Индивидуальные тетради детей

Заводятся для каждого ребенка, логопед записывает дату проведения занятия, примерное его содержание. Тетради оформляются красочно: логопед, воспитатели или родители (по заданию) наклеивают картинки, записывают стихи и рассказы. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они повторяли задания дома, а в течение недели по этим тетрадям с детьми занимаются воспитатели.

7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя

В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (от 3 до 6 человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов и стихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. В графе учета воспитатель отмечает, как усвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности.

Работа с родителями

Совместная работа логопеда с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед обязан систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью проводятся: родительские собрания, консультации, открытые логопедические занятия, семинары-практикумы; оформляются специальные стенды, папки-передвижки.

Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. На нем родителей знакомят со структурой данного учреждения, задачами и содержанием работы в течение всего учебного года, а также с правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом совместно с логопедами всех групп.

Второе собрание проводится каждым логопедом в своей группе декабре. К этому времени он уже закончил обследование детей и знакомит родителей с его результатами, дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании.

Третье родительское собрание проводится в январе. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Дается характеристика речевого и общего развития каждого ребенка, рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Заключительное родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала. Логопед знакомит родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или речевой школе или в случае необходимости повторном пребывании в специальной группе. Решения комиссии подробно обосновываются.

На дни открытых дверей, которые проводятся еженедельно, приглашают тех родителей, у которых в процессе работы возникли затруднения. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка. Большую помощь родителям окажут «Сказки о Веселом Язычке», которые в игровой форме помогают создать благоприятные условия для своевременного успешного речевого развития детей.

Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.

Стенды для родителей логопед и воспитатель в течение года оформляют совместно. На них помещаются сведения, касающиеся развития речи ребенка в норме, различных видов речевой аномалии, приводится список рекомендуемой литературы. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы периодически обновляется. Можно рекомендовать оформление специальных стендов, отражающих состояние речи детей. Это помогает следить за изменениями в их речевом развитии. В специальном разделе стенда для родителей указываются даты родительских собраний, время консультаций специалистов, помещается информация о приглашении для беседы с логопедом.

Отчет логопеда

В конце года все логопеды пишут отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в городское управление образования. В этих отчетах приводятся следующие данные:

1. Дата комплектования.

2. Количество детей, поступивших в группу (распределение их по диагнозам).

3. Количество выпущенных детей, из них:

а) с хорошей речью;

б) со значительным улучшением;

в) без значительного улучшения.

4. Рекомендовано направить:

а) в массовую школу;

б) в речевую школу;

в) во вспомогательную школу;

г) в массовый детсад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный коррекционный курс, и распределение их по диагнозам.

6. Количество детей, выбывших в течение года.

7. Выполнение мероприятий, включенных в перспективный план работы.

В графе «Примечание» указывается, по какой причине ребенок оставлен на повторный курс обучения.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАБОТЕ РАЙОННОГО СТАРШЕГО ЛОГОПЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Старший логопед назначается приказом по отделу образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2. Старший логопед оказывает помощь отделу образования в методическом руководстве специальными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами.

3. Основные функции старшего логопеда:

а) знание инструктивно-методическихдокументов, приказов, писем вышестоящих организаций;

б) участие в проведении МППК по отбору детей и комплектованию логопедических групп;

в) изучение, обобщение и распространение практического опыта работы логопедов среди коллег;

г) регулярная информация логопедов района о проводимых логопедических мероприятиях в масштабе города, ответственность за посещение этих мероприятий;

д) составление планов и организация мероприятий на учебный год совместно с логопедами района;

е) проведение районных методических объединений не реже одного раза в 2—3 месяца;

ж) систематическое посещение логопедических занятий для оказания практической помощи на местах;

з) оказание помощи заведующим в контроле за ведением специальной документации речевых групп;

и) составление отчета эффективности работы за год, сдается в городской методический кабинет дошкольного воспитания;

к) поддержание рабочего контакта с отделом образования, главным логопедом системы здравоохранения.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Первые 3 недели идет комплексное обследование детей логопедических групп.

СЕНТЯБРЬ

IV неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти:

а) развитие интереса и внимания к речи окружающих (выполнение одного-двух поручений в одной инструкции в игре «Поручения»);

б) подбор парных картинок (лото «Малышам»).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Части тела и лица».

Цель: практическое усвоение форм словообразования (дидактическая игра «Покажи на себе, на кукле, назови»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию (руки в стороны, вверх, вперед, вниз);

б) движения по подражанию с флажками (в стороны, вверх, вперед, вниз);

в) прыжки на двух ногах, на одной (правой, левой);

г) работа по развитию мелкой моторики рук («Мозаика», вкладыши, матрешки, разрезные картинки).

4. Расширение математических представлений:

а) нахождение множества предметов и одного предмета в окружающей обстановке (в указанных местах); согласование числительного «один» с существительным в роде, числе;

б) учить пользоваться словами «один», «много».

Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, постановка звуков, их автоматизация.

5. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) раскрашивание нарисованных овощей (морковь, репа, огурец), развитие мелкой моторики.

ОКТЯБРЬ

I неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания, памяти.

а) подбор по аналогии парных геометрических форм (по форме, цвету, величине);

б) игра «Угадай, что звучало» (барабан, бубен, дудочка, колокольчик, металлофон, пианино).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: рассматривание овощей на картинках; обобщающее понятие «Овощи».

Закрепление существительных единственного и множественного числа именительного падежа по теме «Овощи».

Дидактическая игра (лото «Овощи»).

3. Развитие моторики:

а) движения по подражанию с предметами и без предметов в сочетание речи с движением:

Мы флажками так помашем

И тихонечко попляшем,

А теперь маши быстрее

И пляши повеселее;

в) развитие мелкой моторики рук: раскрашивание полосок, дорожек в разные цвета (красный, синий, желтый, зеленый).

4. Расширение математических представлений: а) счет в пределах 1—3 (на материале «Овощи»);

б) сравнение полосок, контрастных по длине (пользоваться словами «длинная», «короткая»).

5. Работа над звукопроизношением:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация слогов и слов с парными согласными т и д.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) закрепление обобщающего понятия «Овощи»;

в) обводка и раскрашивание овощей.

II неделя

1. Развитие усидчивости, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Обезьянка», использовать платочек или другие предметы;

б) игра «Угадай, что делает кукла Маша».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Овощи».

Цель: закрепление единственного и множественного числа существительных по теме «Овощи»;

а) практическое усвоение форм словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи»;

б) загадки по теме «Овощи»;

в) дидактическая игра «Угостим большого и маленького мишек», классификация по величине.

3. Развитие моторики:

а) игры с мячом («Кати мяч по дорожке», «Попади в цель»);

б) сочетание речи с движением:

Капля — раз, капля —два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом — Все бегом, бегом, бегом. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Кап-кап, кап-кап. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем;

в) развитие мелкой моторики рук: нанизывание шариков; игра «Кто быстрее?» (наматывание шнура на деревянный стержень), шнуровка, застегивание пуговиц.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) счет предметов 1—3 (овощи);

б) сравнение полосок, контрастных по длине и ширине, активизировать: «длинная—короткая», «широкая—узкая».

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) дифференциация парных согласных и и б.

6. Домашнее задание:

а) общая артикуляционная гимнастика, штриховая;

б) рисование и раскрашивание овощей, штриховка широких и узких полосок.

III неделя

1. Развитие усидчивости, подражательности, слухового и зрительного внимания:

а) игра «Где позвонили?»;

б) дидактическая игра «Что изменилось?» (на материале овощей).

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Фрукты».

Цель: рассматривание фруктов на картинках, обобщающее понятие «фрукты», дифференциация понятий «Овощи— фрукты».

3. Развитие моторики:

а) игра с мячом («Сбей мячом булаву»);

б) движения по подражанию с флажками и без флажков;

в) сочетание речи с движением («Флажки», «Капля», «Часы»);

г) подвижная игра «Обгони»;

д) работа по развитию мелкой моторики рук: шнуровка, обводка нарисованных фруктов.

4. Расширение элементарных математических понятий:

а) счет 1—4 (по теме «Фрукты»);

б) согласование существительных со словами «один», «много» и с числительными 1—4 по темам «Фрукты», «Овощи» (одна слива, четыре сливы, много слив);

в) понятия «круг», «квадрат», «треугольник»; нахождение фигур по образцу, преобразование геометрических форм в овощи и фрукты.

5. Звукопроизношение:

а) общая артикуляционная гимнастика;

б) постановка звука с;

в) дифференциация глухих и звонких согласных т—д, п—б в слогах, словах, стихотворениях.

6. Домашнее задание:

а) повторение упражнений для постановки звука с;

б) лепка, аппликация, рисование овощей и фруктов.

IV неделя

1. Развитие зрительного и слухового внимания:

а) подбор полосок, кружков по цвету:

б) игра «Узнай по голосу».

2. Лексика и грамматика.

Тема: «Осень».

Цель: расширение словаря, обозначающего признаки осени, употребление существительных в винительном падеже (игра «Кого или что увидел?»).

3. Развитие моторики:

а) подвижная игра («Осенние ласточки»);

б) сочетание речи с движением:

Бей в барабан, Бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та, тра-та-та!;

в) работа по развитию мелкой моторики: разрезные картинки (из трех частей составить целую), составление узоров из листьев.

4. Расширение элементарных математических представлений:

а) закрепление счета 1—4;

б) закрепление представлений о геометрических формах: круг, квадрат, треугольник;

в) нахождение геометрических форм на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу (игра «Чудесный мешочек).

5. Звукопроизношение:

а) закрепление звука с в слогах, словах и чиетоговорках;

б) выделение гласного а из ряда звуков.

6. Домашнее задание:

а) закрепление звука с (слоги, слова, чистоговорки);

б) обводка, рисование и раскрашивание осенних листочков или грибов (печатание буквы с помощью трафаретки и без нее).

7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи

Цель: расширение представлений об окружающем (развитие зрительного и слухового внимания), обогащение словаря, развитие моторики, математических представлений.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Развитие зрительного внимания: подбор разноцветных полосок по аналогии (красная, синяя, зеленая, желтая). Задание: найди одинаковые полоски, подбери по цвету.

3. Развитие слухового внимания: игра «Что звучит?». Предлагаются звучащие игрушки: бубен, металлофон, барабан, дудочка. Дети слушают, как они звучат, затем по звучанию отгадывают игрушку.

4. Обогащение словаря: работа по картине «Осень». Уточнить характерные явления природы: ветер, листопад, похолодание, дождь, отлет птиц.

5. Развитие математических представлений: закрепление понятий много—один—ни одного; много—мало, находить один предмет,много и мало предметов в окружающей обстановке.

б I 'азвитие общей моторики: вверх, вниз, вперед, в стороны и т. д.; речь с движением: «часы» — тик-так, тик-так, всегда так, всегда так (наклоны корпуса влево и вправо) — 2—3 раза; «капля» — капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, а потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом (хлопки руками на каждое слово).

7. Домашнее задание: нарисовать и раскрасить четыре разноцветные дорожки.

.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи

Основные направления Содержание работы
Фонетика Работа по воспитанию правильного произношения шипящих звуков, дифференциации ш—ж изолированно, в слогах и словах
Развитие зрительного внимания и памяти Игры: «Чего не стало на столе?», «Что изменилось?» с подбором игрушек, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж»
Лексика Закрепление словарного запаса по теме «Зима»: 1) беседа по картине «Зима»; 2) беседа: кто где и как зимует (ежик, заяц, лиса, белка, медведь); 3) Практическое овладение навыками словообразования: мама — лиса, папа — лис, лисенок, лисья; |4) загадки о диких животных (Кто мохнатый и большой спит в берлоге зимой?; Белый и пушистый, в лесу живет, скачет прыг-скок; Под соснами, под елками бежит мешок с иголками и др.)
Грамматический строй Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже
Математические представления Закрепление счета до 5, закрепление понятий один — много, больше—меньше, одинаково, спереди—сзади, длинный — короткий
Развитие общей моторики Движения по подражанию: игры снежками (подбрось и поймай, попади в цель)
Подвижные речевые игры Зайка беленький сидит и ушами шевелит: вот так, вот так; зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть: вот так, вот так; зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: вот так, вот так. 1. «Выпал беленький снежок». 2. Хороводная игра «Зайцы»
Лепка, аппликация, рисование Снежная баба, елочка, звери наших лесов

В соответствии с Номенклатурой в системе Министерства просвещения могут открываться дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта (умственно отсталых), с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи (при сохранном слухе).

Утверждены и направлены в отделы образования типовые положения о специальных учреждениях и группах для детей дошкольного возраста:

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха» — Министерством просвещения СССР 31 декабря 1968 г. № 130-М. Данное положение опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию» (М.: Просвещение, 1972).

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» — приказом министра просвещения СССР № 36 от 26 мая 1970г. (также опубликовано в «Справочнике по дошкольному воспитанию»).

«Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения» — приказом министра просвещения СССР № 40 от 15 апреля 1974 г. Было опубликовано в «Сборнике приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР» № 21 за 1974 г. Кроме того, в 1978 г. в отделы образования данное положение направлено как приложение к совместному приказу Министерств здравоохранения и просвещения РСФСР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы специализированных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения» № 300/112 от 4 мая 1978 г.

[1] Протокол заседания МППК по выпуску детей из дошкольного учреждения заполняется по этой же форме.

Наши рекомендации