Тема 5. Дидактический процесс. Методы, средства и формы организации обучения

40. Дидактика как педагогическая теория обучения.

Дидактика (от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий) – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Впервые этот термин употребил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) для обозначения искусства обучения. Он назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».

Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (1592-1670). В 1632 году он написал на чешском языке «Ве­ликую дидактику». В 1657 году «Великая дидактика» была опубликована в Амстердаме, уже не на языке оригинала. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему».

Объект дидактики – процесс обучения.

Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Структура дидактики:

1. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.

2 . Частные дидактики, или частные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).

Задачи дидактики:

l описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;

l разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии

41. Дидактическая система.

В компонентах дидактической системы отражены основные дидактические категории:

l цели;

l содержание образования;

l дидактические процессы;

l методы;

l средства;

l формы обучения;

l закономерности обучения;

l принципы обучения

42. Основные дидактические концепции.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения.

Их характеристика сводится к описанию:

l принципов,

l целей,

l содержания,

l средств обучения.

Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три:

l Традиционная.

l Педоцентристская.

l Современная.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как:

l Я. А. Коменский,

l И.Г. Песталоцци;

l И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности ребенка.

В основе этого подхода лежит система:

l Д. Дьюи;

l Г. Кершенштейнера;

l В. Лая;

l теории периода реформ в педагогике в начале XX века.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как:

l программированное,

l проблемное обучение,

l развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),

l когнитивная психология (Дж. Брунер).

43. Обучение как двусторонний процесс.

Обучение — специально организованный, управляемый двусторонний процесс взаимодействия обучающего и учащихся, направленный на:

- усвоение знаний, умений, навыков;

- формирование мировоззрения;

- развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся;

- выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

В понятие обучения входят два составляющих этот процесс компонента:

- преподавание, как педагога деятельность по организации усвоения учебного материала;

- учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний

44. Функции обучения.

Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обусловливают функции обучения:

l образовательную,

l воспитывающую,

l развивающую.

При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).

45. Цели обучения.

Цели общего образования можно конкретизировать в следующих задачах:

l Обеспечение необходимого уровня систематических знаний об окружающим мире, которые способствуют адаптации учащихся к дальнейшему обучению и жизни.

l Развитие познавательных интересов, психических познавательных процессов, познавательных умений и навыков.

l Формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и др. качеств личности.

l Формирование способностей к самообразованию, потребности и умений самосовершенствованию.

46. Таксономия целей обучения.

l Таксономия - (заимствовано из биологии от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон) - обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (то есть по иерархии).

В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей:

l познавательные или когнитивные (познавательная область);

l аффективные (эмоционально-ценностная область);

l психомоторные

Таксономия целей обучения в когнитивной области

В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии»,содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового:

1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.

2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.

4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, суще­ственные признаки, логику рассуждения.

5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.

47. Продукт процесса обучения.

Компоненты продукта обучения

Компонентами продукта обучения являются:

l знания, умения, навыки;

l мировоззрение личности;

l кругозор и эрудиция;

l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);

l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;

l навыки самообразования;

l активность;

l работоспособность (умственная и физическая) личности;

l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);

l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.

48. Принципы и правила обучения.

Правила обучения

l Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

l В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

l Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике

Компоненты продукта обучения
(схема по И.П. Подласый)

Тема 5. Дидактический процесс. Методы, средства и формы организации обучения - student2.ru

Результат обучения, включающий знания, способы и приёмы их приобретения, называется обученностью

Компоненты продукта обучения

Компонентами продукта обучения являются:

l знания, умения, навыки;

l мировоззрение личности;

l кругозор и эрудиция;

l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);

l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;

l навыки самообразования;

l активность;

l работоспособность (умственная и физическая) личности;

l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);

l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.

49. Методы и приёмы обучения.

Методы обучения

l Метод (от греч. metodos)– путь познания, способ деятельности) – Путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность субъекта в любой её форме.

l Метод обучения —способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на ре­шение задач образования (Ю.К. Бабанский).

l В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием —это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

Уровни обучения

l I уровень — знакомства. Отличается способностью уча­щегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждениями типа «да — нет», «или — или».

l II уровень — репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.

l III уровень — полноценные знания. На этом уровне де­ятельность учащегося характеризуется умениями приме­нять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно но­вой информации.

l IV уровень — трансформации. Он характеризуется та­ким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков

50. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (традиционная).

Словесные Наглядные Практические
l рассказ; l лекция; l беседа; l дискуссия l работа с книгой l демонстрация; l иллюстрация; l наблюдение; l видеометод l упражнение; l лабораторная работа; l практическая работа.

Принципы обучения

l Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - основное исходное положение чего-либо.

l Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.

l Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой

Содержательные принципы обучения

l гражданственности,

l научности,

l воспитывающего характера,

l фундаментальности,

l прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).

Организационно-методические принципы обучения

l преемственности, последовательности и систематичности;

l единства группового и индивидуального обучения;

l соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

l сознательности и творческой активности;

l доступности при достаточном уровне трудности;

l наглядности;

l продуктивности и надежности

51. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.

l объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);

l репродуктивный;

l проблемное изложение;

l частично-поисковый (эвристический);

l исследовательский.

52. Классификация методов педагогического процесса Ю.К. Бабанского.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:

I. По составу объектов:

l материальные;

l идеальные.

II. По назначению (субъекту деятельности):

l для обучающего (средства преподавания);

l для учащегося (средства учения).

III. По модальности:

l визуальные;

l аудиальные;

l аудиовизуальные

53. Средства обучения.

Средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления дидактического процесса.

Средство обучения (по П.И Пидкасистому) - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Наши рекомендации