённых условиях.
Социальное поведение- поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого влияния на общество.
Свобода- способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами ,идеалами и оценками.
Ответственность- вид взаимоотношений между личностью и обществом, который заключается в выполнении социальных требований.
ОБЩЕСТВО
Общество– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы объединения людей.
В узком смысле слова:
· Круг людей объединенных
· По интересам;
· Страна. Государство;
· Исторический этап развития человечества;
· Человечество в целом.
Функцииобщества:
· Производство материальных благ;
· Распределение продуктов деятельности;
· Управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека;
· духовное производство.
Общество – динамическая система, т.к. состоит из элементов, подсистем, которые постоянно меняются.
Основными подсистемами общества считаются сферы общественной жизни.
Экономическая –производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и соответствующие отношения.
Социальная - отношения между классами, нациями, сословиями, профессиональными и возрастными группами, деятельность государства по обеспечению социальных гарантий.
Политическая - отношения между гражданами и государством, между государством и политическими партиями по поводу власти.
Духовная – отношения. Возникающие в процессе создания духовных благ и ценностей.
Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.
· Экономическая ---материальные потребности;
· Социальная -потребность в общении с людьми;
· Политическая -потребность в организованности, дисциплине,порядке;
· Духовная –потребность в самореализации, самоутверждении, добре, красоте и т. д..
Социальные институты
Социальный институт - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и функциями.
Основные комплексы социальных институтов.
Экономические институты | Политические институты | Социальные институты | Духовная область |
Деньги, собственность, хозяйственные отношения | Власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, армия, суд | Семья, брак. Кровная месть, наследование, материнство, отцовство | Религия, образование, общественное мнение, СМИ |
Общественное развитие
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
Реформа – это степень усовершенствования, проводимая через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы.
Революция– это коренное, качественное изменение всех сторон общественной жизни.
Модернизация- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современны.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ.
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
В основе производства – земля, широко применяется – ручной труд, около 75% населения занято в с/х, экспорт – сырье, общество делится на сословия, классы, низкая продолжительность жизни, преобладание монархических форм правления, господство религиозных ценностей, неграмотность. низкая социальная мобильность | Главный фактор производства - капитал, развитие промышленности, широкое применение механизмов, около 85% занято в промышленности, классовое деление, в политической жизни - провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, в духовной жизни - утверждение ценностей прогресса, личного успеха, веры в науку, возрастание социальной мобильности. | Основной фактор производства – знания, информация, основной продукт производства – услуги, характерно широкое применение автоматизации производства, на экспорт – услуги, сохранение социальной дифференциации, , в политической жизни - плюрализм, сильное гражданское общество, особую роль играют наука, образование. |
Общественный прогресс
Прогресс– движение вперед, от низшего к высшему.
Регресс– движение назад, от более совершенного к менее совершенному.
Критерии прогресса.
o Развитие человеческого разума;
o Совершенствование нравственности людей;
o Развитие производительных сил;
o Прогресс науки и техник;
o Возрастание степени свободы человека.
Стагнация – остановка движения общества.