Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов
Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Виды контроля
№ п/п | Вид КОД | Время проведения | Содержание | Формы и виды оценки |
Стартовая работа | Начало сентября | Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний | Фиксируется учителем в журнале и в дневнике учащегося. Отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. . | |
Диагностичес кая работа | Проводится на входе и выходе темы при освоении способов действия/средст в в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач | Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку младшего школьника. | |
Самостоятель ная работа | Не более одного месяца (5-6 работ в год) | Направлена, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на параллельную отработку и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на двух уровнях: 1 (базовый) и 2 (расширенный) по основным предметным содержательным линиям | Учащийся сам оценивает все задания, которые он выполнил, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе; Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. | |
Проверочная работа | Проводится после решения учебной задачи | Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Уровни: 1 формальный; 2 –рефлексивный (предметный)№ 3 – ресурсный (функциональный). Представляет собой трехуровневую задачу, состоящую из трех заданий, соответствующих трем уровням | Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания и строит персональный «профиль» ученика по освоению предметного способа/средства действия | |
Итоговая проверочная работа | Конец апреля | Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения. Задания разного уровня, как по сложности (базовый, расширенный), так и по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Оценивание. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
Шкала оценивания (пятибалльная), соотнесенная с качественными уровнями успешности
Уровни | 5 бальная | 100% |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» ниже нормы, неудовлетворительно | 0-49 % |
Необходимый (базовый уровень) Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отра- ботанные умения и уже усвоенные знания | «3»- удовлетворительно Частично успешное решение (с незначи- тельной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 50-65 % |
«4» - хорошо Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно ) | 66 -89% | |
Повышенный (программный) уровень Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знания по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, нов новой, непривычной ситуации | «5» - отлично Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 90 – 100 % |
Максимальный (не- обязательный) уровень Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5» «Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно ) | 100% |