Социальная структура. Социальная дифференциация.

Социальная структура. Социальная дифференциация.

1. Социальная структура – устойчивая связь основных элементов социальной сферы:

§ Социальная группа – реально существующая устойчивая общность людей, объединенных едиными признаками, целями деятельности, сходством потребностей, интересов, образа жизни.

§ Социальные отношения – вид общественных связей, возникающих между социальными группами и внутри этих групп между отдельными людьми.

§ Социальные институты– исторически сложившиеся устойчивые формы отношений между людьми, закреплённые в виде определённой организации и регулируемые определёнными нормами (институциональным кодексом).

- выполняют ряд конкретных общественно-значимых функций - предполагают формирование набора социальных ролей - используют символы, обозначающие социальный институт - деперсонализованы, т.е. не связаны с личностями конкретных людей, выполняющих эти функции  
Типы социальных институтов Потребности, которые они удовлетворяют Пример
Экономические Обеспечение средств существования Рынок, производство, собственность
Политические Поддержание социального порядка Государство, армия, монархия
Институт семьи Потребность в продолжении рода Семья, брак
Социально-культурные Передача опыта человечества последующим поколениям Образование (школа), наука, культура
Институт религии Поиск смысла жизни Церковь
         

§ Социальная инфраструктура– совокупность зданий, систем, служб, учреждений, необходимых для функционирования социальной сферы

Социальные группы

2.1. Признаки социальной группы § сходство условий жизнедеятельности § общая (групповая) цель деятельности, общность интересов; § наличие внутренней организации; § система ценностей, норм поведения, стереотипов; § социальная идентификация (самопричисление) к данной общности 2.2. Функции социальной группы § социализация: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений; § инструментальная: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей; § экспрессивная: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии; § поддерживающая: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

2.3. Виды групп:

A. По наличию реального взаимодействия

§ Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

§ Группы-агрегаты –общности людей, для которых характерныразмытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Аудитория — это совокупность людей, объединенная односторонним взаимодействием с источником информации (зрители передачи). Толпа— совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

§ Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами (семья, класс, спортивная команда, партия, нация) — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

B. По численности

§ Большой (вторичной) группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность. Большая целостная социальная группа - социум

§ Малой (первичной) группой называется немногочисленная (2—20 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Социальные ценности и нормы

Социальная ценность – положительная или отрицательная значимость объекта для человека, группы, общества (материальная или духовная; общечеловеческая или групповая) Социальные нормы -система представлений (предписывающих или запрещающих) об определённом образце поведения, разделяемая членами данной социальной группы Функции: регулирование общественных отношений; обеспечение устойчивости и предсказуемости социального поведения
обычаи и традиции религиозные нормы моральные нормы правовые нормы
сложившиеся в результате исторического развития групповые стереотипы предписываются религиозным учением форма общественного нормативно-оценочного сознания устанавливаются государством
поддерживаются по привычке; силой общественного мнения поддерживаются верой в кару Божью за грех поддерживаются силой общественного мнения поддерживаются силой государственного принуждения, общеобязательны
Социальный контроль– совокупность средств (санкций– т.е. определеных последствий), с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов будет соответствовать социальным нормам. Виды санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Виды социального контроля: внешний (групповое давление через общественное мнение, формальные меры государственного принуждения) и внутренний (совесть, самоконтроль). Отклоняющееся (девиантное) поведение – не соответствующее социальным нормам Виды отклоняющегося поведения:культурно-одобряемое (позитивное); нейтральное; культурно-осуждаемое (негативное); делинквентное(противоправное) Причины отклоняющегося поведения: § Биологические (врождённая предрасположенность, связанная с психическими отклонениями) § Иная система ценностей, сформировавшаяся в результате нарушения процесса социализации (жестокое обращение, влияние носителей преступной субкультуры) § Социальные кризисы, во время которых ослабевает социальный контроль.
           


Социальная структура. Социальная дифференциация.

1. Социальная структура – устойчивая связь основных элементов социальной сферы:

§ Социальная группа – реально существующая устойчивая общность людей, объединенных едиными признаками, целями деятельности, сходством потребностей, интересов, образа жизни.

§ Социальные отношения – вид общественных связей, возникающих между социальными группами и внутри этих групп между отдельными людьми.

§ Социальные институты– исторически сложившиеся устойчивые формы отношений между людьми, закреплённые в виде определённой организации и регулируемые определёнными нормами (институциональным кодексом).

- выполняют ряд конкретных общественно-значимых функций - предполагают формирование набора социальных ролей - используют символы, обозначающие социальный институт - деперсонализованы, т.е. не связаны с личностями конкретных людей, выполняющих эти функции  
Типы социальных институтов Потребности, которые они удовлетворяют Пример
Экономические Обеспечение средств существования Рынок, производство, собственность
Политические Поддержание социального порядка Государство, армия, монархия
Институт семьи Потребность в продолжении рода Семья, брак
Социально-культурные Передача опыта человечества последующим поколениям Образование (школа), наука, культура
Институт религии Поиск смысла жизни Церковь
         

§ Социальная инфраструктура– совокупность зданий, систем, служб, учреждений, необходимых для функционирования социальной сферы

Социальные группы

2.1. Признаки социальной группы § сходство условий жизнедеятельности § общая (групповая) цель деятельности, общность интересов; § наличие внутренней организации; § система ценностей, норм поведения, стереотипов; § социальная идентификация (самопричисление) к данной общности 2.2. Функции социальной группы § социализация: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений; § инструментальная: состоит в осуществлении той или иной деятельности людей; § экспрессивная: состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии; § поддерживающая: состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях.

2.3. Виды групп:

Наши рекомендации