Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова

РАЗВИТИЕ

И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Конспекты занятий

Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова - student2.ru Творческий .Центр

[са

Москва 2005

УДК 373 ББК 74.100.5 К89

Рецензент:

научный сотрудник ИКП РАО И.Ю. Кондратенко

Кузнецова Е.В., Тихонова И.А.

К89 Развитие и коррекция речи детей 5—6 лет: Конспекты за­нятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 96 с. (Серия «Программа развития».)

ISBN 5-89144-344-9

Методическое пособие содержит 37 подробных конспектов занятий с детьми 5—6 лет по развитию речи (по разделу «Ознакомление с окружаю­щим»), которые помогут усвоить определенные правила и законы грам­матики. Конспекты занятий позволят обобщить и систематизировать зна­ния детей, будут способствовать развитию и обогащению их словарного запаса, формированию грамматических категорий и словообразованию, развитию связной речи.

Предназначена воспитателям и методистам ДОУ, логопедам, родите­лям детей 5—6 лет.

ББК 74.100.5

Кузнецова Елена Владимировна, Тихонова Ирина Анатольевна

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Конспекты занятий

Редактор О.Е. Громова Корректоры Э. С. Корчагина, Л.Б. Успенская

Художник обложки Е.В. Кустарова Компьютерная верстка И.И. Иванова Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05 от 28.02.2005 г.

Подписано в печать 14.10.05 г. Формат 60 х 9О'/16.

Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 6,0. Доп. тираж 5000 экз.

Заказ № 5608.

Издательство «ТЦ Сфера».

129226, Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 656-75-05.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, пр-т им. Ю. Гагарина, д. 2.

ISBN 5-89144-344-9

© ООО «ТЦ Сфера», 2003

От авторов

Предлагаемое пособие включает конспекты занятий с детьми по развитию речи, позволяющие одновременно усвоить некоторые пра­вила грамматики. Своевременно начатые занятия позволят устра­нить отставание в речевом развитии и предупредить школьную не­успеваемость.

Конспекты занятий обобщают и систематизируют знания де­тей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грам­матических категорий, развитию связной речи.

В пособие также включены упражнения по развитию памяти, внимания, мышления. Эти упражнения помогают ребенку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность со­бытий, находить простейшие закономерности, строить умозаклю­чения.

Предлагаемая система занятий направлена на развитие комму­никативной функции речи и активизацию познавательной деятель­ности детей.

В пособии представлен годичный цикл занятий (осень, зима, весна) по разделу «Ознакомление с окружающим миром» для детей 5_6-летнего возраста. Занятия проводятся логопедом в системе комп­лексного и систематического специального обучения. Продолжитель­ность каждого занятия от 25 до 30 минут, проводить их целесообраз­но в утренние часы 1—2 раза в неделю. При подготовке к проведению занятий могут быть использованы материалы Т.А. Каше, Т.Б. Фили-чевой, а также иллюстрации из книг и дидактических игр. Материал должен быть распределен по темам и храниться в отдельных папках в кабинете логопеда. Кроме иллюстраций используются муляжи, иг­рушки, натуральные предметы в соответствии с заданной темой. Весь наглядный недостающий материал легко изготовить самим. Почти пос­ле каждого занятия приводится перечень упражнений, игр, поня­тий — «Материал для закрепления». Это своеобразное «домашнее за­дание», которое весело и интересно выполнять с детьми дома, на прогулке, в группе.

Успехов вам, дорогие коллеги!

ЗАНЯТИЯ ОСЕНЬЮ

Тематический план

Сентябрь Темы Количество занятий
I неделя Обследование детей
II неделя  
III неделя Части тела
IV неделя Геометрические фигуры, основные цвета
Октябрь    
I неделя Игрушки
II неделя Овощи
III неделя Фрукты
IV неделя Деревья
Ноябрь    
I неделя Грибы
II неделя Перелетные птицы
III неделя Осень
IV неделя Домашние птицы

Занятие 1. «Части тела»

Цели: познакомить детей с частями тела человека; научить об­разовывать существительные множественного числа; учить состав­лять предложения на наглядном материале; учить различать пра­вую и левую руку, ногу и т.д.; закрепить словарь по данной теме; развивать внимание.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением людей, туалетные принадлежности; раздаточный матери­ал — конверты для каждого ребенка с геометрическими фигурами.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет ряд картинок: девочка, мальчик, мужчи­на, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последователь­ность и проговаривают (последовательность картинок меняется не­сколько раз).

— Как называется то, что нарисовано на этих картинках од­
ним словом? (Люди, человек.)

— Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о
себе.)

Логопед показывает рисунок человека.

— Как называется самая большая часть тела человека? (Туловище.)
Логопед показывает, где находятся грудь, живот, спина, за­
тем загадывает загадки:

1. У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши.)

— Для чего нужны уши?

2. Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

— Для чего нужны глаза?

3. Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

— Для чего нужен нос?

— А еще у человека есть лоб, щеки, брови, ресницы, ноздри,
губы, подбородок.

(Дети на себе показывают названные части лица.)

Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека. Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показы­
вать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами
видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в,
за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа.
Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тон­кий — толстый, длинный — короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Занятие 2. «Геометрические фигуры и основные цвета»

Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их назва­ния и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разно­цветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму суще­ствительных; образовывать существительные множественного чис­ла родительного падежа; согласовывать числительные с существи­тельными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал — под­носы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия

1. Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета
Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квад­
рат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название
и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит ди­
дактическую игру «Разложи фигуры».

У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит за мной цепочку слов:
кукла — мяч — танк;

матрешка — собака — ведро; машина — кубики — юла; неваляшка — пирамида — мозаика; домино — лото — ракетка; велосипед — дудочка — самокат.

— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на заня­
тии? (Об игрушках.)

Логопед загадывает загадку: Круглый, гладкий и пузатый — Больно бьют его ребята. Почему беднягу бьют? Потому что он надут. Как вы думаете, что это? {Мяч.)

— Какой он формы, какого цвета?

— Из какого материала сделан?

— Как с ним можно играть?

2. Игровое упражнение «Какой игрушки не хватает?»(на разви­
тие зрительного внимания)

матрешка пирамидка мяч
пирамидка мяч матрешка
мяч матрешка

Выставляется пирамидка.

— Из каких частей состоит пирамидка1;

— Каких цветов части пирамидки?

— Из какого материала она сделана?
- Как с ней можно играть?

3. Игровое упражнение «Что изменилось?»(между мячом и пи­рамидкой выставляется машина)

Уточнить, где находится машина, используя предлоги: за, пе­ред, между, рядом, около.

Логопед загадывает загадку:

Косолапые ноги,

Зимой он спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Что это за зверь? (Медведь.)

— Что есть у игрушечного медведя?

— Из какого материала сделан?

— Какой он?

— Как с ним можно играть?

Логопед открывает коробку и выставляет куклу. (Вопросы аналогичны.)

4. Дидактические игры «Скажи ласково», «Сосчитай»(по кар­
точкам с изображением игрушек)

Физкультминутка

Дети маршируют на месте, останавливаются, изображают персонажей,

На большом ковре и в ряд

Куклы Танины стоят.

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

прыгают, маршируют, уходят с ковра.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вместе мы пойдем гулять. ...^__ ,г,,„.,., _,л^^.„. ., wO1su.

6. Составление описательных рассказов об игрушках по картин­
но-графическому плану

— Что это?

— Из каких частей состоит?..

— Какой формы?..

— Какого цвета?..

— Из какого материала сделана?..

— Как с ней можно играть?..

Рассказ логопеда

Вы все любите игрушки, играете с ними, но вы, наверное, не знаете, где делают игрушки. Их делают на фабрике игрушек взрос­лые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавли­ваются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, напри­мер, делают из резины, пирамиду — из дерева, лото — из бума­ги, мишку из ткани, которую называют плюшем, машины делают из железа или пластмассы. Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

Итог занятия

Материал для закрепления

I.Закрепить обобщающее понятие «игрушки». Уметь составлять
описательный рассказ об игрушке, используя их названия, вне­
шние признаки и их части.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: пирамида — пирамиды и т.д.

2. Образование прилагательных от существительных.
Например: Собака из меха. Собака какая? — Меховая и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: мяч — мячик и т.д.

4. Дидактическая игра «Сосчитай до 5». (Согласование чис­
лительных с существительными: машина, мяч, кукла, самоле^.)

5. Закрепить навык употребления предлогов: на, под, из-за, в, пе­
ред, между, с, за, над.

Придумать предложения с этими предлогами.

Занятие 4. «Овощи»

Цели: закрепить знания детей об овощах; закрепить умение со­ставлять описательные рассказы, образовывать уменьшительно-лас­кательную форму существительных, согласовывать числительные с существительными; расширить словарь; развивать внимание, мыш­ление.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи и кар­тинки овощей, картинно-графический план; раздаточный матери­ал — конверты с картинками овощей разной величины.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... , рядом ... .

Отгадывание загадок

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет — Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

И





В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок. Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый, В темноте сижу день целый. А рубашка зелена, Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком, Горький — тронешь языком, Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

4. Составление описательного рассказа о картофеле по картин­но-графическому плану

цвет форма величина вкус какой на ощупь В каком виде употребляют в пищу

(Аналогично дети составляют рассказ об остальных овощах.) 5. Физкультминутка

В огород пойдем, Дети маршируют на месте,

Урожай соберем. идут по кругу, взявшись

за руки,

Мы морковки натаскаем «таскают»,

И картошки накопаем. «копают»,

Срежем мы кочан капусты, «срезают»,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают руками,
Щавеля нарвем немножко. «рвут»,

И вернемся по дорожке. идут по кругу, взявшись

за руки. (П. Нищева)

6. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам с изо­
бражением овощей)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель­ных.

7. Дидактическая игра «Сосчитай»(по картинкам)
Согласование числительных с существительными.

8. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными

На столах лежат картинки. Дети переворачивают их и называ­ют: Чей это овощ? — Чья капуста? — Моя капуста и т.д.

Рассказ логопеда

— Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди акку­ратно снимают их с грядки, чтобы не повредить; овощи употреб­ляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, щи, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Итог занятия

Занятие 5. «Овощи»(продолжение)

Цели: закрепить знания детей об овощах; учить составлять опи­сательные рассказы; учить правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных фор­мах; образовывать прилагательные от существительных; образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать умение детей логически мыслить, внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — картины «Осен­ний лес», «Сбор урожая», муляжи и картинки овощей, картинно-графический план; раздаточный материал — эмблемы овощей на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент

Материал для закрепления

I. Запомнить названия овощей.

Уметь составлять описательный рассказ по плану: Что это? Ка­кой формы? Какого цвета? Какой на ощупь? Какой на вкус? Ка­кие блюда можно приготовить?

Уметь находить сходство и различие между овощами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных единственного и множествен­
ного числа в именительных и родительных падежах.

Например: помидор — помидоры — помидоров и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: огурец — огурчик.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: Салат из огурцов. Салат какой? (Огуречный.)
Запеканка из моркови. Запеканка какая? (Морковная.)

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель-

HblMH. Например: Чья это репа? — Это моя репа. 5. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Например: красный помидор, желтая репа.

6. Обозначение признаков предметов.
Про что можно сказать:

— Вкусный? Сочный? Ароматный?.

— Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусные? Сочные? Ароматные?

7. Согласование числительных с существительными.
Например: одна морковка, две морковки, три ..., четыре ...

и т.д.

8. Согласование прилагательных с существительными в роди­
тельном падеже единственного и множественного числа.

Например: красный помидор — красные помидоры — красных помидоров.

9. Согласование существительных с глаголами единственного и
множественного числа.

Например: Репа лежит. Репы лежат. Огурец растет. Огурцы растут. Помидор висит. Помидоры висят.

Занятие 6. «Фрукты»

Цели: закрепить и уточнить знания детей о фруктах; закрепить умение детей составлять описательные рассказы; образовывать при­лагательные от существительных, уменьшительно-ласкательные фор­мы существительных, согласовывать числительные с существитель­ными, притяжательные местоимения с существительными; разви­вать словарь; развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: демонстрационный материал — муляжи фрук­тов, картинно-графический план; раздаточный материал — кон­верты с картинками фруктов разной величины.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто стоит между ... , за ... , перед ... , около ... ,
рядом ... .

Выставляются муляжи фруктов

— Что это? Какой по форме? По цвету? На вкус? Как мы
называем все это одним словом? (Фрукты.) Где растут фрукты? На
чем? Как называется сад, в котором растут фруктовые деревья?

Физкультминутка

Будем мы варить компот Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (Н. Нищева)

6. Дидактическая игра «Какой сок приготовили?»
Образование прилагательных от существительных.

7. Дидактическая игра «Назови ласково»(по картинкам)
Образование уменьшительно-ласкательной формы существитель­
ных.

8. Дидактическая игра «Сосчитай»(по карточкам)
Согласование числительных с существительными.

9. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными

На столе лежат картинки. Дети переворачивают их и называют.

— Это чье яблоко? (Это мое яблоко.) Ит.д.

Рассказ логопеда

— Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно
снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полез­
ны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они
сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в
сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты,
варенье.

Итог занятия

Занятие 7. «Фрукты»(продолжение)

Цели: уточнить знания детей о фруктах; упражнять в составле­нии описательных рассказов по схеме; согласовывать притяжатель­ные местоимения, прилагательные, числительные с существитель-

2. Е. В. Кузнецова 1 7

ными в родительном падеже единственного и множественного числа; активизировать словарь; развивать внимание, память.

Оборудование: демонстрационный материал — изображения и муляжи фруктов, карточки с изображением одинаковых фруктов; раздаточный материал — конверты с картинками фруктов.

Ход занятия

Организационный момент

— Сядет тот, кто назовет фрукты.

Отгадывание загадок

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

— Как вы думаете, что это?

Выставляется картинка и детям предлагается составить описа­тельный рассказ. (Аналогично по всем фруктам.)

Я сладкий, рос на юге. Как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, Я нравлюсь детворе. (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые. Плоды желтые, да лакомые. Ее скорее скушай. Созрела, значит ... (Груша.)

Физкультминутка

Собери в корзинку фрукты овальной формы, в другую — круг­лой формы.

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными(по картинкам)

На столах у детей лежат картинки. Логопед спрашивает: «Чей фрукт?»

Итог занятия

— О чем мы сегодня говорили на занятии?

Материал для закрепления

I. Уточнить названия фруктов.

Учить составлять описательный рассказ по плану:

1. Что это?

2. Какой формы?

3. Какого цвета?

4. Какой на ощупь?

5. Какой на вкус?

6. Какие блюда можно приготовить?

Например: Это яблоко. Оно круглой формы. Красного цвета, гладкое, твердое, сладкое, сочное, румяное, аппетитное, душис­тое и т.д.

Уметь находить сходство и различие между фруктами.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа в име­
нительном и родительном падежах.

Например: яблоко — яблоки — яблок и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ным суффиксом.

Например: лимон — лимончик и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например:

— Сок из груши. Сок какой? (Грушевый.)

— Варенье из яблок. Варенье какое? (Яблочное.)

— Салат из фруктов. Салат какой? (Фруктовый.)

4. Согласование притяжательных местоимений с существитель­
ными.

Например: Это чей мандарин? — Это мой мандарин. И т.д.

5. Согласование прилагательных с существительными в роде и
числе.

Про что можно сказать?

— Вкусный? Сочный? Ароматный?

— Вкусная? Сочная? Ароматная?

— Вкусное? Сочное? Ароматное?

— Вкусные? Сочные? Ароматные?

6. Согласование числительных с существительными.

,. 19

Например: одна груша, две груши, три ... , четыре ... , пять груш и т.д.

7. Согласование существительных с глаголом единственного и множественного числа.

Например: Вишня висит. Вишни висят. Груша лежит. Груши лежат. Яблоко растет. Яблоки растут. Мандарин упал. Мандарины упали. Я съел апельсин. Мы съели апельсины.

Занятие 8. «Деревья»(экскурсия)

Цели: закрепить названия деревьев, их строение, внешние при­знаки; учить детей различать деревья по внешним признакам; об­разовывать прилагательные от существительных; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; подбирать слова-ан­тонимы; закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изо­бражением листьев разных деревьев.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения

Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево.)

Беседа о деревьях

— Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные дере-1
вья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют
вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные де­
ревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах и т.д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)
Логопед рассказывает о каждом дереве.

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья] 01 утлой v' ормы.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо ве-| ток иголки.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево! высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, рас­положенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной фор­мы, почки липкие.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья ивы продолговатые.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звез­дочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У елки ствол зеленого цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие оваль­ные шишечки. У ели и сосны шишки крупные, а у лиственни­цы — маленькие.

Дети становятся в круг и идут, поднимают, кружатся,

3. Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем,

Руки вверх поднимем,

Покружимся слегка.

И подбросим листья

Вверх под облака. делают движения подбрасывания.

Подбор слов-действий

Деревья — качаются, стоят, шумят, растут. Листья — осыпаются, покрывают землю, желтеют, гниют, со­хнут, увядают, шелестят.

Подбор слов-значений

Логопед показывает картинки с изображением листьев разных деревьев и предлагает детям найти такой же.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы ...

— Лист липы ...

— Лист тополя ...

Как называется явление в природе, когда падают листья? (Ли­стопад.)

Игра «Прятки»

По заданию логопеда часть детей прячется за деревьями, дру­гая — по инструкции логопеда ищет. («Найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким, у длинного корня, У короткого корня и т.д.»)

Одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, ря­дом, под, из-за, между, на.

Итог занятия

Дети составляют букеты из осенних листьев.

Материал для закрепления

I. Уточнить названия деревьев. Знать, что деревья бывают ли­
ственные и хвойные. Уточнить их строение (корень, ствол, ветки,
почки, листья, крона). Уметь находить сходство и различия между |
лиственными и хвойными деревьями.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного и именительного падежей.

Например: лист — листья — листьев, береза — ... , дерево — ..., тополь — ... , ветка — ... и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: лист — листочек, береза — ... , ветка — ... , дуб — ... , дерево — ... и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.
Например: лист с клена — кленовый лист, лист с осины — ... ,

лист с дуба — ... , лист с липы — ... , лист с рябины — ... и т.д.

4. Образование слов-антонимов.

Например: ствол высокий — низкий, корень длинный — ко­роткий, ветка толстая — тонкая, дерево большое — маленькое и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

Например: один лист, два листа, три ... , четыре ... , пять лис­тьев.

Одна ветка и т.д. Одно дерево и т.д. Один корень и т.д. Одна почка и т.д.

Занятие 9. «Грибы»

Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедоб­ные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить состав­лять описательные рассказы; согласовывать числительные с суще­ствительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки по дан­ной теме; раздаточный материал — предметные картинки в кон­вертах на каждого ребенка.

Ход занятия

Чтение стихотворения

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, —

«Тороплюсь», — гудит:

«У-У-У...»

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка,
шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подо­
брать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа роди­
тельного падежа.

Например: лисичка — лисички — лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­
тельных.

Например: гриб — грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб — маленький гриб, высокая ножка — ... , толстая ножка — ... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, ря­
дом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Ход занятия

Организационный момент

— Какое сейчас время года? (Осень.) Назовите осенние меся-
Цы, признаки осени.

— Куда улетают осенью птицы (В теплые края.) Почему?

— Как называются эти птицы? (Перелетные.) Почему они так
называются? Назовите перелетных птиц.

— Назовите перелетных водоплавающих. Почему они называ­
ется «водоплавающие»?



— Что есть у птиц? (Туловище, голова, шея, крылья, перья, грудь,
лапы, хвост, клюв.)

— Чем покрыто тело птиц? (Перьями, пухом.)

— Для чего нужны перья? (Чтобы птицы не мерзли и не пора\
нили тело.)

2. Рассказ логопедаЛогопед по очереди выставляет картинки с изображением пере-] летных птиц, обговаривая каждую из птиц по следующему плану

— Как называется птица?

— Какая птица по размеру?

— Какие перья?

— Какой хвост идолов?

— Чем питается?

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перье! темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У лас точки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую част! времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловге комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.'

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. П" тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных на'

комых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зелено то-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв к роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насек

мыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого ц
та. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, кре
кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост коре
кий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, р
бой, насекомыми и растительной пищей. ■

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних раз* меров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длиЛная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапах перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рьибой, водорослями и мелкими рачками.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют»,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.
26 ■

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. наклоняются.

Игра «Сосчитай»

— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.)

5. Игра «Кто где живет»(по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Во время выполнения этого задания логопед отрабатывает с детьми образование сложных прилагательных (короткохвостая утка, остроклювый грач, краснолапый гусь, длиннолапая цапля, чернокрылый грач, тонкошеий аист и т.д.).

6. Составление предложений

Логопед предлагает детям составить предложения по картинке, используя следующие слова: слетела, подлетела, улетела, влетела, залетела, облетела и т.д.

7. Составление рассказа по плану

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить названия перелетных птиц (грач, скворец, утка, ле­
бедь, гусь, журавль, аист, цапля, чиж, соловей, зарянка, гори­
хвостка).

Знать строение птиц, внешние признаки. Закрепить понятия «перелетные», «водоплавающие». Составить рассказ о птице.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: грач — грачи — грачей и т.д.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­
ными суффиксами.

Например: чиж — чижик и т.д.

3. Образование сложных прилагательных.
Например: короткий хвост — короткохвостая утка;
острый клюв — ... ,

черное крыло — ... , красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д.

4. Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела.
Птичка к дереву (что сделала?) подлетела.




Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.
Дидактическая игра «С о с ч и т а й».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: короткий хвост — длинный хвост, длинные лапы — ... , тонкая шея — ... , черное крыло — ... , острый клюв — и т.д.

7. Правильное употребление предлогов: в, на, с, из, под, из-под, изА
за, над.

Занятие 11. «Осень»

Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (д> становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на дерев ях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомы улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди о бирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении pacJ сказов по картинно-графическому плану; активизировать словари по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — картинно-графи-1 ческий план.

Ход занятия

1. Организационный момент
Логопед читает стихотворение:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землею прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.

— Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихот-1
ворении?

— Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

— Как можно назвать осень в сентябре?

Наши рекомендации