По профилю «учитель-дефектолог», «учитель-дефектолог, олигофрнопедагог»
Рабочая тетрадь
Дисциплина 1.3. «Инклюзивное и интегрированное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
ППП «Специальное (дефектологическое) образование
По профилю «учитель-дефектолог», «учитель-дефектолог, олигофрнопедагог»
Составители: Рощина Г.О.,
Отрошко Г.В.
Жаворонкова Л.В.
Ярославль, 2016
Содержание
Раздел.1 Методологические и нормативные основы инклюзивного образования
Тема 1.Философские и культурологические и психофизиологические основы педагогики инклюзивного и интегрированного образования детей с ОВЗ.
Тема 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие развитие инклюзивного образования в РФ, введение ФГОС НОО для детей с ОВЗ, обучающихся с умственной отсталостью
Раздел 2. Особенности реализации технологий обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе с учетом условий инклюзивного и интегрированного образования
Тема 1. Качества учителя-дефектолога инклюзивного образования
Тема 2. Технологии инклюзивного образования
Люди с инвалидностью – пассивные получатели минимума услуг, удовлетворяющих базовые потребности
Люди с инвалидностью активно борются за равные права и возможности
На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.
3. Ситуация с инклюзивным образованием в России
На Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».
Примеры: юродивые, Василий Блаженный, Матрона Московская и т.д.
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю.
14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей.
Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г.Риге в 1854 г.
К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновренно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г.
В послереволюционной России члены общества рассматривались прежде всего как «строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом. Воспитание и охрана здоровья «дефективных» детей были отнесены к компетенции различных органов власти. Так, нервные и психически больные дети должны были направляться на воспитание в учреждения Наркомздрава, умственно-отсталые — во вспомогательные школы Наркомпроса, телесно-дефективные дети (глухонемые, слепые, калеки) — в специальные учреждения Наркомпроса.
В результате дети со сложной структурой дефекта были признаны «необучаемыми».
В СССР к середине 80-х гг. насчитывалось восемь типов школ для детей с отклонениями в развитии. В СССР идея интегрированного обучения не нашла поддержки ни в системе массового, ни в системе специального образования. В виде эксперимента она длительное время является предметом исследования в НИИ дефектологии АПН СССР(70-е годы – Э.И.Леонгард под руководством проф. Ф.Ф.Рау; далее – там же с 80-х г.г. и по настоящее время–коллектив исследователей под руководством Н.Д.Шматко).
Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Потому Л. С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению. Таким образом, Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
С начала 90-х годов ХХ в.ряд образовательных учреждений в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.) начинает работу в режиме интеграции, однако системного внедрения инклюзивного образования в России не произошло до настоящего времени.
Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.
В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). С 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998).
По данным Министерства образования и науки РФ, с 2008 – 2010 годов модель инклюзивного образования внедряется (в порядке эксперимента) в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ, среди которых: Москва, Архангельск, Самарская область, столица Республики Бурятия, Ухта (Республика Коми), Республика Карелия (Петрозаводск, Сортавала), Томск, Воронеж, Санкт-Петербург, Хабаровск, республики Северного Кавказа.
В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования - лишь 47.
Виды инклюзии.
Полная инклюзия в системе массового образования (наименее ограниченная альтернатива).Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.
Полная инклюзия с тьютором .Ребенка в обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор — для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок испытывает затруднения. Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.
Частичная инклюзия.Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения. Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.
Обратная инклюзия. Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком. Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.
Обучение в коррекционном саду.Ребенок, ранее находившийся на индивидуальном обучении, поступает в коррекционную систему. Цель-обучение сотрудничеству с педагогом, выполнение требуемых действий, обучение в группе.
Роль тьютора в процессе инклюзии.Тьютор играет ключевую роль в программе инклюзии, он координирует взаимодействие между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем (учителем) и родителями ребенка. С одной стороны, тьютору важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, а с другой стороны, научить окружающих (взрослых, сверстников) с пониманием относиться к особенностям ребенка.
Подготовка к инклюзии.Тьютор до начала процесса обучения производит оценку начальных навыков ребенка:
- Навык обращения и общения
- Навык понимания речи
- Навык диалогической речи
- Навыки игры
- Академические навыки (счет, письмо, чтение)
- Навыки обучения
- Проблематичное поведение
Тьютор, под руководством опытного специалиста, осуществляет оценку и подготовку инклюзивной среды: предварительная встреча тьютора с воспитателем (учителем), изучение инклюзивной среды (распорядок дня, требования), предоставление информации о ребенке, начиная с его сильных сторон. Уточнение обязанностей тьютора, воспитателя (учителя), других членов персонала по отношению к ребенку, к группе детей.
Планирование часов инклюзии.Возможность привлечения сверстников в совместную деятельность с ребенком.
Конфиденциальность.Тьютор выбирает цели для обучения, эффективные поведенческие стратегии, а так же готовит документацию для оценки эффективности программы (мониторинг).
Эксклюзия(исключение, отторжение, отчуждение, изоляция, сегрегация) в сфере образования — ситуация, в которой дети с особыми потребностями лишены возможности пользоваться правами в получении полноценного качественного образования, соблюдение которых гарантировано им международными, национальными и местными нормативно-правовыми актами. Эксклюзия тесно связанна с проблемами бедности и минимального жизненного стандарта. Эксклюзии из полноценного образовательного процесса подвергаются, прежде всего, дети, с которыми жестоко обращаются, работающие дети, дети-мигранты, дети-беженцы, дети кочевников, дети религиозных, этнических и языковых меньшинств, перемещенные дети, дети из зоны конфликта, беспризорники, дети-солдаты, дети из бедных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, инфицированные вирусом ВИЧ и страдающие от СПИДа.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте определения, обсудите в группах, найдите общее и различие двух понятий: иклюзивное и интегрированное образование и обучение:
Интегрированное обучение — совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел), полным (1 — 2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).
Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.
Интеграция интернальная – интеграция внутри системы специального образования (дети со сложными, сочетанными дефектами в развитии).
Интеграция экстернальная – взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья), это влечет за собой улучшение обучения детей со специальными нуждами в массовых школах.
Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.
Интегрируемый ребёнок – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.
Комбинированная интеграция – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого раз- вития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопеда- гога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделите закономерности типов аномального развития детей с ОВЗ:
Закономерности, общие для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствованно; замедление процесса формирования понятий. Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Создайте информационную карту в виде таблицы по предложенной информации:
Классификация видов нарушения здоровья:по локализации нарушения в определенной системе организма: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Классификация по причинам возникновения нарушения:
врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма; профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях, экологическое преступление,
болезнь и пр.
Классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: глухие (неслышащие); слабослышащие; позднооглохшие; имплантированные; незрячие; слабовидящие; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями); с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); со сложными недостатками развития, с нарушениями аутистического спектра.
Классификация видов нарушения здоровья | Классификация по причинам возникновения нарушения: | Классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: |
Домашнее обучение
Дистанционное обучение
5. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения
В России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. На его реализацию в 2009 году из федерального бюджета был выделен 1 миллиард рублей, в 2011-2012 годах ежегодный объем финансирования составит 2,5 миллиарда.
В настоящее время на дому в дистанционной форме обучается уже более 3 тысяч детей. Предполагается, что по итогам Национального проекта до 2012 года такую возможность получит большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тысяч школьников). Всего же более 44 тысяч ребят проходят надомное обучение.
Т.о., необходимо уточнить, что понятие «инклюзивное образование» шире понятия «доступное (интегративное) образование для детей с ограниченными возможностями».
Главное:Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
Вход в школу
Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. Пандус должен быть достаточно пологим (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и спускаться по нему. Ширина пандуса должна быть не менее 90 см. Необходимыми атрибутами пандуса являются ограждающий бортик (высота - не менее 5 см) и поручни (высота - 50-90 см), длина которых должна превышать длину пандуса на 30 см с каждой стороны. Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны. Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в школу необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части.
Школьная раздевалка
Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.
Школьная столовая
В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Ширину прохода между столами для свободного передвижения на инвалидной коляске рекомендуется увеличить до 1,1 м. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.
Школьный туалет
В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников) размерами не менее 1,65 м на 1,8 м. Ширина двери в специализированной кабине должна составлять не менее 90 см. В кабине рядом с одной из сторон унитаза должна быть предусмотрена свободная площадь для размещения кресла-коляски для обеспечения возможности пересадки из кресла на унитаз. Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.
Спортивный зал
Раздевалку, душевую и туалет при физкультурном зале для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата также необходимо оборудовать широкими проходами и дверными проемами, ширина которых должна быть не менее 90 см. Инвалидная коляска должна входить в душевую кабину целиком.
Школьная библиотека
В читальном зале школьной библиотеки часть кафедры выдачи книг необходимо понизить до уровня не выше 70 см. Несколько столов также нужно сделать на такой высоте.
Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку рекомендуется располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) человека на коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,1 м.
Классные кабинеты
В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) - 1,5 х 1,5 м.
Детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата около парты следует предусмотреть дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе должна быть не менее 90 см. Такая же ширина должна быть у входной двери без порога. Также желательно оставить свободным проход около доски, чтобы ребенок на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там. Если занятия проходят в классе, где доска или какое-либо оборудование находится на возвышении, это возвышение необходимо оборудовать съездом.
Детям-инвалидам по зрению нужно оборудовать одноместные ученические места, выделенные из общей площади помещения рельефной фактурой или ковровым покрытием поверхности пола. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением и помнить, что написанное на доске нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию. Парта ребенка со слабым зрением должна находиться в первых рядах от учительского стола и рядом с окном. Когда используется лекционная форма занятий, учащемуся с плохим зрением или незрячему следует разрешить пользоваться диктофоном - это его способ конспектировать. Пособия, которые используются на разных уроках, должны быть не только наглядными, но и рельефными, чтобы незрячий ученик смог их потрогать.
Детям-инвалидам по слуху необходимо оборудовать ученические места электроакустическими приборами и индивидуальными наушниками. Для того чтобы слабослышащие дети лучше ориентировались, в классе следует установить сигнальные лампочки, оповещающие о начале и конце уроков.
Территория школы
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Ребра решеток на пешеходных дорожках должны располагаться перпендикулярно направлению движения и на расстоянии друг от друга не более 1,3 см. В нескольких местах с бордюрного камня тротуара должен быть устроен съезд шириной не менее 90 см. Для этого рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Школа как инклюзивное сообщество:
· быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
· инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные составляющие инклюзии:
· Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
· Всесторонне планируйте инклюзию
· В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
· Включайте родителей
· Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
· Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Правила инклюзивной школы:
· Все ученики равны в школьном сообществе
· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
· Планируется и проводится эффективное обучение
· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
· Семьи активно участвуют в жизни школы
· Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности
Принципы формирования индивидуальной программы обучения:
· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
· Составлена с целью повышения успешности ученика
Обычный учитель может быть успешен при условии, если:
· он достаточно гибок,
· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
· он уважает индивидуальные различия
· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде
Результаты инклюзии:
· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
· Существуют процедуры оценки эффективности
Центральное положение ИО – право родителей на выбор форм обучения детей-инвалидов на основании медико-социального заключения: интегрированное, на дому, в стационарном лечебном учреждении. Тем самым перед родителями впервые открывается узаконенная возможность отдать ребенка-инвалида в обычную школу – в специализированный класс или для совместного обучения со здоровыми детьми (по нынешнему закону дети с ограниченными возможностями гарантированно могут получить образование только в специальных учреждениях).
Итак, понятие «включающее образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
? посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
? находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
? имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
? обеспечиваются необходимой поддержкой.
Инвалиды должны учиться вместе с обычными детьми
«Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».
По заверениям правительства, число школ, в которых будет создана безбарьерная среда для учеников с ограниченными возможностями, вырастет в ближайшие пять лет более чем в восемь раз - с 1,2 тысячи сегодня до 10 тысяч.
Уже в 2010-2011 учебном году в Москве появится больше 100 школ с инклюзивным образованием (пока их вдвое меньше – 54). Правда, количество обучающихся там детей с ограниченными возможностями не должно превышать 10% от общего количества школьников. А в каждом классе – не более 3 «особых» учеников. Однако специально для них «за счет экономии фонда оплаты труда» вводят 150 ставок педработников--помощников педагога. Вводятся и другие госгарантии специальных условий для детей с ограничениями по здоровью в обычных школах: индивидуальные траектории и программы обучения, включая физвоспитание; предоставление сурдопереводчика для слабослышащих детей; транспортировка для колясочников. При выборе дистантной формы обучения гарантируется право на получение компьютеров и каналов Интернет-связи. А для тех, кто будет учиться в школе – медицинское обслуживание в самом учебном заведении или в ближайшем медицинском.
В образовательной практике регионов России представлены примеры реализации и таких моделей интеграции, как частичная и комбинированная. По мнению разработчиков, частичная модель предназначена для детей, которые не могут овладеть образовательным стандартом наравне со сверстниками в условиях классно-урочной системы обу