Анализ содержания учебного материала темы в современных учебно-методических комплектах
Наконец для теоретического анализа изучаемой темы необходимо обратится к реальным учебным пособиям, используемым в учебном процессе основной школы. В данном разделе мы изучим и подвергнем сравнению два наиболее распространенных учебно-методических комплекта (УМК) от двух разных авторов, наиболее часто используемых в школах нашей страны.
Именно, мы будем исследовать содержание двух следующих комплектов:
1. УМК А.В. Перышкин 7,8 классы; А.В. Перышкин, Е. М. Гутник 9 класс издательства «Дрофа» ;
2. УМК Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина 7-9 классы издательства «Вентана-Граф».
Учебно-методический комплект А.В. Перышкина включает достаточный теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. Каждая глава и раздел, посвященные той или иной фундаментальной теме, завершаются перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики смогут закрепить в памяти пройденный теоретический материал. Учебники удовлетворяют специальным требованиям к учебной литературе по физике. Каждая глава и раздел учебников, посвященные той или иной фундаментальной теме, завершаются перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики могут закрепить в памяти пройденный теоретический материал. Учебники имеют учебно-методический комплект, состоящий из дидактических материалов авторов А.Е.Марон, Е.А.Марон; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова, Е.В.Шаронина; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Шаронина, Э.И.Доронина; рабочих тетрадей Н.К.Ханнанова; разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Ю.И.Кирик и лазерного диска с мультимедийным сопровождением уроков.
Учебники Физика 7 - 9 классы, авторов Хижнякова Л.С.,
Синявина А.А. , завершенная линия учебников отличается системностью изложения материала, единством теоретического материала и эксперимента, что способствует формированию у учащихся целостного непротиворечивого представления о физической картине мира.
Значительное внимание авторы уделили развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления и общеучебных умений. Учебники являются разноуровневыми как в части теоретического материала, так и в отношении лабораторных работ и системы заданий, что позволяет формировать познавательный интерес к физике. Учебники имеют учебно-методический комплект, состоящий из рабочей тетради, пособия для учителя, тетради для лабораторных работ.
Таблица 1. Сравнительный анализ раскрытия темы «Световые волны» и подхода к изложению материала
Элемент сравнения | А.В. Перышкин | Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина |
Изучение темы на всех этапах основной школы | На первых этапах школьного курса световые явления изучаются поверхностно и лишь в составе смежных тем электродинамики. | На протяжении всего учебного процесса в основной школе теме световых волн отделяется несколько учебных уроков. |
Последовательность изучения темы | В учебнике 9 касса существует раздел оптики который описывает мену исторических представлений о природе света и световых явлений | Тема начинает изучаться с формирования представлений об общей природе света и постепенно продвигается к частным положениям и понятиям. |
Структура подачи материала | Раздел световых явлений в восьмом классе затрагивает темы распространения света, отражения и зеркал | Материал подается линейно, тем взаимосвязаны |
Акцентирование внимание ученика | Внимание учеников сконцентрировано на строении световых явлений | Внимание учеников сконцентрировано на практическом применении понятий о световых волнах |
Наличие лабораторных и практических работ по теме | По данной теме в учебниках нет лабораторных работ | Есть практические и самостоятельные лабораторные работы |
Существование межпредметных связей в дисциплине | Существует взаимосвязь с математическими принципами и Химическими процессами | Существует взаимосвязь с биологией, химией, математикой и информатикой |
Характер проведения занятий | Занятия проводятся в форме лекций | Занятия проводятся в форме практических занятий и теоретических лекций |
Как видно в проведенной таблице, сравниваемые учебники имеют множество существенных черт-различий. В действительности различаются не только средства донесения и закрепления информации. Меняется и место темы «Световые волны» в учебном процессе. Так, первое что необходимо отметить, это то, что в комплектах А.В. Перышкина тема «световые волны» изучается в курсе восьмого класса.
В учебных пособиях А.А. Синявиной и Л.С. Хижняковой световые волны рассматриваются в рамках отдельных тем в самостоятельном разделе в восьмом классе. В 9 классе рассматривается общая природа света с акцентированием на теорию световых волн. В 9 классе знания повторяются, систематизируются и закрепляются.
Содержание главы «Оптика» выглядит следующим образом:
А.В. Перышкин | А.А. Синявина и Л.С. Хижнякова |
§63 Источники света. Распространение света | §33 Прямолинейное распространение света. Принцип Гюйгенса |
§64 Видимое движение светил | §34 Отражение света |
§65 Отражение света. Закон отражения света | §35 Преломление света |
§66 Плоское зеркало | §36 Дисперсия света |
§67 Преломление света. Закон преломления света | §37 Построение изображений в плоских зеркалах |
§68 Линзы. Оптическая сила линзы | §38 Линзы |
§69 Изображения, даваемые линзой | §39 Построение изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах |
§70 Глаз и зрение | §40 Формула тонкой линзы |
§41 Глаз как оптическая система |
Таким образом, учебник Л.С. Хижняковой и А.А. Синявиной выгодно отличается учебника А.В. Перышкина. Учебник отличается систематичностью изложения, единством теоретического материала и эксперимента, направленными на развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся. Каждая глава учебника имеет введение, выражающее учебную проблему, и заключение, систематизирующее основные понятия и законы. Параграфы учебника содержат вопросы для самоконтроля, примеры решения задач, задания и упражнения, задания творческого характера. В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к физике.