Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, интересы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии (рис. 4.).

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выделить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и аналитическим, восприятием.

Целостный, или синтетический тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подробности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую очередь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей - student2.ru

Рис. 4. Индивидуальные различия в восприятии

Лица с другим типом восприятия — детализирующим, или аналитическим — наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее продуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих типов. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое позволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объяснительный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективныйи субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от. себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность— это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Поэтому наблюдение — это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматриваться как характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Оперируя предметами, действуя с ними, человек лучше познает многие их качества и свойства. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широкое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ничего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Однако наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов из окружающего мира и их предметном восприятии можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов, когда он не просто на них смотрит, а рассматривает, словно ощупывает своим взором.

По мнению Б. М. Теплова, признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. К пяти-шести месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Однако на этом развитие восприятия не останавливается, а, наоборот, только начинается. Так, по мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этап связан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. Причем в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Можно спросить, что является важнейшим условием развития восприятия? Таким условием является труд, который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, например по выполнению своих домашних обязанностей, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре. В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Следующий, не менее интересный вопрос, который мы должны задать себе — это вопрос о том, как и в чем проявляются особенности детского восприятия в сравнении с взрослым человеком? Прежде всего, ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии ошибка ребенка может быть примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок, рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают ошибки в узнавании изображенных предметов и называют их неправильно, опираясь на случайные или малосущественные признаки.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка, небольшой его практический опыт. Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить. основное в том, что воспринимается; пропуск многих деталей; ограниченность воспринимаемой информации. Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.

Основные понятия и ключевые слова: восприятие, связи в пределах одного анализатора, межанализаторные связи, восприятие по основной модальности, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, конвергенция, дивергенция, аккомодация, стробический эффект, предметность восприятия, целостность восприятия, структурность восприятия, константность восприятия, апперцепция, иллюзия восприятия, осмысленность восприятия, активность восприятия, синтетический и аналитический тип восприятия, описательный и объяснительный тип восприятия, объективный и субъективный тип восприятия, наблюдательность.

Рекомендованная литература:

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение, 1964.

2. Веккер Л.М. Психические процессы: в 3-х т. Т. 1. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.

3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение : Дошкольный возраст.. – М.: Просвещение, 1969.

4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

5. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1970.

6. Загальна психологія: Підручник/ О.В.Скрипченко, А.В.Долинська та ін. – К.: Либідь, 2005.

7. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм (по изображению). – М.: Изд-во МГУ, 1985.

8. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для факультетов психологии государственных университетов. – М.: Изд-во МГУ, 1987.

9. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М.: Изд-во МГУ, 1975.

10. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: Питер, 2001.

11. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

12. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Владос, 1995.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте общую характеристику и определение восприятию.

2. В чем заключается сходство и различие между восприятием и ощущением?

3. Что составляет физиологическую основу восприятия?

4. На какой основе осуществляется классификация видов восприятия?

5. Каковы особенности восприятия пространства?

6. Каковы особенности восприятия времени?

7. Каковы особенности восприятия движения?

8. В чем заключается предметность восприятия?

9. В чем заключается целостность восприятия?

10. В чем заключается константность восприятия?

11. В чем заключается структурность восприятия?

12. В чем сущность апперцепции?

13. В чем проявляется иллюзия восприятия?

14. В чем проявляется осмысленность восприятия?

15. В чем проявляется активность восприятия?

16. Каковы особенности синтетического и аналитического типов восприятия?

17. Каковы особенности объяснительного и описательного типов восприятия?

18. Каковы особенности объективного и субъективного типов восприятия?

19. В чем заключается сущность наблюдательности?

20. Как развивается восприятие у детей?

Тестовые задания:

Тема № 12

1. В каком высказывании дается определение восприятию?

А) запоминание, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека;

Б) отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности, непосредственно действующих на анализаторы;

В) наглядно-образное отражение действующих в данный момент на анализаторы предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

2. Какой вид нервных связей образуется при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности?

А) межанализаторные связи;

Б) связи в пределах одного анализатора;

В) выделение объекта восприятия из фона.

3. Какой вид нервных связей образуется при воздействии комплексного раздражителя разных модальностей?

А) выделение объекта восприятия из фона;

Б) связи в пределах одного анализатора;

В) межанализаторные связи.

4. Какое утверждение относится к восприятию пространства?

А) обусловлено перемещением изображения предмета по сетчатке глаза;

Б) в основе лежат элементарные ритмические явления;

В) отражает величину, форму и удаленность воспринимаемых предметов.

5. Какое высказывание относится к восприятию времени?

А) в основе лежат элементарные ритмические явления;

Б) отражает величину, форму и удаленность воспринимаемых предметов;

В) обусловлено перемещением изображения предмета по сетчатке глаза.

6. Какое высказывание относится к восприятию движения?

А) отражает величину, форму и удаленность воспринимаемых предметов;

Б) обусловлено перемещением изображения предмета по сетчатке глаза;

В) в основе лежат элементарные ритмические явления.

7. Какое утверждение относится к предметности восприятия?

А) относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия;

Б) абстрагированная от ощущений обобщенная сущность, которая формируется в течение некоторого времени;

В) формируется на основе движений, обеспечивающий контакт с предметом;

Г) складывается на основе обобщения получаемой в виде различных свойствах предмета.

8. Какое утверждение относится к целостности восприятия?

А) складывается на основе обобщения получаемой в виде различных свойствах предмета;

Б) абстрагированная от ощущений обобщенная сущность, которая формируется в течение некоторого времени;

В) относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия;

Г) формируется на основе движений, обеспечивающий контакт с предметом.

9. Какое высказывание относится к структурности восприятия?

А) формируется на основе движений, обеспечивающий контакт с предметом;

Б) складывается на основе обобщения получаемой в виде различных свойствах предмета

В) абстрагированная от ощущений обобщенная сущность, которая формируется в течение некоторого времени;

Г) относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

10. Что относится к контактности восприятия?

А) складывается на основе обобщения получаемой в виде различных свойствах предмета;

Б) формируется на основе движений, обеспечивающий контакт с предметом;

В) абстрагированная от ощущений обобщенная сущность, которая формируется в течение некоторого времени;

Г) относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия.

11. Какое высказывание характеризует апперцепцию?

А) неправильное искаженное восприятие;

Б) особенности восприятия определяется;

В) постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных восприятия;

Г) воспринимает один предмет или группу предметов, а остальное является фоном и не отражается в нашем сознании.

12. Что относится к иллюзии?

А) постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных восприятия;

Б) неправильное искаженное восприятие;

В) особенности восприятия определяется;

Г) воспринимает один предмет или группу предметов, а остальное является фоном и не отражается в нашем сознании.

13. Какое высказывание относится к осмысленности восприятия?

А) неправильное искаженное восприятие;

Б) воспринимает один предмет или группу предметов, а остальное является фоном и не отражается в нашем сознании;

В) постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных восприятия;

Г) особенности восприятия определяется.

14. Какое высказывание к активности (или избирательности) восприятия?

А) воспринимает один предмет или группу предметов, а остальное является фоном и не отражается в нашем сознании;

Б) постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных восприятия;

В) особенности восприятия определяется;

Г) неправильное искаженное восприятие.

15. Какое утверждение относится к синтетическому типу восприятия?

А) стремление установить причины увиденного или услышанного;

Б) ограничивается фактической стороной того, что видят и слышат;

В) ярче всего представлено общее представление от предмета или события;

Г) склонности к четкому выделению и подробностей.

16. Что относится к аналитическому типу восприятия?

А) ярче всего представлено общее представление от предмета или события;

Б) склонности к четкому выделению и подробностей;

В) стремление установить причины увиденного или услышанного;

Г) ограничивается фактической стороной того, что видят и слышат.

17. Какое высказывание относится к описательному типу восприятия?

А) ярче всего представлено общее представление от предмета или события;

Б) склонности к четкому выделению и подробностей;

В) стремление установить причины увиденного или услышанного;

Г) ограничивается фактической стороной того, что видят и слышат.

18. Какое утверждение относится к объяснительному типу восприятия?

А) ограничивается фактической стороной того, что видят и слышат;

Б) стремление установить причины увиденного или услышанного;

В) склонности к четкому выделению и подробностей;

Г) ярче всего представлено общее представление от предмета или события.

19. Что относится к объективному типу восприятия?

А) выход за пределы того, что дано фактически и привнесение много от себя;

Б) строгое соответствие тому, что происходит в действительности;

В) ярче всего представлено общее представление от воспринятого;

Г) умение подмечать в предметах и явлениях, что в них мало заметно, но существенно.

20. Что относится к субъективному типу восприятия?

А) строгое соответствие тому, что происходит в действительности;

Б) умение подмечать в предметах и явлениях, что в них мало заметно, но существенно;

В) ярче всего представлено общее представление от воспринятого;

Г) выход за пределы того, что дано фактически и привнесение много от себя.

21. Какое утверждение относится к наблюдательности?

А) строгое соответствие тому, что происходит в действительности;

Б) умение подмечать в предметах и явлениях, что в них мало заметно, но существенно;

В) ярче всего представлено общее представление от воспринятого;

Г) выход за пределы того, что дано фактически и привнесение много от себя.

Наши рекомендации