Кредитная система обучения (USCS, ECTS, KCTS и др.).

Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система «кредитных часов», зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие «кредитный час», и в 1870-1880-х г.г. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. Начался второй этап развития «кредитно-часовой» системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена «колледж-школа», стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие «кредит» не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.

Получение степени бакалавра предусматривает четыре года обучения. За это время студент должен освоить около 40 дисциплин, в среднем по три кредита каждый. Второй уровень высшего образования – это магистерские программы на получение степени магистра, рассчитанные в среднем на два года. Высшим этапом и третьей ступенью подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкопрофильное и самостоятельное научное исследование.

Европа логически пришла к неизбежной необходимости максимально возможного сближения и выравнивания шкалы оценки национальных систем по общеевропейскому шаблону, которым стала система ECTS. Согласно последней, европейский кредит – некая условная единица объема контактных часов тьютора со студентом. В среднем за один учебный год каждый студент должен набрать 60 европейских кредитов.

Наряду с европейской, американской и британской системами зачетных единиц существует и Система передачи университетских кредитов для азиатско-тихоокеанского региона UCTS (University Credit Transfer System), к которой явно не присоединились некоторые крупнейшие страны этого региона, такие, как, например, Япония и Китай. Пилотная схема этого проекта рассчитана на 5 лет, в целях оказания помощи организации UMAP (Университетская мобильность в азиатско-тихоокеанском регионе) более эффективно осуществлять студенческие обмены в регионе и на территориях, входящих в сферу деятельности UMAP, а также со странами других регионов мира посредством гарантированного признания кредитов, полученных за обучение в зарубежных вузах.

Шкала кредитов UCTS аналогична ECTS берет за основу 60 кредитов за академический год. Шкала кредитов UCTS используется только как шкала конвертируемости, она не предназначена для использования в качестве замены существующих в принимающем и направляющем на обучение вузах систем кредитов.

26. Национальные системы образования.

В современном мире с его тесными глобальными связями не вызывает сомнений значение образования: эффективность учебных заведений вносит существенный вклад в процветание государств наряду с другими факторами социально-экономического развития.

В целом, развитие национальных систем образования в мире демонстрирует следующие тенденции :

§ страны Восточной Азии по-прежнему опережают остальных. Южная Корея находится на вершине рейтинга, далее следуют Япония (2), Сингапур (3) и Гонконг (4). Идеологией образования в этих странах является примат усердия над врожденными способностями, четко сформулированные цели и задачи обучения, высокая культура отчетности и взаимодействия среди широкого круга заинтересованных лиц.

§ страны Скандинавии, традиционно удерживающие сильные позиции, несколько растеряли своё преимущество. Финляндия, лидер Рейтинга-2012, переместилась на 5 место; а Швеция опустилась с 21-го на 24-е.

§ заметно улучшилась позиция Израиля (с 17 на 12 место), России (вверх на 7 мест до 13-го) и Польши (вверх на четыре места до 10-го).

§ развивающиеся страны занимают нижнюю половину рейтинга, Индонезия замыкает список из 40 представленных стран, ей предшествует Мексика (39) и Бразилия (38).

Казахстан, по признанию многих авторитетных организаций, является одним из лидеров в построении конкурентоспособной образовательной системы, отвечающей последним веяниям времени и соответствующей принятым международным стандартам. Кроме этого, молодое суверенное государство, несмотря на тернистый путь становления своей государственности, не отказалось от бесплатного образования.

27. История высшего образования Казахстана.

Высшее образование в Казахстане[5] приобретается на основе среднего образования. Для поступления в ВУЗ выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования (ЕНТ) или комплексного тестирования (для выпускников прошлых лет). Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом[6]. По окончании ВУЗа выпускник получает степень бакалавра (4 года), специалиста (5 лет) или магистра (6 лет). Второе высшее образование[7] в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения (2-3 года). Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с периода прихода советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.

В 1926 году в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 году факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 году получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 году в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934 году в столице состоялось открытие двух новых вузов: Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С. Кирова (ныне КазНУ им. Аль-Фараби). В 1931 году в Алма-Ате открывается первый в республике медицинский институт. Открываются педагогические и учительские институты в Уральске, Семипалатинске, Актюбинске, Петропавловске, Чимкенте и Кустанае. В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.

28. Этапы становления высшего образования.

За годы независимости Казахстана этапы реформирования системы высшего образования можно условно подразделить на следующие:

Первый этап (1991-1994 годы). Становление законодательной и нормативной правовой базы высшего образования.

Основными задачами данного этапа было создание сети высших учебных заведений и обновление специальностей высшего образования в целях обеспечения достаточной независимости республики в подготовке кадров, удовлетворения потребностей рыночной экономики, областей и регионов. Проводимые меры этого периода нашли законодательное закрепление в Законе Республики Казахстан «О высшем образовании» (1993 год). В 1994 году утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан (Основные положения), который впервые определил введение многоуровневой структуры высшего образования в стране, академических степеней бакалавров и магистров.

Второй этап (1995 – 1998 годы). Модернизация системы высшего образования, обновление ее содержания.

Данный этап характеризуется концептуальным определением развития системы высшего образования, что нашло отражение в Концепции государственной политики в области образования, утвержденной Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан 4 августа 1995 года, принятием новых нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность высших учебных заведений. С 1995 по 1997 годы принимаются первые казахстанские образовательные стандарты по 310 специальностям высшего профессионального образования. В 1996 году утверждена новая редакция Классификатора (перечня) специальностей высшего образования Республики Казахстан, предусматривающего 342 специальности. Активно развивается негосударственный сектор образования.

Третий этап (1999 –2000 годы). Децентрализация управления и финансирования образования, расширение академических свобод организаций образования.

На этом этапе происходит реальная децентрализация системы управления организациями образования. Кардинально изменились принципы приема в высшие учебные заведения, осуществлен переход к подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием на основе государственного образовательного заказа. С 1999 года внедрена новая модель формирования студенческого контингента высших учебных заведений путем предоставления абитуриентам на конкурсной основе государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов.

Четвертый этап (начало - 2001 г.). Стратегическое развитие системы высшего профессионального образования.

В Республике Казахстан законодательно закреплена следующая структура высшего профессионального образования:

- высшее базовое образование (бакалавриат);

- высшее специальное образование;

- высшее научно-педагогическое образование (магистратура).

29/Законодательная база развития в РК высшего образования.

В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить:

· совершенствование управления системой образования;

· переход к принципу “образование для всех в течение всей жизни”;

· доступность и преемственность всех уровней образования;

· полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;

· совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;

· опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;

· усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников;

· развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;

· развитие научной и инновационной деятельности;

· переход на нормативный метод финансирования образования.

Реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования.

Основные приоритетные направления по реформированию системы образования:

· совершенствование финансирования образования, т.е. расширение их финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование дополнительных источников финансирования;

· равномерное развитие системы образования в регионе с учетом как местных, так и республиканских интересов;

· создание эффективной системы управления образованием на республиканском и региональном уровнях;

· совершенствование и обновление образовательных процессов - усиление практической значимости приобретаемых знаний и навыков;

· обеспечение интеграции в международное образовательное пространство, приближение национального уровня образования к международным стандартам;

· создание эффективной правовой базы системы образования.

30/Государственная программа развития образования в РК.

В системе дошкольного воспитания и обучения будут:
• разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;
• расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.

В среднем образовании будут:
• созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;
• изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;
• внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;
• ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.
В профессиональном образовании:
• повысятся доступность и престиж профессионального образования;
• укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;
• будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;
• будет внедрена кредитная система обучения;
• будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

В системе высшего и послевузовского образования:
• будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу;
• в результате повышения квалификационных требований к кадровому и материально-техническому обеспечению вузов будет упорядочена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов;
• будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов для вузов, приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы;
• в лучшие вузы Восточной Европы, России ежегодно будут направляться 3 тысячи граждан Казахстана для обучения по программам высшего профессионального образования.

Наши рекомендации