Проблемы формирования социально-ориентированной экономики в России. Доходы в обществе и социальная обеспеченность. Социальная дифференциация.

При анализе возможностей реализации в России условий – перехода к социально ориентированной экономике встает вопрос социальной составляющей реформ, в первую очередь о поддержке реформ снизу. Без нее любые преобразования, какими бы прогрессивны они ни были, обречены на провал, что и подтверждается опыт России.

Вместе с тем требуется поддержка сверху, то есть, осознанние органами управления необходимости изменения политики адекватной интересам большинства населения. Совмещение двух названных форм социальной поддержки является важнейшей предпосылкой дальнейших экономических преобразований. Приемлемость и поддержка реформ гражданами зависят от:

- оценки степени влияния реформ на уровень благосостояния и социальную безопасность;

- признания легитимности и справедливости новых законодательных норм и институциональных структур;

- принятия населением реализуемых принципов распределения, в противном случае создаются предпосылки социальной дезинтеграции и нестабильности;

- степени доверия к проводимой политике реформ, масштабам и темпам преобразований, а также к мерам по защите населения от возможных негативных последствий.

Проведение реформ в России сопровождается снижением адаптации населения, и поддержки со стороны основной его части. Либерализация экономики привела к существенным изменениям в структуре общества, социальному и имущественному расслоению. При переходе к рынку дифференциация неизбежна, но если она переходит за определенную грань, то становится фактором социальной дестабилизации.

Однако динамика дифференциации доходов не является единственной характеристикой степени расслоения общества и поддержки реформ со стороны населения. Необходимо оценивать результаты перераспределения собственности, доступ к материальным и финансовым ресурсам общества, уровень социальной активности и возможности самореализации. Эти факторы формируют политический, экономический, образовательный, культурный (доступность социальных благ) потенциал различных групп и определяют особенности социальной стратификации общества.

Качество жизни является важнейшим фактором формирования человеческого капитала как источника экономического роста и мощным фактором воздействия на состояние экономики. Сейчас этот фактор оказывает негативное воздействие на экономику.

Тому есть немало причин. Низкие доходы, отсутствие экономически справедливой цены труда, слабая социальная защита, отсутствие социальной поддержки экономически активного населения, низкая продолжительность жизни, отсутствие гарантий в сферах образования, охраны здоровья, снижение уровня культуры дестабилизируют социально-экономическую ситуацию.

Особенности переходной экономики России: приватизация, формы собственности, предпринимательство. Содержание и закономерности переходной экономики. Главные направления формирования рыночной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике.

В России к началу рыночных преобразований (начало 1990-х гг.) сложились очень неблагоприятные условия по сравнению с другими странами, которые и определили выбор шокового варианта рыночных реформ:

- огромные структурные диспропорции между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями;

- высокая милитаризация экономики;

- длительное существование КАСУ;

- отсутствие в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности;

- сильное влияние уравнительно-коллективной психологии;

- шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР.

Все это определило характер переходного периода в России – более длительного и болезненного.

Выделяют три этапапреобразований в переходный период в России:

1.В 1992–1993 гг. были проведены радикальные преобразования: ускоренная приватизация государственной собственности и форсированный переход к открытой экономике.

2.В 1994–1998 гг. преобладали меры эволюционного развития в виде институциональных реформ: преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры, но недооценивалась промышленная политика, направленная на возобновление экономического роста и структурную перестройку экономики.

Приватизация государственной собственности осуществлялась тремя последовательными способами, которые привели к развитию многообразных форм собственности и предпринимательства, соответствующих современному уровню рыночной экономики:

- на основе ваучеризации;

- на основе передачи и продажи собственности предприятий коллективу работников на льготных условиях;

- на основе проведения конкурсов и аукционовдля продажи малых и средних предприятий.

3. В 1999–2002 гг. проводилась эффективная экономическая политика государства, в результате которой была достигнута макроэкономическая стабилизация:

- прекращение экономического кризиса и постепенное оживление экономики, характеризующееся экономическим ростом;

- финансовая стабилизация: сбалансированный государственный бюджет, снижение инфляции, прекращение роста внешнего государственного долга;

- уменьшение безработицы и прекращение падения жизненного уровня населения.

Хотя в 2002 г. было объявлено о завершении переходной экономики в России, однако остается еще много проблем, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики и общества, и они продолжают оставаться под пристальным контролем со стороны государства (и многое уже делается):

- необходимо продолжать структурную перестройку экономики в соответствие с современным этапом НТП: преимущественное развитие отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг;

- продолжать формирование благоприятной экономической среды для функционирования бизнеса в легальном секторе экономики. Особенностью России все еще является высокая доля теневой экономики (40 % к легальной экономике по данным статистики);

- проводить активную социальную политику, направленную на сохранение и создание новых рабочих мест (особенно в сфере малого бизнеса), на формирование эффективной системы социальной защиты населения, на повышение жизненного уровня российского населения и преодоление негативной тенденции усиления дифференциации населения по доходам, расслоения общества на богатых и бедных;

- способствовать формированию открытой экономики, но обеспечивая национальную, в том числе экономическую, безопасность страны.

Наши рекомендации