Факторы роста прекаризации и атипичной занятости
В первом параграфе мы обозначили две дефиниции данной работы, ее теоретическое обоснование и теперь попытаемся разобраться в факторах, которые способствуют увеличению атипичной занятости и росту прекариации в трудовых отношениях. В глобализации проистекает множество процессов, но не все из них имеют влияние. Рассмотрим природу глобальной трансформации. При анализе литературы нами были выделены следующие предпосылки: попытка создания глобальной экономической системы, политические и индустриальные изменения, а, следовательно, изменения социальных институтов. К тому же переориентация социальной защиты, товаризация, введение нового регулирования капитала и занятости. А вместе с ним и ретоваризация труда и высокая трудовая мобильность, так как «для большинства рабочих в 21 веке уже нет надежды, что фирма-место, где можно сделать карьеру и получить стабильный заработок.»[14]
Исследователи отмечают, что самое удивительное – это «отмирание» японской модели управления. Характеристика японской модели:
Доминирующие качества делового человека | Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать |
Критерии к продвижению по службе | Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение |
Профессиональная компетентность | Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. |
Процесс принятия решений | Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. |
Отношение работников к фирме и работе | Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). |
Характер проведения инноваций | Эволюционным путем |
Форма деловых отношений | Личные контакты на основе взаимного доверия |
Табл. 4 Японская модель управления
Это связано, в первую очередь, с тем, что экономически выгоднее не принимать молодые кадры на работу с длительным контрактом, по этому они перешли на краткосрочные договоры. И получая значительно меньший заработок, временные сотрудники лишены возможности повышения квалификации и получения льгот. В связи с этим появилась тенденция – набор временных сотрудников, так как владельцы фирм и компаний сравнивают экономический эффект и повторяют за своими конкурентами. Примером может послужить модель «Макдональдс», где процветает деквалификация, смещение рабочих со стажем, подрыв профсоюзов и низкий уровень заработной платы при минимальных социальных гарантиях.
В кризисные периоды компании и корпорации прибегают к тактике перевода постоянных сотрудников на «контрактный статус», оформляя их через кадровые агентства (аутсорсинг), чтобы избежать фиксированных издержек. Правительства стран поддерживают компании и предоставляют субсидии. А аутсорсинг стал универсальным понятием для всех перекрестных процессов. Таким образом, сотрудники могут работать удаленно, находясь даже на разных континентах. Подчиненных могут переводить из одной функции в другую, менять его местоположение и компании, что, в свою очередь, увеличивает трудовую мобильность. Опираясь на марксизм и идеи М.Фуко итальянская социологическая школа, описывает мобильность как «создание общественной фабрики», где общество – продолжение рабочего места.[15] Если мобильность стирает гранпицы между рабочим местом, домом, общественными местами, то все больше человек вовлекается в «работу ради работы». Так, IBM, которая стала родоночальником удаленной занятости, имеет в своем подчинении 45% сотрудников удаленно. Экономисты считают, что компания так экономит до 100 млр. Долларов ежегодно. Какие могут быть плюсы для компании?
· Сотрудник с удаленной занятостью, не входит в официальный штат
· Компания не платит налогов и взносов в фонд социального страхования
· Работа сотрудника не отражается в экономических отчетах
· Не отражается его продолжительность работы, другими словами компания не несет ответственности за нарушение трудового права
Тем самым компания может усилить эксплуатацию труда без последствий.
Следующим фактором увеличения прекаризации и атипичной занятости является профессиональная реструктаризация. Французы сейчас делают попытки называть уборщиц более престижным techniciennes de surface. Журнал The Economist объясняет такой пышный расцвет званий рецессией после кризиса 2008 года,когда в связи с повышением уровня зарплат потребовалось заменить старые названия должностей более привлекательными,а также усложняющимся внутренним устройством многонациональных корпораций. Это отражение роста прекариата,при котором надуманные символы профессиональной мобильности и личного развития маскируют унылую ничтожность самой работы.[16] Такой подход пораждает социальную неудовлетворенность своим статусом и созданием «псевдопрофессий», что создает жесткую конкуренцию в профессиональных областях и вытесняет группы работников в прекариат.
Глобализация так же повернула тенденцию перехода от зарплат к пособиям вспять. Индивид, занимающийся атипичной занятостью или находящийся в прекариате вынужден часто менять место заработка, сферу труда и свой функционал при маленьком доходе, когда государство уведичивает пособия по безработице и переход на пособия становится желаемым выбором. Ранее считалось, что безработица обусловлена экономическими факторами и система субсидий и пособий основывалась на принципе социального страхования. А при неолиберальной модели в экономике безработица стала рассматриваться как зона личной ответственности и самостоятельного выбора. Глобальная реформа пособий и субсидий по безработице создала идеальные условия для увеличения прекариата. Вместе с прекариатом сменился образ безработицы, теперь это «нетрудоспособный человек, с личными недостатками и чрезмерными запросами в отношении заработной платы, должности и условий трудовых отношений».[17] В связи с этой тенденцией, в некоторых странах безработных называют теперь по-новому — «клиентами» — и заставляют подписывать контракт, с определенными обязательствами и наказанием за их невыполнение.
Социологи отмечают, что терциаризация затронула и безработное население, поскольку для трудоустройства индивиду необходимо встать на учет в бирже труда, в офисе выдачи пособий, курсов, где учат грамотному поиску работы. В комплексе требований так же: заполнение документации, ожидание в очередях, посещение курсов и сопутствующие процессы. Руководитель фирмы Reed in Partnership отметил: «Многие из тех, с кем мы работаем, не могут даже оплатить транспортные расходы, чтобы приехать на собеседование»[18].
Молодежь становится главным источником пополнения атипичной занятости и прекариата, так как стремится к самостоятельности и самообеспечению, но совмещение труда и образования толкает на временную занятость и быстрый теневой заработок. В Франции 75% молодых работников устраиваются на работу по временному трудовому договору и большинство не переходит на другую договорную основу. Только те, кто имеет дипломы о высшем образовании могут рассчитывать со временем на постоянную должность. Статистики говорят, что в европейских университетах студенток на треть больше, чем студентов. К тому же, реструктуризация общественного дохода и гибкости условий труда резко уменьшило заработную плату, по сравнению со старшим поколением в семьях. Из этого вытекает опасение о том, что опыт прекаризированного существования, пережитый одним поколением передается последующему с соответствующими установками и моделями поведения.
Почему молодежь, как возрастная группа, является основным инвестором в прекаризацию и основой для дальнейшей атипичной занятости? Из-за образования, как социального института в целом, так и образовательной системы. Образование перешло на товарные отношения – коммодификацию, что вызывает разочарование и недовольства у населения. Экономический рынок диверсифицирует образовательный институт, финансируется лишь государственное задание по обеспечению образовательных услуг, а не само образование, его инфраструктура. Образовательные учреждение получают экономическую свободу, что негативно сказывается на образовательном процессе, привлекаются лишь инвестиции в сомнительные инновации. Вместе с товаризацией знаний пришла стандартизация образовательного процесса, специалисты считают это когнитивной регрессией. Унифицирование процесса обучения ведет к примитивному поглощению, а не выработке знаний. К тому же, вышеперечисленные последствия способствуют дисфункциональности обучения посредством объединения образовательного института с коммерческими организациями.
Итогом является недостижимость образовательных услуг не привеллигированных групп населения. Происходит глобализация образования и его превращение в индустрию, где университеты стремятся не прерастить научное знание, а привлечь больше инвестиций для повышения своих рейтингов. В ВУЗах стало популярно обучение без преподавателей, MIT первым запустил проект Open Courseware Consortium – платформа онлайн обучения, где дистанционно можно получить информацию от лучших ВУЗов мира. Она была создана с целью «достижимости» и практики университетского образования, так как получив образование выпускники сталкивались с проблемой применения знаний.
Если говорить не о высшем образовании, то международные финансовые институты считают, что учебные программы, которые не ориентированы на увеличение прибыли или каких-либо экономически выгодные отношения вовсе следует убрать из образовательных систем. Бывший президент Франции Николя Саркози отмечал в одном из докладов, что «с младших классов учеников стоит настраивать на трудовую занятость и что во всех начальных школах следует преподавать экономику.»[19]
Так же, Французский экономист Даниэль Коэн считал, что «университет для нового вка – то же, что и фордистская фирма для века прошлого.»[20] Если обратиться к статистике, то 75% взрослого населения Франции в возрасте от 25 до 64 лет имеют полное среднее образование, что близко к среднему показателю по ОЭСР (76%). Это в большей степени относится к мужчинам, чем к женщинам, поскольку среди мужчин полное среднее образование имеют 76%, а среди женщин – 74%. Что касается качества образования, то по уровню грамотности чтения, знаний по математике и естественным наукам в рамках Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) учащиеся в среднем набрали 500 баллов. Этот результат немного превышает средний показатель по ОЭСР (497 баллов). Во Франции девочки превосходят мальчиков по уровню знаний в среднем на 13 баллов, что выше среднего показателя по ОЭСР (8 баллов). В сравнениии с Росиией, где 95% взрослого населения России в возрасте от 25 до 64 лет получили полное среднее образование, что существенно выше среднего показателя по ОЭСР (76%). Это в большей степени относится к женщинам, чем к мужчинам, т.к. среди мужчин полное среднее образование имеют 94%, а среди женщин – 95%. Что касается качества образования, то по уровню грамотности чтения, знаний по математике и естественным наукам в рамках Программы ОЭСР по международной оценке учащихся (PISA) учащиеся в среднем набрали 481 балл, что ниже среднего показателя по ОЭСР (497 баллов). В Российской Федерации девочки превосходят мальчиков по уровню знаний в среднем на 16 баллов, что больше, чем в среднем по ОЭСР (8 баллов)[21].
Получив образование по последним тенденциям, выпускник переходит на следующую ступень и фактор риска – стажерство. Это вид нестабильного заработка ориентирован на выпускников бакалавриата и выпускников магистратуры, где выпускники получают профориентацию и подготовку к стабильной должности. Исследования, проведенные в Великобритании, показывают, что большая часть должностей, на которые могут претендовать студенты, вовсе не требуют профессиональную подготовку в ВУЗе и то, что образование – неотъемлимая часть для будущей успешной и стабильной карьере обман, идея, которую очень грамотно проработали, раскрутили и продали молодым поколениям. Компании же относятся к стажерам не как к потенциальным квалифицированным кадрам, а как к дешевой рабочей силе, которая готова выполнять любой объем работы за, чаще всего, мнимую возможность дальнейшей работы в компании. Таким образом, стажерство скрывает истинный объем безработицы и создает искусственный показатель занятости. Стажерство имеет точечную выборку выпускников – если ты обладатель диплома определенного престижного ВУЗа, то ты имеешь возможность претендовать на стажировку в знаменитых компаниях.
Ученые полагают, что стажерство представляет угрозу, поскольску стажерам поручают бесперспективную работу, что снижает высокую планку зарплат и уменьшает перспективы тех, кто претендует попасть в штат сотрудников. Например, в Китае на заводе крупной известной автомобильной компании, стажеры занимают треть от всех сотрудников. Другими словами, множество дешевой рабочей силы с минимальными затратами. В кризисные периоды стажеры первыми становятся безработными, а так как у них минимальные социальные гарантии, то без накоплений они вынуждены оперативно приспасабливаться к новым функциям и условиям трудовых отношений, из прекаризации стажеры уходят в атипичную занятость. По некоторым данным, молодежь, оказавшаяся вне рынка труда в три раза превышает долю взрослого населения. В 2010 году каждый пятый выпускник не получал предложение о трудоустройстве. Уоррен Бафетт говорит, что если молодые рабочие будут сменять одну нестабильную работу другой, то это превратится в стиль жизни и хроническую нестабильность.
Стендинг дает отдельно еще два фактора – миграция и конфликт поколений, но в нашей работе мы объединим эти факторы. Поскольку процесс интеграции трудовых мигрантов часто приводит к «разрыву поколений». Сущность этого феномена трактуется исследователями по-разному. Согласно американскому социологу Л. Фойеру, «разрыв поколений» является универсальной темой человеческой истории[22]. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является важной движущей силой истории. Иммиграция в другие страны — это типичный случай, когда новая среда требует от молодежи резкого отказа от культуры предков как менее ценной. Дети-иммигранты или дети, которые родились в иммиграции, вступают в контакт со своими сверстниками и получают возможность сравнить себя с ними. Cверстники проецируют более практичные и привлекательные модели поведения, чем те, которые могут предложить взрослые. Некоторые социологи конфликта второй половины XX века, развивая идеи Вебера и Зиммеля о всеобщности и универсальности конфликта, дают более глубокое обоснование позитивной роли конфликтного взаимодействия в жизни общества. Считается, что разрыв поколений неизбежен в эмиграции, поскольку ценности старшего поколения формируются под влиянием родной культуры, ценности младшего поколения существенно от них отличаются, так как дети растут уже в условиях другой культуры. Старшие члены семьи часто с трудом адаптируются к жизни в новых условиях: необходимо оставить традиционные ценности и убеждения, иногда при потере социального и внутрисемейного статуса.
Дополнительными причинами «разрыва» могут стать завышенные требования и ожидания, обращенные к ребенку, при адаптации и ее трудности, обеспокоенность «чрезмерным» вхождением в новую культуру и страх отрыва ребенка от ценностей, традиций старшего поколения, конфликт систем воспитания. Исследования показывают, что ребенок чаще выучивает язык и поведенческие особенности раньше взрослых. Взрослые мигранты имеют уже устоявшиеся, сравнительно неизменные системы ценностей и соответствующие им образцы поведения. Ценности их детей, выросших в другой стране, могут больше склоняться к ценностям представителей местной культуры, в силу того что они более тесно и часто контактируют с местным населением, кроме того, не имеют окончательно оформившихся ценностей и моделей поведения. Однако, несмотря на это, второе поколение мигрантов не может считаться «свободным» от культуры страны выхода. «Разрыв поколений» является дополнительным стрессовым фактором, усложняющим интеграцию мигрантов в принимающее общество.
Таким образом, находясь в культурном диссонансе индивиду-мигранту тяжелее самоидентифицировать себя как трудовой кадр и он прибегает к моментальному – атипичному зароботку. Во время президентского срока Николя Саркози пытался ввести точечную миграционную поитику. Направленную на трудовых мигрантов, но вскоре он сам признал ее не действующей. «Чаще всего второе поколение интегрируется значительно успешнее первого. Так, если у первого поколения североафриканских мигрантов во Франции у 46% лучшие друзья имеют то же происхождение, то у их детей — французов иммигрантского происхождения — об аналогичной ситуации заявляют лишь 26%. Если среди иммигрантов, выходцев из Алжира, практически каждая вторая женщина выходит замуж за человека, которого для нее выбирает семья, то для родившихся во Франции влияние семьи в значительной степени снижается: менее 5% браков детей алжирских иммигрантов является результатом семейного решения»[23] Второе и третье поколения мусульман, рожденных во Франции и имеющих французское гражданство, выросли в неблагоприятных городских зонах, представляющих собой гетто без нормальной экономической и социально-культурной инфраструктуры, где компактно проживают бедные иммигранты, недовольные своим положением людей «второй категории». Уровень безработицы среди мусульманского населения почти в два раза выше, чем у коренных французов, а среди молодежи он достигает 50%[24].
Подытожим, росту прекаризации и атипичной занятости способствуют такие процессы как:
· Феменизация трудовых отношений
· Увеличение процента стажеров в компаниях
· Коммодификация образования
· Международная трудовая миграция и межпоколенческий конфликт
· Криминализация
· Субсидирование
Таким образом, атипичная занятость и прекаризация объединяет людей с разным социальным опытом, ролевыми моделями, ценностями и жизненными установками.