Серия 4. Исследование состояния словаря
1. Исследование состояния номинативного словаря.
А. Предмет и его части:
□ чайник _______________________________________________________
□ кукла ________________________________________________________
□ машина ______________________________________________________
□ стул _________________________________________________________
□ сапог ________________________________________________________
Б. Объяснение лексического значения слов:
□ огород _______________________________________________________
□ подоконник ___________________________________________________
□ клумба _______________________________________________________
□ поезд ________________________________________________________
В. Обобщающие понятия.
Назвать одним словом:
□ яблоко, груша, банан, слива _____________________________________
□ олень, волк, барсук, медведь ____________________________________
□ береза, дуб, осина, ель __________________________________________
□ ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________________________
Назвать предметы, относящиеся к
□ мебели _______________________________________________________
□ инструментам _________________________________________________
□ насекомым ___________________________________________________
□ обуви ________________________________________________________
□ грибам _______________________________________________________
Г. Подбор слов-предметов к словам-признакам[7].
□ увлекательное _________________________________________________
□ хорошее ______________________________________________________
□ морозный ____________________________________________________
□ звонкая ______________________________________________________
□ холодное _____________________________________________________
2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам).
Кто как голос подает?
□ собака __________________ □ утка _____________________
□ петух ___________________ □ гусь _____________________
□ лошадь _________________ □ ворона ___________________
□ кошка __________________ □ жук ______________________
Кто как передвигается?
□ собака __________________ □ лошадь ___________________
□ ворона _________________ □ человек __________________
□ червяк _________________ □ бабочка __________________
□ рыба ___________________ □ черепаха _________________
3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам — по 5—6 слов).
□ осень (какая?)_________________________________________________
□ друзья (какие?) _______~________________________________________
□ вечер (какой?) _________________________________________________
□ ведро (какое?) _________________________________________________
4. Исследование антонимов.
□ день, весна, мороз _____________________________________________
□ большой, низкий, широкий ______________________________________
□ сесть, говорить, ссориться ______________________________________
□ расстегивать, входить, наливать __________________________________
□ темно, далеко, быстро __________________________________________
5. Исследование синонимов.
□ летчик ____________________ □ шофер ________________________
□ врач ______________________ □ печальный _____________________
Результаты выполнения заданий по серии 4 Максимально — 100 баллов | |||||||||||||||||
Предметы Мах = 40 | Действия Мах = 20 | Признаки Мах = 20 | |||||||||||||||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||||
А | Б | В | Г | ||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Антонимы Мах = 10 | Синонимы Мах = 10 | Пересказ Мах =50 | |||||||||||||||
Задание 4 | Задание 5 | Задание 6 | |||||||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | |||||||||
Серия 5. Исследование грамматического строя речи
1. Исследование навыков словообразования.
А. Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов:
□ книга __________________ □ воробей _______________________
□ стул ___________________ □ ковер _________________________
□ ведро __________________ □ хлеб __________________________
□ гриб ___________________ □ топор _________________________
□ белка __________________ □ скамейка ______________________
Б. Образование названий детенышей:
□ у лисы _________________ □ у козы _________________________
□ у утки _________________ □ у собаки _______________________
□ у свиньи _______________
В. Образование глаголов префиксальным способом:
лить ___________________________________________________________
шел ___________________________________________________________
Г. Образование относительных прилагательных:
□ скамейка из дерева _____________________________________________
□ тетрадь из бумаги ______________________________________________
□ сумка из кожи _________________________________________________
□ кукла из резины _______________________________________________
□ шуба из меха __________________________________________________
□ сок из моркови ________________________________________________
Д. Образование притяжательных прилагательных (хвост чей? ухо чье?
голова чья?):
□ у лисы _______________________________________________________
□ у лошади _____________________________________________________
□ у медведя _____________________________________________________
□ у льва ________________________________________________________
□ у овцы _______________________________________________________
□ у тигра _______________________________________________________
2. Исследование навыков словоизменения.
А. Образование существительных множественного числа:
□ ухо ____________________ □ утенок ________________________
□ стул ____________________ □ ведро _________________________
□ книга ___________________
Б. Предложно-падежные формы:
В | Куда идут девочки? Где лежит лекарство? | |
Из | Откуда выйдут девочки? Откуда возьмем лекарство? | |
На | Где висит пальто? Где стоит торт? | |
С | Откуда снимем пальто? Откуда возьмем торт? | |
За | Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? | |
Из-за | Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? | |
Под | Где сидит ежик? Где находится крючок? | |
Из-под | Откуда вылезет ежик? Откуда вынем крючок? | |
Над | Где летает змей? Где сияет радуга? | |
Слева, рядом | Где находится волк? Где сидит заяц? |
В. Падежные конструкции:
Вин. пад. | Кого ты видел в зоопарке? | |
Род. пад. | Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? | |
Дат. пад. | К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? | |
Твор. пад. | Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? | |
Пред. пад. | На чем катаются дети? |
Г. Согласование прилагательных с существительными[8].
Прочитай словосочетания, допиши слова:
□ портрет краси... _______________________________________________
□ стаканчик бумаж... _____________________________________________
□ улыбка приветли... _____________________________________________
□ дни тепл... ____________________________________________________
□ окно гряз... ___________________________________________________
Д. Согласование существительных с числительными 1, 2, 5:
Посчитай предметы и запиши словосочетания. Например: 1 гусь, 2 гуся,
5 гусей.
□ дом _________________________________________________________
□ окно ________________________________________________________
□ ведро ________________________________________________________
□ дерево _______________________________________________________
□ кукла ________________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 5 Максимально — 100 баллов | ||||||||||||||
Словообразование. Мах = 50 | ||||||||||||||
Задание 1 | ||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Словоизменение. Мах = 30 | Согласование. Мах = 20 | |||||||||||||
Задание 2 | Задание 3 | |||||||||||||
А | Б | В | А | Б | ||||||||||
Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К | Н | С | К |
Серия 6. Обследование связной речи
1. Составление рассказа по сюжетной картинке.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4 картинки).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Пересказ прослушанного рассказа.
ГОРОШИНЫ
по И.Н. Садовниковой
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты выполнения заданий по серии 6 Максимально — 100 баллов | |||||
Рассказ. Мах = 50 | Пересказ. Мах = 50 | ||||
Задание 1 | Задание 2 | ||||
Н | С | К | Н | С | К |
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обследование письма
А. Дисграфические ошибки
Оптические | Акустические | Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Аграмма-тические | |
Списывание (начало года) | ||||
Диктант (начало года) | ||||
Изложение (начало года) | ||||
Списывание (конец года) | ||||
Диктант (конец года) | ||||
Изложение (конец года) |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Орфографические ошибки
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Обследование навыков чтения
А. Обследование чтения: побуквенное, послоговое, беглое, медленное, быстрое, плавное, угадывающее, монотонное, выразительное ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Дислексические ошибки ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В. Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ (точный, неточный) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г. Понимание прочитанного (поверхностное, полное) _________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания...) _____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
I год обучения | II год обучения |
Результат первого года обучения __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат второго года обучения ___________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
I год обучения | II год обучения |
Дата ___________________ Подпись логопеда _____________________
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» (Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979. С. 28).
Подпись родителей ______________________________________________
Подпись директора МОУ _________________________________________
М.П.
Приложение 1 к речевой карте
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащегося ________ класса
__________________________________________________________________
(200— / 200___учебный г.)
1. Подбери однокоренные слова.
□ стол _________________________________________________________
□ сноп _________________________________________________________
□ гриб _________________________________________________________
□ лист _________________________________________________________
□ лес __________________________________________________________
□ винт _________________________________________________________
2. Подбери слова-антонимы.
□ Большой _____________________________________________________
□ Старый_______________________________________________________
□ Низкий _______________________________________________________
□ Сесть ________________________________________________________
□ Широкий _____________________________________________________
□ Говорить _____________________________________________________
□ Смелый ______________________________________________________
□ Ссориться ____________________________________________________
□ Здоровый ____________________________________________________
□ Далеко _______________________________________________________
□ Сильный _____________________________________________________
□ Быстро _______________________________________________________
3. Запиши предложения, раскрывая скобки.
□ Саша (ото)рвал (от)цветка (от)росток._____________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
□ Лодка (с)ребятами (от)плыла (от)берега. __________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
□ Ребята (с)двинули парты (с)места и стали (под)метать пол. _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
4. Заполни таблицу.
Именительный падеж, единственное число | Именительный падеж, множественное число | Родительный падеж, единственное число | Родительный падеж, множественное число |
мост | мосты | моста | мостов |
ухо | |||
утенок | |||
стул | |||
ведро | |||
книга | |||
палец | |||
дерево | |||
пень | |||
стена |
5. Вставь нужные предлоги и приставки.
□ Всадник ___ вязал лошадь ___ дерева и ___ скочил ___седло.
□ Легкий ветерок ___дувает пыль ___ дороги.
□ Весело ___ бежали весенние ручьи ___ лесам и оврагам.
6. Подбери к словам-признакам слова-предметы, из предложенных ниже
вариантов:
□ интересная ___________________________________________________
□ полосатая ____________________________________________________
□ увлекательное _________________________________________________
□морозный ____________________________________________________
□ вкусный ______________________________________________________
□ высокий ______________________________________________________
□холодное _____________________________________________________
□ хорошее ______________________________________________________
□ звонкая ______________________________________________________
Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух.
7. Подбери слова-признаки к словам-предметам.
□ осень (какая?) _________________________________________________
□ день (какой?) _________________________________________________
□ солнце (какое?) ________________________________________________
□ друзья (какие?) ________________________________________________
8. Допиши окончания.
Льнян___ полотенце Тепл___ дни
Красив___ портрет Осенн___ погода
Син___ тетрадь Последн___ страница
Бумажн___ стаканчик Грязн___ окно
Приветлив___ улыбка Морозн___ день
Приложение 2 к речевой карте
ОБРАЗЦЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
учащегося ________ класса
(200 / 200 учебный г.)
Диктант
Изложение
ЧАСТЬ 3
Программа работы по преодолению
нарушений письма у младших школьников
Частичное расстройство письма, в настоящее время достаточно часто встречающееся у детей младшего школьного возраста, обозначают термином дисграфия.По мнению автора, у детей этой возрастной категории наблюдается не столько расстройство письма, сколько трудности в овладении письменной речью.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательных школ не связано ни со снижением слуха и зрения, ни с пропусками занятий по болезни. Часто дисграфия сочетается с дислексией(нарушением чтения). Ошибки чтения и письма не являются постоянными или единичными для конкретного слова. Поэтому один фактор не может быть основой для постановки заключения «дисграфия».
В настоящее время специалистами предпринимаются попытки классифицировать нарушения письменной речи. Предложено множество различных подходов к данной проблеме. Последняя классификация дисграфии, разработанная кафедрой ЛГПИ им. Герцена, выделяет следующие формы дисграфии:
— артикуляторно-акустическая;
— дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания;
— дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа синтеза;
— аграмматическая;
— оптическая.
В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций процесса письма. Данная классификация представляется автору наиболее убедительной. Ее состоятельность подтверждают результаты обследования устной и письменной речи детей, подкрепляет опыт работы многих специалистов.
Коррекция дисграфии производится по определенному плану, который учитывает механизм нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии. В процессе коррекционного обучения наряду с общими задачами логопедии должны решаться также частные задачи:
— формирование фонематического восприятия;
— формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
— формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
— формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
— формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
— развитие пространственно-временной ориентации;
— развитие зрительного и слухового восприятия;
— развитие связной речи;
— развитие процессов чтения и письма.
Одной из главных задач логопеда, работающего с детьми-дисграфиками, является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого зависят методыи продолжительность обучения.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.
Учитывая, что дети с дисграфией отстают в письме с первого класса, необходимо начинать работу по устранению нарушений письменной речи с начала второго учебного года (2-го класса) по Программе I-IV.
Необходимо отметить, что отсутствие в настоящее время коррекционной программы для детей с нарушением письма и чтения, а также недостаточное количество методических разработок и практических пособий осложняют работу логопедов и позволяют говорить об актуальности данной проблемы. Предложенная автором программа коррекционной работы с детьми, страдающими дисграфией, состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен одной из форм дисграфии:
— артикуляторно-акустической;
— дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания;
— дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза;
— аграмматической;
— оптической.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток. Программа построена с учетом возрастных особенностей детей, но не расписана по классам (так как логопедическая работа ведется по единой для всех возрастных категорий системе). Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе (по Программе 1-4 или 1-3).
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.