Тема: Дидактика и дидактический процесс
Семинарское занятие 1
Тема: Дидактика и дидактический процесс
Вопросы для обсуждения:
1. Дидактика как теория обучения. 3, с.101-113; 4, с.199-204; 7, с.123-126.
2. Становление и развитие дидактики как науки. 2, с.190-192; 3, с.113-127; 4, с.208-221.
3. Сущность, движущие силы, противоречия, логика и структура учебного процесса. 2, с.186-187, 192-193, 198-200; 3,с.129-139; 4, с.199-204; 5, с.292-296; 6, с.147-148, 153-154, 158-161; 7, с.142-169.
4. Двусторонний и личностный характер обучения. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. 2, с.193-198; 3, с.153-175; 6, с.154-158.
5. Закономерности процесса обучения. 3, с.197-200; 4, с.265-287; 5, с.171-182; 6, с.165-168.
6. Принципы процесса обучения. 1; 3, с.193-197, 200-207; 4, с.287-319; 5, с.181-182; 6, с.169-184.
_____________________
После каждого вопроса указана литература для подготовки: номер источника по списку литературы для самостоятельной работы и страницы.
Ключевые понятия:дидактика; обучение; учебный процесс; преподавание; учение; противоречия учебного процесса; движущие силы учебного процесса; логика учебного процесса; закономерности обучения; принципы обучения; структура учебного процесса; учебно-познавательная деятельность.
Темы для сообщений
1. Цикличность процесса обучения. 3, с.139-147
2. Факторы, влияющие на процесс обучения. 5, с.333-353
3. Мотивация учения. 5, с.360-395
Литература для самостоятельной работы
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
2. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.
3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000.
4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. – Кн. 1. – М., 2000.
6. Ситаров В. А. Дидактика. – М., 2001.
7. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
8. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 1.
Изучите принципы обучения, пользуясь различными источниками. Охарактеризуйте три любые принципа, заполняя таблицу.
Обратите внимание на тот факт, что правил может быть много. Так, И.П. Подласый на каждый выделяемый им принцип обучения приводит 20 и более правил. (См., например: Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. С. 293–316.)
Принцип обучения | Сущность принципа | Некоторые правила принципа |
Задание 2.
Заполните таблицу «Взаимосвязь преподавания и учения в учебном процессе», пользуясь изданием: Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. С. 201-202.
№ п/п | Взаимосвязь преподавания и учения в учебном процессе | Преподавание (деятельность учителя) | Учение (деятельность учащихся) |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. |
Теоретический материал для подготовки к семинару
Дидактика(от греч. didaktikos – поучающий, обучающий) – раздел педагогики, теория обучения, дающая научное обоснование содержания, форм и методов обучения. Предметом современной дидактики является связь и взаимодействие преподавания(обучающевоспитывающей деятельности учителя) и учения(познавательной деятельности учащихся).
Основные задачи современной дидактики: 1) описывать и объяснять процесс обучения и условия его протекания; 2) совершенствовать процесс обучения, разрабатывать новые, более эффективные системы обучения и образовательные технологии.
Обучение– это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие личности (Рос. пед. энциклопедия. – М., 1999. – Т. 2. С. 66.). Обучение – процесс, протекание которого подчиняется определенной логике, а значит, поддается изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебнымили дидактическимпроцессом.
Сущность обученияможно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:
- двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
- совместная деятельность учителя и ученика;
- руководящая роль учителя;
- специальная планомерная организация всего процесса;
- соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
- воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.
Движущие силы процесса обученияоснованы на его противоречиях. Процесс обучения, ввиду его сложности и многогранности, очень противоречив. Движение, т.е. протекание учебного процесса, достигается за счет постоянного разрешения возникающих противоречий.
Противоречия процесса обученияпроявляются между возникающими в ходе обучения познавательными и практическими задачами, которые требуют от учащихся решения, и имеющимся у учеников уровнем знаний, умений и навыков, умственного развития и ценностных отношений. Каждый раз, сталкиваясь с задачей, для решения которой требуется освоение новых знаний и опыта, ученик с помощью педагога вынужден преодолевать эти противоречия. Противоречие становится движущей силой обучения, если: а) оно осознается учеником как требующее разрешения; б) разрешение противоречия является посильным для ученика данного уровня развития; в) данное противоречие является закономерным звеном в системе противоречий, требующих постепенного разрешения.
Логика учебного процессаотражает путь познания, которым идет ученик в процессе обучения. Логика учебного процесса зависит от возраста и уровня подготовленности учащихся, от особенностей изучаемого материала, от целей и задач учебного процесса. Например, в начальной школе преобладает традиционная логика обучения: восприятие конкретных предметов и явлений → образование представлений → обобщение отдельных представлений → формирование общих понятий. В средних и старших классах почти одновременно с восприятием конкретных предметов и явлений могут вводиться научные понятия, объясняться принципы.
Структура учебного процесса– это построение процесса обучения, единство, взаимосвязь и взаимодействие его отдельных компонентов (И.Ф. Харламов):
- целевого (поставленные цели и задачи образования, воспитания и развития учащихся);
- мотивационно-потребностного (мотивы преподавания и учения, потребность в передаче и восприятии знаний и опыта);
- содержательного (содержание образования);
- деятельностно-операционного (образовательные технологии);
- эмоционально-волевого (познавательные интересы и ответственность в учебном процессе);
- контрольно-регулировочного (контроль протекания учебного процесса, его коррекция);
- оценочно-результативного (объективная оценка результатов обучения на основе сопоставления полученного результата с целевым компонентом).
Двусторонний характер обучениязаключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т. д.), он не добьется хорошего результата в обучении. Если ученик пассивен в учении (не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий и т. д.), он плохо овладевает учебным материалом. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.
Личностный характер обучениясостоит в том, что: 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.
Учебно-познавательная деятельность– это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством.
Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т. д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации. Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в ее специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания.
Учебно-познавательная деятельность ученика, составляющая процесс учения, представляет собой систему познавательных действий (определенную последовательность взаимосвязанных операций, осуществляемых с целью познания): восприятие нового материала → осмысление воспринятого → запоминание → применение усвоенных знаний на практике → последующее повторение → обобщение и систематизация изученного.
Социальная направленность обученияпроявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальным способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.
Закономерности обучения. Дидактика, как и любая наука, стремится к познанию и формулированию общих законов, которым подчиняются изучаемые ею процессы, предметы и явления. Однако педагогический процесс слишком сложен, подвержен влиянию многих факторов, в том числе таких, которые невозможно учесть заранее. Это делает четкое и безоговорочное формулирование законов обучения невозможным, во всяком случае, в настоящее время. Закономерности обучения обычно понимаются как недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих при обучении связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на дидактический процесс.
Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения. Так, Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения: 1) от потребностей общества, 2) от процессов образования, воспитания и развития как сторон целостного педагогического процесса, 3) от возможностей учащихся и внешних условий. И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения общие (выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т. д.) и конкретные закономерности (дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др.). И. Ф. Харламов предложил сформулировать закономерности как зависимость эффективности учебного процесса от соблюдения принципов обучения, однако этот подход подвергнут острой критике со стороны наиболее авторитетных российских дидактов.
Принципы обучения– это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования. Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система дидактических принципов должна включать принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П. И. Пидкасистый и В. В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Многочисленные попытки разработать новую систему принципов обучения в наши дни связаны с происходящими преобразованиями в педагогической науке и практике. Основная тенденция поисков в этом направлении – стремление отразить в принципах процессы гуманизации образования, его личностного ориентирования.
Практическое применения принципов обученияозначает соблюдение трех требований:
1) обязательность (принципы требуют обязательного и полного выполнения, их нельзя нарушать);
2) комплексность (необходимо соблюдать не только отдельные принципы, но и весь комплекс принципов);
3) равнозначность (все принципы обучения важны в равной степени, несоблюдение любого из них нарушает процесс обучения).
Правила обученияконкретизируют принципы, выражают условия их практической реализации. Например, принцип доступности обучения реализуется при выполнении следующих правил:
1) при обучении исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, их жизненного опыта, интересов;
2) учитывайте индивидуальную обучаемость каждого ученика (уровень обученности, преобладающий тип восприятия, памяти, мышления и т. д.), объединяйте в группы учащихся с одинаковой обучаемостью;
3) ведите учебный процесс в оптимальном темпе, так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действий у средних и слабых учеников;
4) при обучении ученики должны трудиться с некоторым напряжением сил, если учение будет даваться слишком легко, они отвыкнуть работать в полную силу и др.
Семинарское занятие 2
Тема: Функции обучения. Содержание образования
Вопросы для обсуждения:
1. Основные функции обучения. Проблема единства и взаимосвязи функций обучения. 4, с.187-190; 5, с.147-152; 6, с.148-150.
2. Сущность содержания образования как фундамента базовой культуры личности. 1, с.72; 2; 4, с.139-141; 5, с.208-214; 6, с.214-217.
3. Теории, факторы, принципы формирования содержания общего образования. 1, с.72-73; 4, с.141-146; 5, с.214-219; 6, с.217-229.
4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
5. Нормативные документы, регулирующие содержание образования.
6. Школьный учебник. 3; 4, с.152-153; 6, с.243-245.
_____________________
После каждого вопроса указана литература для подготовки: номер источника по списку литературы для самостоятельной работы и страницы.
Ключевые понятия:образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; содержание образования; принципы отбора содержания образования; государственный образовательный стандарт; федеральный, национально-региональный и школьный компоненты содержания образования; учебный план; учебная программа; учебная литература.
Темы для сообщений
1. Образование как способ вхождения человека в мир культуры. 1, с.62-68.
2. Универсальные учебные действия.
Литература для самостоятельной работы
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2001.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Зуев Д. Д. Школьный учебник. – М., 1989.
4. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.
5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 3.
1. Объясните различие знаниево-ориентированного и личностно-ориентированного подходов к определению сущности содержания образования, заполнив таблицу
Знаниево-ориентированный подход | Личностно-ориентированный подход | |
1. Учитель | ||
2. Ученик | ||
3.Деятельность учителя | ||
4.Деятельность учащегося | ||
5. Сущность | ||
6. Философская основа | ||
7. Процесс обучения | ||
8. Цель | ||
9. Отношения между учителем и учащимися |
Задание 4.
Опираясь на материалы ФГОС ООО и Примерной ООП ОУ (Основная школа) привести пример формирования универсальных учебных действий. Один вид УУД на выбор (личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД).
Представить в письменном виде описание приема по схеме:
1. Класс.
2. Тема урока.
3. Цель и задачи урока
4. Формируемое УУД.
5. Возможности данной темы в формировании данного УУД.
6. План урока (кратко) с указанием места использования описываемого приема.
7. Прием формирования УУД подробно.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители - член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. (стр. 20-34; 161-189; 218-228)
Букаюк Н.М. Формирование УУД на уроках иностранного языка // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/07/04/formirovanie-uud-na-urokakh-0
Теоретический материал для подготовки к семинару
Функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает развитие и социализацию личности учащихся.
Образовательная функциязаключается в формировании у учащихся знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.
Воспитательная функциясвязана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.
Развивающая функциясостоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребенка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.
Проблема единства и взаимосвязи функций обучениясостоит с том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приемов, форм и средств обучения и т. д. Так, одним из общедидактических требований к уроку является наличие триединой цели, включающей образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Содержание образования– педагогически адаптированная (т. е. приспособленная для передачи учащимся, учитывающая особенности их возрастного развития) система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которой должно обеспечить формирование всесторонне развитой личности, готовой к сохранению и развитию материальной и духовной культуры общества (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Говоря иначе, содержание образования – это то, чему учат в образовательных учреждениях.
Содержание образования менялось и продолжает меняться в зависимости от, социокультурных условий, уровня развития системы образования, степени его контроля государством и т. д. На содержание образования влияют две основные группы факторов:
1) цель образования, выражающая интересы общества (формирование нужной и полезной обществу личности);
2) особенности развития личности: возрастные, индивидуальные, обусловленные средой.
Источником содержания образования является опыт человечества, закрепленный с материальной и духовной культуре. Однако накопленный людьми опыт столь огромен, что невозможно передать его новому поколению в полном объеме. Это диктует необходимость рационального отбора содержания образования. Попытки установить критерии, принципы, правила отбора материала для школьного обучения предпринимались рядом выдающихся отечественных ученых-дидактов: Ю. К. Бабанским, В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и др.
Принципы отбора содержания образованияпо В. В. Краевскому:
- соответствие содержания образования требованиям общества;
- единство содержательной и процессуальной сторон образования (т. е. содержание образования должно отбираться с учетом особенностей педагогического процесса);
- структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования: научной теории, учебного плана, учебного материала, педагогической деятельности, личности ученика и т. д.;
- гуманитаризация – направленность на человека, на творчество и усвоение общечеловеческой культуры (этот принцип подразумевает прикладное значение полученных знаний и опыта для людей);
- фундаментализация – создание «фундамента» саморазвивающейся личности (объединение наук и искусств, перенос знаний и умений в другие науки и искусства, формирование общеучебных умений, навыков самообразования).
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС ООО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogid=2588
ФГОС основного общего образования – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Стандарт – это основа объективной оценки уровня образования обучающихся на 2 ступени.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы и устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы.
Основные причины стандартизации содержания образования в стране заключаются в том, что:
- необходимо обеспечить единый уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России (имеется в виду минимально допустимый уровень);
- необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно, пользуясь новейшими научными данными).
Содержание образования – один из факторов экономического и социального прогресса, ориентированный на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровню общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграции личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Содержание обучения –совокупность сведений, необходимых для выполнения в будущем определенной профессиональной деятельности.
Содержание педагогического процесса –основное средство формирования социального типа личности, включающее основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, производства, труда, науки, культуры. СПП формирует духовные потребности и ценностные ориентации учащихся, вооружает их знаниями, способами познания и преобразования мира.
Содержание учебного предмета –определенная информация об объектах, явлениях (процессах) или методах деятельности, характерной для данной профессии.
Освоение содержания образования позволяет формировать у учащихся следующие ключевые компетенции учащихся:
- коммуникативные (работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли, устанавливать целесообразные отношения в группе и т.д.);
- умение жить в многокультурном обществе (препятствовать возникновению климата нетерпимости; понимание различий, уважение друг к другу, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
- информационные (осуществлять сбор информации, используя различные носители, обработку, применение в деятельности и т.д.);
- личностные и социальные (проявлять активность, инициативность, самостоятельность и др.; брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения и т.д.);
- способность к исследованию (увидеть проблему, выдвинуть гипотезы ее решения, организовать деятельность по проверке гипотезы, сформулировать выводы, оформить результаты и др.)
- владение устным и письменным общением (овладение родным языком на уровне необходимом для жизни в современном обществе, владение несколькими языками).
В образовательном стандарте определяется:
- содержание образования для каждой ступени (начального, основного, среднего);
- требования к минимально необходимой подготовленности учащихся в рамках указанного содержания образования;
- максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников.
Нормативные документы, регламентирующие содержание образования –это 1) учебные планы; 2) учебные программы; 3) учебная литература.
Учебный план обычно имеет форму таблицы, в которой для каждого учебного предмета указано количество уроков в неделю для каждого года обучения. Существует три основных вида учебных планов:
- базисный учебный план школы (БУП) – основной нормативный документ, утвержденный Государственной Думой (для основных школ) и Министерством образования (для средних школ);
- типовые учебные планы – варианты БУПа, утвержденные Министерством образования или региональным управлением образования (для национально-регионального компонента) и рекомендуемые в качестве основы планирования для школ;
- учебный план образовательного учреждения – учебный план, по которому работает конкретная школа, составленный на основе одного из типовых планов с соблюдением нормативов БУПа.
Учебный план школы включает все три компонента содержания образования и подразделяется на две части: инвариантную («ядро» учебного плана, обязательное для всех учеников и обеспечивающее формирование у учащихся базовой культуры личности) и вариативную (учитывающую личностные особенности, интересы и склонности учащихся). В результате такого разделения содержания образования в школах выделяется три типа учебных занятий: обязательные (для всех учащихся), обязательные по выбору (выбрав предмет, ученик обязан посещать занятия) и факультативные (те, которые посещаются учащимися по желанию).
Учебные программы подразделяются на типовые и рабочие. Типовые программы утверждаются Министерством образования и имеют рекомендательный характер. Рабочие – те, по которым фактически работает школа. Рабочие программы разрабатываются на основе типовых программ и образовательного стандарта; они утверждаются педагогическим советом школы.
Особую группу учебных программ составляют авторские программы. Авторские программы учитывают требования образовательного стандарта, однако могут содержать иную логику построения учебного материала, быть направлены не прикладное использование изучаемых наук, носить интегративный, межпредметный характер (объединять, связывать несколько учебных предметов). Чаще всего авторские программы создаются для факультативных курсов или предметов обязательных по выбору. Авторские программы утверждаются педагогическим советом школы и (или) программно-экспертным советом при педагогическом вузе, управлении образования.
Содержание учебных программ конкретизируется в учебной литературе
Учебная литература– это учебники, учебные и учебно-методические пособия, рекомендованные Министерством образования или Главным управлением образования региона (для регионального компонента).
Учебник– это основная учебная книга по конкретной дисциплине, в которой излагается система базовых знаний в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учетом особенностей возрастного развития детей и особенностей методики преподавания данного предмета в школе. Содержание учебника должно полностью раскрывать типовую программу, а его название – соответствовать названию предмета.
Учебное пособие– учебная книга, являющаяся дополнением к учебнику. В отличие от учебника, учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь ее часть, включать не только общепризнанные знания и положения, но и пока не подтвержденные гипотезы, различные мнения. К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы и т. п.
Учебно-методическое пособие– учебное издание по методике преподавания какой-либо дисциплины или ее части. Эта учебная литература адресована учителям.
Семинарское занятие 3
Темы для сообщений
1. Оборудование учебного кабинета. 3, с.276-280
2. Технические средства обучения. 3, с.280-283
3. Стимулирование учения. 5, с.395-418
4. Тестирование достижений школьников в учебном процессе. 3, с.413-420; 4, с.557-564
Литература для самостоятельной работы
1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.
2. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.
3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2000.
4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1996.
5. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. – Кн. 1. – М., 2000.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.
7. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.
Задание 5
Заполните таблицу «Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся» (Классификация М. Н. Лернера, И.Я.Скаткина).
Название метода | Сущность метода | Достоинства | Недостатки |
Теоретический материал для подготовки к семинару
Метод обучения(от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала.
В процессе обучения учитель использует различные методы: рассказ, работу с книгой, упражнение, демонстрацию, лабораторный метод и др. При этом важно помнить, что ни один метод не является универсальным, т. е. отдельно взятый метод не даст необходимых результатов в полном объеме. Хороших результатов в обучении можно добиться только при использовании целого ряда методов, дополняющих друг друга.
Эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.
Выбор методов обученияобусловлен рядом факторов, среди которых:
- цели образования, воспитания и развития учащихся;
- особенности содержания изучаемого материала;
- особенности методики преподавания конкретного учебного предмета;
- время, отводимое на изучение того или иного материала;
- уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности;
- уровень педагогического мастерства;
- материально-технические условия обучения.
Классификация методов обучениязатруднена многоаспектностью понятия «метод обучения», неоднозначностью трактовок различных методов, различием в подходах к пониманию процесса обучения. Сегодня существует достаточно много классификаций методов обучения, однако ни одна из имеющихся классификаций не является общепризнанной. Наиболее распространены классификации по источнику обучения (Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе), по характеру познавательной деятельности учащихся (М.Н. Лернер, И.Я. Скаткин), а также полинарная (по нескольким признакам) классификация Ю.К. Бабанского.
Методы обучения в практике работы реализуются через приемы и средства обучения, т. е. ме-тод в его конкретном воплощении представляет собой совокупность определенных приемов и средств.
Приемы обученияобычно определяют как элементы методов. Прием – это еще не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приемов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приемы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат и т. д.
Оди<