Индивидуальные способности и склонности детей

К четвертому классу у боль­шинства школьников намечает­ся дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предме­там: одни дисциплины нравят­ся больше, другие — меньше.

Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко про­являются лингвистические спо­собности.

А если у ребенка никаких осо­бенных предпочтений и интере­сов не обнаруживается? Пси­хологические исследования по­казывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется свои­ми учебными успехами и на пер­вый взгляд одинаково безраз­лично относится ко всем пред­метам, он непременно обнару­живает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, ука­зывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничи­вается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, ко­торые позволят ему проявить свою умелость, добиться успе­ха, обрести уверенность в себе.

По материалам газеты «Школьный психолог», № 10-2002

В помощь классному руководителю

ВРЕМЯ КРИЗИСА: переход из начальной школы в среднюю.

(материал к родительскому собранию в 4 классе)

Некоторые родители, неудовлетворён­ные учебой и поведением ребенка в начальной школе, возлагают большие на­дежды на переход в среднюю школу, полагая, что именно в пятом классе все начнется по-настоящему. И эти роди­тельские ожидания вольно или невольно передаются детям. Ребенок тоже начинает ждать «новой жизни».

СОВПАДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Действительно, обучение в средней школе происходит более интенсивно и требует от учащихся большей самостоя­тельности. Однако не следует ожидать от перехода в среднюю школу слишком многого. Обучение в пятом классе опи­рается на базу навыков и знаний, полу­ченных в начальной школе.

Переход учащихся из начальной шко­лы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние на­блюдения педагогов и школьных психо­логов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Уча­щимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения совпадают по времени с началом филологических из­менений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости (например, отличник в на­чальной школе вдруг в пятом классе на­чинает получать четверки и тройки). Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учив­шийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.

Можно ли избежать серьезных про­блем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все фак­торы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, кото­рый контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулиро­вать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес аль­бом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была запи­сана в дневник и доведена до их сведе­ния.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они долж­ны самостоятельно переходить из каби­нета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятель­но решать вопросы с учителями. Опоз­дать на урок, забыть какую-нибудь учеб­ную принадлежность, не сделать зада­ние — все это становится более серьез­ным проступком, чем в начальной школе.

С классным руководителем пятикласс­ники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожале­нию, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенносте5й не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все пута­ют и забывают, не могут сосредоточить­ся на учебе. Другие дети настолько при­выкли к постоянному контролю со сторо­ны взрослых, что неспособны самостоя­тельно организовать собственную школь­ную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ - ФОРМА

С одной стороны, при переходе в сред­нюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в рас­писании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обуче­ния посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Он продолжает приходить в то же вре­мя в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании по­явились названия незнакомых предметов (ботаника, физика, история). И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необ­ходимо время, чтобы привыкнуть и на­учиться вести себя в соответствии с тре­бованиями.

Следует помнить, что и учитель дол­жен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, кото­рые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, само­стоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их но­вые подопечные нуждаются в дополни­тельном контроле, напоминаниях. Они могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это, время и может наблюдаться, некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

НАЧАТЬ СНАЧАЛА

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позво­ляет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Основной особенностью перехода в пятый класс, как уже говорилось, является смена учителей. Все предметы теперь ведут разные преподаватели. И хотя это создает определенные трудности, в то же время появление нового учителя всегда шанс и для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому.

Именно в пятом классе школьник полу­чает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Вот пример из жизни десятиклассни­цы Маши, выбравшей для себя гуманитарное направление.

Маша в начальной школе считалась сла­бой ученицей, часто получала тройки и двойки. Свою учительницу побаивалась, с од­ноклассниками отношения у нее не лади­лись. В общем, в школу ходить не любила.

Начальную школу она закончила с тройками по русскому языку, математике и «натянутой» четверкой по чтению. На первом же уроке литературы в пятом классе Маша что-то отвечала новой учительнице, и в конце урока та похвалила девочку и поставила ей в дневник пятерку за урок. Маша была изумлена — она получила пятерку, как ей казалось, ни за что. Не­знакомая учительница выделила ее.

Наверное, именно с этого дня урок ли­тературы стал любимым для Маши, она стала больше читать, с нетерпением ждала уроков литературы. И хотя с русским языком у Маши по-прежнему были про­блемы, ей стало гораздо интереснее учиться, и из троечницы Маша превратилась в хорошистку.

Именно возможность для ребенка на­чать учебную жизнь сначала и является ключевым положительным моментом пе­рехода в среднюю школу. Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успе­ваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возраста.

Физиологические изменения

Переход в среднюю школу может со­впасть с началом физиологических изме­нений в организме ребенка. Ребенок на­чинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих яв­лений являются рассеянность, ослабле­ние памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.
Неуверенность в себе

Сформировавшись однажды, неуверен­ность в себе, в своих способностях «пе­реходит» с ребенком из класса в класс. Ребенок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не реша­ется пробовать.

Причиной такой неуверенности в себе могут быть повышенная тревожность, давление со стороны близких, их излишняя требовательность, боязнь не оправдать ожиданий.

Неуверенность в себе может особенно сильно проявляться в переходном возрасте. Ребенок начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки.

Помочь ребенку преодолеть эти труд­ности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобрав­шись в их причинах.

Личные проблемы

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными пробле­мами ребенка: поссорился с другом, влю­бился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста – психолога.

Отсутствие способностей

Скорее речь идет об отсутствии у ре­бенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Отсутствие интереса

Очень частое явление — ребенок пло­хо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоян­ные неудачи, плохие отношения с учите­лем или сверстниками, личные пробле­мы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в шко­ле, может пригодиться ему в жизни.

Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учиться надо для общего развития, в этом случае не годятся. Но родители могут постараться наглядно показать ребенку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие при­менения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчи­тать, сколько денег понадобится на по­купку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.

Разгадывание кроссвордов требует на­личия определенных знаний на уровне школьной программы (географии, исто­рии, литературы). Можно попросить у ребенка помощи, вместе с ним поискать ответ в учебниках.

Отправляясь с детьми в путешествие или просто добираясь из одного конца города в другой, можно предложить им рассчитать скорость движения или пройденное расстояние.

Когда кто-то из родных или знакомых собирается в путешествие, обсудите, как ему одеться и на какой климат рассчи­тывать, какие традиции надо будет соблюдать.

Собственный огород или даже цветы на подоконнике — хороший практикум по ботанике и даже генетике (в прошлом году цвели красные и белые гвоздики, а теперь из собранных с них семян поче­му-то выросли розовые).

А обсуждение различных кинотрюков продемонстрирует необходимость знания физических законов.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если вас что-то беспокоит в пове­дении ребенка, постарайтесь как мож­но скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем.

Если в семье произошли какие-то со­бытия, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в дол­гую командировку кого-то из родите­лей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю. Именно изменениями в семей­ной жизни часто объясняются внезап­ные перемены в поведении детей.

Проявляйте интерес к школьным де­лам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.

Помогите ребенку выучить имена но­вых учителей, предложите ему описать их, отметить какие-то особые черты.

Посоветуйте ребенку в затрудни­тельных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю.

Не следует сразу ослаблять конт­роль за учебной деятельностью ребен­ка, если в период обучения в начальной школе он привык к вашему контролю. Приучайте его к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать портфель, звонить одноклассникам и спрашивать уроки, делатьчасть домашних заданий на продленке.

Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

Наши рекомендации