Анализ содержания учебного материала темы в современных учебно-методических комплектах

Наконец для теоретического анализа изучаемой темы необходимо обратится к реальным учебным пособиям, используемым в учебном процессе основной школы. В данном разделе мы изучим и подвергнем сравнению два наиболее распространенных учебно-методических комплекта (УМК) от двух разных авторов, наиболее часто используемых в школах нашей страны.

Именно, мы будем исследовать содержание двух следующих комплектов:

1. УМК А.В. Перышкин 7,8 классы; А.В. Перышкин, Е. М. Гутник 9 класс издательства «Дрофа» ;

2. УМК Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина 7-9 классы издательства «Вентана-Граф».

Учебно-методический комплект А.В. Перышкина включает достаточный теоретический материал для изучения курса физики в общеобразовательных учреждениях. Каждая глава и раздел, посвященные той или иной фундаментальной теме, завершаются перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики смогут закрепить в памяти пройденный теоретический материал. Учебники удовлетворяют специальным требованиям к учебной литературе по физике. Каждая глава и раздел учебников, посвященные той или иной фундаментальной теме, завершаются перечнем вопросов и упражнений, выполнив которые ученики могут закрепить в памяти пройденный теоретический материал. Учебники имеют учебно-методический комплект, состоящий из дидактических материалов авторов А.Е.Марон, Е.А.Марон; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова, Е.В.Шаронина; тематического и поурочного планирования Е.М.Гутник, Е.В.Шаронина, Э.И.Доронина; рабочих тетрадей Н.К.Ханнанова; разноуровневые самостоятельные и контрольные работы Ю.И.Кирик и лазерного диска с мультимедийным сопровождением уроков.

Учебники Физика 7 - 9 классы, авторов Хижнякова Л.С.,

Синявина А.А. , завершенная линия учебников отличается системностью изложения материала, единством теоретического материала и эксперимента, что способствует формированию у учащихся целостного непротиворечивого представления о физической картине мира.

Значительное внимание авторы уделили развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления и общеучебных умений. Учебники являются разноуровневыми как в части теоретического материала, так и в отношении лабораторных работ и системы заданий, что позволяет формировать познавательный интерес к физике. Учебники имеют учебно-методический комплект, состоящий из рабочей тетради, пособия для учителя, тетради для лабораторных работ.

Таблица 1. Сравнительный анализ раскрытия темы «Световые волны» и подхода к изложению материала

Элемент сравнения А.В. Перышкин Л.С. Хижнякова, А.А. Синявина
Изучение темы на всех этапах основной школы На первых этапах школьного курса световые явления изучаются поверхностно и лишь в составе смежных тем электродинамики. На протяжении всего учебного процесса в основной школе теме световых волн отделяется несколько учебных уроков.
Последовательность изучения темы В учебнике 9 касса существует раздел оптики который описывает мену исторических представлений о природе света и световых явлений Тема начинает изучаться с формирования представлений об общей природе света и постепенно продвигается к частным положениям и понятиям.
Структура подачи материала Раздел световых явлений в восьмом классе затрагивает темы распространения света, отражения и зеркал Материал подается линейно, тем взаимосвязаны
Акцентирование внимание ученика Внимание учеников сконцентрировано на строении световых явлений Внимание учеников сконцентрировано на практическом применении понятий о световых волнах
Наличие лабораторных и практических работ по теме По данной теме в учебниках нет лабораторных работ Есть практические и самостоятельные лабораторные работы
Существование межпредметных связей в дисциплине Существует взаимосвязь с математическими принципами и Химическими процессами Существует взаимосвязь с биологией, химией, математикой и информатикой
Характер проведения занятий Занятия проводятся в форме лекций Занятия проводятся в форме практических занятий и теоретических лекций

Как видно в проведенной таблице, сравниваемые учебники имеют множество существенных черт-различий. В действительности различаются не только средства донесения и закрепления информации. Меняется и место темы «Световые волны» в учебном процессе. Так, первое что необходимо отметить, это то, что в комплектах А.В. Перышкина тема «световые волны» изучается в курсе восьмого класса.

В учебных пособиях А.А. Синявиной и Л.С. Хижняковой световые волны рассматриваются в рамках отдельных тем в самостоятельном разделе в восьмом классе. В 9 классе рассматривается общая природа света с акцентированием на теорию световых волн. В 9 классе знания повторяются, систематизируются и закрепляются.

Содержание главы «Оптика» выглядит следующим образом:

А.В. Перышкин А.А. Синявина и Л.С. Хижнякова
§63 Источники света. Распространение света §33 Прямолинейное распространение света. Принцип Гюйгенса
§64 Видимое движение светил §34 Отражение света
§65 Отражение света. Закон отражения света §35 Преломление света
§66 Плоское зеркало §36 Дисперсия света
§67 Преломление света. Закон преломления света §37 Построение изображений в плоских зеркалах
§68 Линзы. Оптическая сила линзы §38 Линзы
§69 Изображения, даваемые линзой §39 Построение изображений в тонкой собирающей и рассеивающей линзах
§70 Глаз и зрение §40 Формула тонкой линзы
  §41 Глаз как оптическая система

Таким образом, учебник Л.С. Хижняковой и А.А. Синявиной выгодно отличается учебника А.В. Перышкина. Учебник отличается систематичностью изложения, единством теоретического материала и эксперимента, направленными на развитие творческих (исследовательских) способностей учащихся. Каждая глава учебника имеет введение, выражающее учебную проблему, и заключение, систематизирующее основные понятия и законы. Параграфы учебника содержат вопросы для самоконтроля, примеры решения задач, задания и упражнения, задания творческого характера. В учебнике предусмотрена уровневая дифференциация, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к физике.

Наши рекомендации