Условия задач и методические указания к их решению
Задача №1
Условие:
а) Определить высоту поднятия воды H поршневым насосом, если давление управляющею пара (газа) равно pн. Насос содержит два поршня на одном штоке, причем газовый поршень и цилиндр имеют диаметр D , а водяной – d. Коэффициент полезного действия насоса равен h.
Исходные данные для решения приведены по вариантам в таблице 1.
Методические указания:
При решении задачи №1, давление нагнетания необходимо выразить через высоту подъема Н.
Суммарная сила, передаваемая по штоку от поршня парового цилиндра
где р1 – гидростатическое давление, S1 – площадь первого поршня D.
В соответствии с законом Паскаля гидростатическое давление в корпусе насоса с учетом КПД насоса:
где S2 – площадь второго поршня d.
Гидростатическое давление в корпусе насоса:
где Н – высота подъема жидкости, м
g – ускорение свободногно падения,
r - плотность воды, r=1000 кг/м3,
отсюда:
Площадь поршня: , где d – диаметр поршня,
Тогда: .
Задача №2
Условие:
Вычислить полезную мощность насоса для грузового аккумулятора, если груз весом G имеет ход поршня h при к.п.д. h. Время заполнения аккумулятора – t.
Исходные данные для решения приведены по вариантам в таблице 2.
Методические указания:
Задача № 2 решается с учетом равенства потенциальной энергии аккумулятора и кинетической энергии насоса.
Задача №3
Условие:
а) Бак квадратного сечения со стороной D установлен на железнодорожной платформе и заполнен на высоту Н водой. Определить силу давления воды на торцовые стенки при движении цистерны с ускорением a и при a = 0.
D – сторона квадрата торцевых стенок бака, м;
L – длина бака, м; r – плотность воды, кг/м3;
а – ускорение платформы, м/с2.
Исходные данные для решения приведены по вариантам в таблице 3.
После вычислений ответить на вопросы:
1. Какая из стенок цистерны нагружена больше?
2. Чему равна разница давлений на стенки цистерны. При а - положительном, а – отрицательном и а = 0?
3. Как повлияет на результаты расчетов замена жидкости более плотной или менее плотной, чем вода?
Методические указания
а) При движении платформы с положительным ускорением зеркало воды наклоняется на угол a за счет перемещения массы воды в противоположном к ходу платформы направлению. При отрицательном ускорении (платформа замедляется – торможение) угол наклона зеркала воды меняется на обратный.
Расчетная формула: tg a =± а/g .
Где g – ускорение свободного падения, 9,81 м/с2.
Силу давления на смоченную часть торцевых стенок цистерны можно вычислить по формуле: F = рцS , где рц – гидростатическое давление в центре тяжести площади смоченной части торцевой стенки, Па; S – смоченная площадь торцевой стенки, м2. Величину рц определим но формуле: рц = r×g×h , где r – плотность воды, принять равной 998 кг/м3 (20 оС); h – расстояние от верхней поверхности воды до центра тяжести смоченной части поверхности торца, м.
Задача № 4
Условие
Гидравлический роторный двигатель с рабочим объемом v0, имеет на валу крутящий момент Мк. Двигатель работает от потока жидкости с расходом Q. К.п.д. объемный равен h0 = 0,96, гидромеханический – hгм = 0,96.
Определить частоту вращения вала гидродвигателя w и давление рабочей жидкости на входе DР, если потери давления в обратном клапане DРкл = 15,0 кПа. Длина сливной линии равна L, диаметр d. шероховатость стенок трубы Dср = 0,05 мм.
Исходные данные для решения по вариантам приведены в таблице 4.
Методические указания
При решении задачи требуется определить разницу давлений во входной и сливной части двигателя DР с учетом потерь в сливной части, включая потери в обратном клапане и в трубе. Для этого требуется вычислить скорость потока и по известному расходу Q и сечению трубы на сливе S = pd2/4.
Перепад давления на гидродвигате определяется по уравнению:
DРдв = (2pМк)/(v0hгм).
Давление перед двигателем должно включать помимо DРдв и DРкл еще и величину потерь в сливном трубопроводе DРтр.
При вычислении потерь в сливном трубопроводе следует использовать формулу Дарси:
,
где ρ – плотность жидкости, кг/м3; v – скорость движения жидкости, м/с, d, L – диаметр и длина сливного трубопровода, м; λ – коэффициент гидравлического трения.
Коэффициент гидравлического трения λ определяется в зависимости от режима течения, характеризуемого числом Рейнольса
Re = v×d/ν,
где v – скорость, м/с; d – диаметр канала, м; ν – коэффициент кинематической вязкости жидкости, м2/с.
При ламинарном режиме течения (в практических расчетах для круглых труб при Re £ 2300) коэффициент гидравлического трения определяется по формуле: λ= 64/Re.
Для турбулентных режимов (при Re > 2300) для расчета трубопроводов с естественной шероховатости наиболее применимой является универсальная формула А.Д. Альтшуля:
λ= 0,11(Δ/d + 68/Re)0,25.
Данная формула является универсальной и может быть использована во всем диапазоне турбулентных течений. Для гидравлически гладких труб (Re < 10Δ/d) расчет коэффициента гидравлического трения можно рассчитать по более простой формуле Блазиуса:
λ= 0,316/Re0,25,
а для вполне шероховатых труб (Re > 500Δ/d) – по формуле Б.Л. Шифринсона:
λ= 0,11(δ/d)0.25.
Частота вращения двигателя определяется по формуле
w = Qh0/v0.
Исходные данные для решения задач контрольной работы
Исходные данные по задаче № 1
Таблица 1
№ варианта | ПАРАМЕТРЫ ЗАДАНИЯ | |||
Рн, кПа | D, м | d, м | h | |
0,30 | | 0,01 | 0,95 | ||
0,25 ! | 0.01 | 0,95 | ||
0,20 | 0,01 | 0,95 | ||
0,15 | 0,01 | 0,95 | ||
0,10 | 0,01 | 0,95 | ||
0,05 | 0,01 | 0,95 | ||
0,30 | 0,015 | 0,9 | ||
0,25 | 0,015 | 0,9 | ||
0,20 | 0,015 | 0,9 | ||
0,15 | 0,015 | 0,9 | ||
0,10 | 0,015 | 0,9 | ||
0,05 | 0,015 | 0,9 | ||
0,30 | 0,018 | 0,88 | ||
0,25 | 0,018 | 0,88 | ||
0,20 | 0,018 | 0,88 | ||
0,15 | 0,018 | 0,88 | ||
0,10 | 0,018 | 0,88 | ||
0,05 | 0,018 | 0,88 | ||
0,30 | 0,02 | 0,85 | ||
0,25 | 0,02 | 0,85 | ||
0,20 | 0,02 | 0,85 | ||
0,15 | 0,02 | 0,85 | ||
0,10 | 0,02 | 0,85 | ||
0,05 | 0,02 | 0,85 | ||
0,25 | 0,05 | 0,80 | ||
0,20 | 0,05 | 0,80 | ||
0,15 | 0,05 | 0,80 | ||
0,10 | 0,05 | 0,80 | ||
0,05 | 0,05 | 0,80 | ||
0,30 | 0,05 | 0,80 |
Исходные данные по задаче № 2
Таблица 2
№ варианта | ПАРАМЕТРЫ ЗАДАНИЯ | |||
G, кг | h,м | h | t, с | |
5,0 | 0,95 | |||
4,5 | 0,95 | |||
4,0 | 0,95 | |||
3,5 | 0,90 | |||
3,0 | 0,90 | |||
2,5 | 0,90 | |||
2,0 | 0,85 | |||
1,5 | 0,85 | |||
1,2 | 0,85 | |||
1,0 | 0,80 | |||
0,85 | 0,80 | |||
0,75 | 0,80 | |||
5,0 | 0,95 | |||
4,5 | 0,95 | |||
4,0 | 0,95 | |||
3,5 | 0,90 | |||
3,0 | 0,90 | |||
2,5 | 0,90 | |||
2,0 | 0,85 | |||
1,5 | 0,85 | |||
1,2 | 0,85 | |||
1,0 | 0,80 | |||
0,85 | 0,80 | |||
0,75 | 0,80 | |||
2,5 | 0,75 | |||
2,0 | 0,75 | |||
1,5 | 0,75 | |||
1,2 | 0,75 | |||
1,0 | 0,75 | |||
0,85 | 0,75 |
Исходные данные по задаче № 3
Таблица 3
№ варианта | ПАРАМЕТРЫ ЗАДАНИЯ | |||
D,м | L, м | h,м | a, м/c2 | |
1,85 | 9,0 | 0,95 | 2,0 | |
1,85 | 9,0 | 0,95 | -2,0 | |
2,00 | 9,0 | 1,0 | 2,0 | |
2,20 | 9,0 | 1,0 | -2,0 | |
2,40 i | 9,0 | 1,2 | 2,5 | |
2,60 | 9,0 | 1,2 | -2,5 | |
1,50 i | 8,5 | 1,0 | 2,0 | |
1,75 | 8,5 | 1,0 | -2,0 | |
2,00 | 8,5 | 1,2 | 1,5 | |
2,20 | 8,5 | 1,2 | -1,5 | |
2,80 | 8,5 | 1,4 | 3,2 | |
2,80 | 8,5 | 1,4 | -3,2 | |
1,85 | 8,0 | 1,0 | 1,2 | |
1,75 | 8,0 | 1,0 | -1,2 | |
2,00 | 8,0 | 1.0 | 2,0 | |
2,20 | | 8,0 | 1,0 | -2,0 | |
2,40 j | 8,0 | 1,2 | 2,2 | |
2,60 | 8,0 | 1,2 | -2,2 | |
1,50 | 7,0 | 1,0 | 1,5 | |
1,75 "^ | 7,0 | 1,0 | -1,5 | |
2,00 | 7,0 | 1,0 | 2,2 | |
2,20 | 7,0 | 1,0 | -2,2 | |
2,40 | 7,0 | 1,2 | 2,2 | |
2,60 | 7,0 | 1,2 | -2,2 | |
2,40 i | 7,5 | 1,4 | -1,2 | |
2,60 | 7,5 | 1,0 | 2,0 | |
1,50 i | 7,5 | 1,0 | -2,0 | |
1,75 | 7,5 | 1.0 | 2,2 | |
2,00 | 7,5 | 1,0 | -2,2 | |
2,20 | 7,5 | 1,2 | 1,5 |
Исходные данные по задаче № 4
Таблица 4
№ варианта | ПАРАМЕТРЫ ЗАДАНИЯ | |||||||||||||||||||||||||||
Мк,Нм | hгм | v0, м3 | r,кг/м3 | L,м | d, м | n, см2/с | Q, м3/c | |||||||||||||||||||||
0,998 | 8×10 -4 | 1,0 | 1×10-2 | 0,01 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,998 | 8×10 -4 | 1,0 | 1×10-2 | 0,01 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,995 | 7×10 -4 | 1,2 | 8×10-2 | 0,0073 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,995 | 7×10 -4 | 1,2 | 8×10-2 | 0,0073 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,992 | 6×10 -4 | 1,5 | 6×10-2 | 0,025 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,992 | 6×10 -4 | 1,5 | 6×10-2 | 0,25 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,990 | 1×10 -3 | 1,8 | 1,2×10-2 | 0,01 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,990 | 1×10 -3 | 1,8 | 1,2×10-2 | 0,01 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 1,2×10 -3 | 0,6 | 1×10-2 | 0,28 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 1,2×10 -3 | 0,6 | 1×10-2 | 0,28 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,4×10 -3 | 0,8 | 8×10-2 | 0,01 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,4×10 -3 | 0,8 | 8×10-2 | 0,01 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,998 | 1,5×10 -3 | 1,0 | 6×10-2 | 0,0073 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,998 | 1,5×10 -3 | 1,0 | 6×10-2 | 0,0073 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,995 | 1,6×10 -3 | 1,2 | 1,5×10-2 | 0,025 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,995 | 1,6×10 -3 | 1,2 | 1,5×10-2 | 0,025 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,992 | 1,8×10 -3 | 1,5 | 1,2×10-2 | 0,01 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,992 | 1,8×10 -3 | 1,5 | 1,2×10-2 | 0,01 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,990 | 2,0×10 -3 | 0,6 | 1×10-2 | 0,28 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,990 | 2,0×10 -3 | 0,6 | 1×10-2 | 0,28 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 2,1×10 -3 | 0,8 | 8×10-2 | 0,01 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 2,2×10 -3 | 0,8 | 8×10-2 | 0,01 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 2,2×10 -3 | 1,0 | 6×10-2 | 0,0073 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 2,2×10 -3 | 1,0 | 6×10-2 | 0,0073 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 1,9×10 -3 | 2,5 | 10×10-2 | 0,01 | 0,1 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,7×10 -3 | 2,5 | 10×10-2 | 0,01 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,9×10 -3 | 3,5 | 6×10-2 | 0,28 | 0,4 | |||||||||||||||||||||||
0,988 | 1,9×10 -3 | 3,5 | 6×10-2 | 0,01 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,7×10 -3 | 2,8 | 8×10-2 | 0,01 | 0,3 | |||||||||||||||||||||||
0,986 | 1,9×10 -3 | 2,8 | 8×10-2 | 0,28 | 0,2 | |||||||||||||||||||||||
Учебно-методическое и информационное обеспечение контрольной работы
Основная литература
1. Артемьева Т.В. Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Т.В. Артемьева [и др.] ; под ред.
С. П. Стесина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 342 с.
2. Лапшев Н.Н. Гидравлика : учебник для вузов [Гриф УМО] /
Н. Н. Лапшев. - М. : Академия, 2009. - 280 с.
Дополнительная литература
1. Гидравлика и гидравлические машины / З.В. Ловкие, B.E. Бердышев,
З.В. Костенко и др. – М.: Колос, 1995.- 304 с.
2. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы: учебник для втузов / Т.М. Башта, С.С. Руднев, Б.Б.Некрасов и др.- М.: Машиностроение, 1982.- 432 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт инженерно-педагогического образования
Кафедра автомобилей и подъемно-транспортных машин
Конторольная РАБОТА
по дисциплине
«ГИДРАВЛИКА, ГИДРОМАШИНЫ И ГИДРОПНЕВМОПРИВОД»
вариант № ХХ
Исполнитель:
студент группы ХХХХХХ ХХХХХХХХ
Проверил:
доцент кафедры АТ,
канд. пед. наук ХХХХХХХХ
Екатеринбург 2016
Задания и методические указания
к выполнению контрольных работ по дисциплине
«Гидравлика, гидромашины и гидропневмопривод»
Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.