Возрастные и индивидуальные особенности детей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»)

ВЫПОЛНИЛИ:

Рабочая группа педагогов

МБДОУ ЦРР - «Д/С №160 «Крепыш»

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ СТР.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
  ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
  ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММЫ
  ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
  ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО НАПРВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
  ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

В рамках федеральных государственных образовательных стандартов у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социально-коммуникативное развитие». Старший дошкольник должен, сориентирован на:

· Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

· Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, края, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Содержание программы социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Программа построена в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008г. №666, государственной

программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», СанПиН 2.4.1.2660-10.

В основу программы положены принципы:

· Научной обоснованности и практической применимости.

· Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

· Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.

· Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

· Наглядность.

· Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.

· Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

· Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Программа разработана по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

Цель: социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» по рабочей программе «С чего начинается Родина?»

Вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis - общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

-развитие игровой деятельности;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.).

-формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

-формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

-формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

-формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;

-формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.)

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

· Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

· Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

· Место проживания: город, край; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и края; крупные города края, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;

· Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);

· Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

· Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

· Название планеты, на которой мы живем;

· Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции; климатические и природные условия некоторых стран; животных, которые там живут, и растения, которые там растут.

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

- невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различии того, «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков);

- значительное место в реализации области сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей;

Примерные виды интеграции области «Социально-коммуникативное развитие».
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире; - формирование представлений о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности; - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение; - приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.   Развитие речи- использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире; Художественно-эстетическое развитие - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области «Социально-коммуникативное развитие»

ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Наши рекомендации