Предпосылки, источники и условия психического развития человека.

Теории

Эрик Эриксонэпигенетическая концепция

-бессознательное +культура,

-личности определяется периодом до 6 лет, но и имеет динамику в ходе всей жизни человека

-кач. жизни зависит: примирить инстинкты с нормами, + способностью решать задачи развития

периодизация 8

А.Бандурасамоэффективности.

-стремление к эффективности

4 источника - опыт успехов - вербальное убеждение - наблюдение за чуж. успехом - воспр.-ая эмоция

Ж.Пиажестадиального развития

интеллект : мыслительн. операций -> психическое развитие личности, Создание схем для адаптации.

Ассимиляция- включение инф в кач сост. части схемы.

Аккомодация- процесс измен. при инф. не объясняемой им-ся схемой.

периодизация = интеллект, 4 пер. от рожд. до 14 лет.

ЛС Выготский Культурно-историческая. возник. нового = новообразования. индивидуальность в +закономерности: цикличность, неравномерности, метаморфозов в развитии, процессах эволюции и инволюции в развитии.

Главное = среда, т.е. роль обучения, основн. механизм разв - интериоризация (внешнего ->внутренний план д.)

2.Теория Л.С. Выготского.

происхождение идеалистич. (религ.) и биологич. психика =/ психики животн. 3 концепции:

Человек – природа. благодарятруд, орудия ->изменять среду

Человек и его психика. владеть психикой орудия-знаки(язык =средство запоминания, письмо, счёт), т.е высшие психические функции ->произвольная деятельность ->овладел поведением Генетические аспекты. Первые люди обменивались знаками в совм труде :Отнеси, Сделай, Подай. -> приказы на себя. функция слова из командная -> организующая.

Интериоризация - процесс перехода внешнего во внутреннее(психическое). В онтогенезе - то же. Взрослый словом -> ребенок. Затем ребенок словом -> взрослый. И наконец, на себя.

2 уровня п. функций:

натуральные, человек = животные (память, внимание, представления, сенс.ощ)

культурные-произвольные (мышление, воображение).

Основные свойства ВПФ:

- Социальны (вне социума не возникают).

- Опосредованы (используют знаки).

- Произвольны

- Системны (доказал Лурия на основе строения мозговых структур).

- Генетическая – впф не наследство, а общение+дея-ть =усваиваются

закон «Всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцене дважды: 1. интер-психическая, то есть приобретенная в общении и деятельности с людьми 2. интра-пс-ая,то есть своя. Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания, психические процессы человека.

3. движ. силы= факторы содерж. в себе энергетические, побудит.источники р., направл. его в нужн. русло.

1. биолог.предпосылки

2.соц среда. предметная и окружающих людей

3. собств. активность

характеристики развития:

-необратимость

-закономерность

-прогрессивная направленность

Выготский: психологическ. возраст - единица анализа развития. контекст «социальной ситуации развития». Движ.с. -конфликты на рубеже в.категорий. Разреш. конфл -> новое (новообразования) в психике.

Конфл.: внешние и внутренне.

-Между треб. общ. жизни и уровнем гот. ребенка к участ. в ней.

-Между перспективами р. и огранич. усл-ми.

-Между активной-деятельностной прир. ребёнка и нехваткой опыта для реализации задумок.

-Между тем, кач. ребенка и чего не достаёт.

5.

Психика проявляется в активности и с др.стороны формируется благодаря активности

Деятельность - это акт свойств-я для ч

компоненты : потр-мотивы, цели-задачи, действ-операции

признаки: предм-ть (напр. на пр-т), продуктивность, целенапр-ть (осознание буд.рез-та, цели), опосред-ть, соц.хар-р

.

В.Д. = оказ.ведущ.влиян на псих разв. реб. в данн возрастной период. Может преобладать,но может и нет. В процессе в.д. появляется новообразование.

хар-ки ведущей деятельности в ней:

1)Новообр. в познават. сфере

2) личностные новообраз

3) новые виды деят-ти. могут стать потом ведущими

4)Связь с элементами, кот. могут быть присвоены.

5) оптимальн. отношения со взрослыми

6.

Важное значение = общение со взрослым,

М. И. Лисина. Общение = проц. устан. отнош. +обмена индивидуальным и общ-историч опытом Общение ->неспецифическое и специфическое влияние на р-е пс. Неспецифическое =эмоц. комфорта от принятия взрослыми.=уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать воздействия.

Специфическое =мотивы: деловое, познавательное и личностное

1.ситуативное (предметы + мимика)

2.внеситуативное общ. (вербальные ср).

М. И. Лисина -> понятие о форме общения - хар-ся возрастом возникновения+осн.мотивами р-ка

4 ф.о.:

ситуативно-личностное

ситуативно-деловое

внеситуативно-познавательное

внеситуативно-личностное

В исследованиях общения детей младенческого возраста М.И.Лисиной были изучены поведенч. признаки наличия потребности в общении:

1) внимание, 2) эмоция (улыбка и др.) 3) инициативные действия; 4) чувствительность к оценке.

сведения могут быть полезны для определения наличия потребности в общении у ребенка старшего возраста.

7..Психол. возраст – ступень развития ребенка, когда для него характерно качественно своеобразный психологич. облик, отличающий его от др. возрастных групп.

Основные характеристики:

· Социальная ситуация развития.

1.уровень самостоятельности (помощь) 2)система требований 3)взаимоотношения с окруж.

Внешняя (предметы, люди, требования) и внутренняя (что могу, что хочу, зачем, интерес)

· Новообразования. = кач. изм. в *познават.сфере и *личности.

· Ведущая деятельность - основная, определяющая р.

8.

· ССР: 1.биологическая беспомощность (всё делает взрослый, все потребности);2.отсутствие речи

=противоречия

· ВД: эмоциональное общение.Нужда в общении не врожденная, а обусловлена стремлением к выживанию(так как СС - социальная опосредованность удовлетворения потребностей) До 6 мес инициируется взрослым. Далее - реб копирует.

· Н: этапы ст.речи хныкание -> 3,4м гудение, лепет-> 5,6,7 понимание -> 8,9 активн речь развивается -> 1год самостоятельная речь

+ ходьба

9.

Ø Главные познавательные процессы - ощущения и восприятие.

2 мес - сосредотачивать зрение и слух. Движущ. объекты. Цвета.

3 мес- форма, пространство.

Ø Вниманиенепроизвольное. (яркость, контраст)

Ø Память. 2 мес Комплекс оживления = узнал

Кризис 1 года: преодоление конфликта "беспомощности" - итог=новообразования ходьба, речь

------->смена ситуации развития = Кризис.Раздробление социальной ситуации «Мы» на Я+ взрослый. Новые взаимоотношения. Кризис 1 года проявляется "эмоциональным взрывом" (Выготский)

Года

ни на одном предмете не написан способ. =

· новая ССР: совместнай деятельность со взрослымребенок—предмет—взрослый.

Противоречие я сам =

· новый ВД:— предметно-манипулятивная, усвоение способов действия с предметами. В процессе так же разв. двигательный навык и усваивается общ-культурный опыт заложен. в предметы (назначение)

разрешение противоречий приводит к

· Н: установление связеймежду обьектами, действиями и результатом, наглядно-действенное мышление,речь как средство общения,осознание "Я"

11.

Ø Речь.

Эльконин: 3 этапа. 1-1.5 года слово к действию. 1.5-2 года простые предложения (открытие: связь слов)2-3 года сложные предложения, особые слова (врач,работа)

Ø мышление.Наглядно действенное. (решение задачи через "наглядность")

Ø Память непроизвольная, механическая, кратковременная.

Ø Внимание непроизвольным.

Ø Эмоц. сфера бурные аффекты, эгоцентризм, слабая эмпатия, сопереживание.

Ø Волевая сфера личности впервые прислушивается, может сдержать себя, может приостановить реакцию.

Ø Мотивационная сфера - внезапность желаний, неконтролируемы, несдерживаемые;

К концу возрастного периода ребенок узнаёт себя, имя + первичная самооценка = первые формы самосознания.

Итог. Кризис 3 лет("Я САМ" -взросл не нужен! упрямство, негативизм)

противоречие между: 1) потребностью ребенка в самостоятельности, быть как взрослый 2) отношение как к маленькому

12.В познавательных процессах появляется уже некоторая произвольность.

ВосприятиеИсследования Д. Б. Эльконина - усвоение эталонов и мер (цвет, форма, величина, др.качества)

- меняется и мышление.Меняется ВД ориентировочно-исследовательская (целенаправленно двигательная - пробы и ошибки) Переход от к наглядно-образному и словесному мышлению

13.

внимание, память, воображение - ещё непреднамеренны­е, непроизвольные. (только при выполнении собственной задачи - рисование каляк) Но возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обога­щается воображение.

ССР: конфликт - взрослый требует удержать внимание.

Новые виды деятельности.

15.

Плавно:От эгоцентризма кдецентрации (часть социума - целостная система)

АН Леонтьев "Период первого рождения личности"

От эгоцентризма кдецентрации (часть социума - целостная система)

формируется САМОСОЗНАНИЕт.к.интеллект + личность+ .

3 г: отделяет себя от взрослого; но себя не знает

4-5 л: Слушает мнения взрослых .Индентифицирует свой пол.

5-6 л: лучше оценивает других, чем себя.

7 л:. Оценка окружающих (критичность) и себя (самокритичность). Способности, одаренность в деятельности.

Креативность формируется. Возникают мотивы общения. Основное влияние на развитие эмоций и чувствоказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир).

Кризис 7 лет ‑напоминает к.1 годаРождение социального «Я» Регулировать свое поведение правилами.

Новая потребность – уважение. быть значимым, нужным. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).

Возникает внутренняя психическая жизнь.

Компоненты

-Мотивационная (одежда, стать взрослым)

-Интеллектуальная (мышление, внимание, память, восприятие)

-Эмоц-волевая (подчинение своей активности)

-Соц-психологическая (понимает смысл новых отношений учитель-ученик, общение со сверстниками)

17. ССР, учебная деятельность в мл. школьн. возрасте.

· ССР

-внутренняя сторона - определяется ПГШ

-внешняя - требования усвоить знания, -требования по поведению, - режим дня. Появление авторитетного человека - УЧИТЕЛЯ.

Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интона­циях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети на первых порах ласкаются к учителю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом.с

Демократический стиль контакт с детьми, доверия, уважение, разъяснение правил, требова­ний, оценок. Личностный подход . С учеников в отношениях сотрудничества. Дисциплина не самоцель, а средство, обеспечивающее работу и контакт.

Авторитарныйстиль установки, избирательность, стереотипность, бедность оценок. Чаще запреты и наказания, ограничения. Деловой подход. Требует неукоснительного подчинения: ученик пассивен. Дисциплина во главе задачи. Отчуждение от класса. Нет доверия, эмоциональная холодность.

либерально-попустительский стиль неоправданная терпимость, снисходительность, попустительство, Нет выполнения норм. Даже дисциплини­рованные дети разбалтываются, т.к. не осознает своих обязанностей. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. НЕТ совместной деятельности . антипедагогичный стиль

· ВД -учебная. Структура

мотивы (адекв, неадекв)

учебная задача (зачем писать диктант? -ребенок долж. выделять з.)

учебные действия (внешние:письмо,эксперимент, внутренние:умстенные)

действия самоконтроля(контроль процесса, сравнение пошаговое )

действия самооценки(оценка достигнутого уровня, сравнение с эталоном)

ССР

Подростковый период существует преимущественно в развитых странах ( иначе сразу брак)

Задачи развития.

1) увеличение автономии

2)отношения со сверстниками

3) формированием поло-ролевой идентичности (телесный образ Я, пол )

4) абстрактное мышление (добро, зло, справедливость, свобода)

ССР:

- тело меняется

- интерес к другому полу

- нервность, агрессия

- как следствие - утомляемость

- снижение успеваемости

внешняя

- многообразие учебного материала (личный выбор выходит на 1 план)

- требования педагогов разные

- родители относятся как к ребенку. противоречие!

ВД- интимно-личностное общение

Мотивац. сфера

Изменения в = снижение значимости взрослых. Важно сохранить неформальное, нерегламентированное общении с родителями, позволяющем подростку почувствовать, что его принимают и с его индивидуальностью и взглядами считаются.

Самосознание.

Его высокий уровень позволяет подростку начинать осознанно ставить и отвечать на такие вопросы, как «Кто я?», «Какую жизнь я хочу прожить?», «Какой я есть, и каким я хочу быть?» и т. п. Подобные вопросы очень часто вызывают многочисленные противоречия в связи с отсутствием жизненного опыта. Но без попыток самостоятельного поиска ответов невозможно подлинное взросление.

Одна из будущих задач - воплощение своего видения жизни.

типы взрослости:

-подражание внешней стороне, психо-сексуальному поведению, интеллектуальному, соц- моральному.

Теории

Эрик Эриксонэпигенетическая концепция

-бессознательное +культура,

-личности определяется периодом до 6 лет, но и имеет динамику в ходе всей жизни человека

-кач. жизни зависит: примирить инстинкты с нормами, + способностью решать задачи развития

периодизация 8

А.Бандурасамоэффективности.

-стремление к эффективности

4 источника - опыт успехов - вербальное убеждение - наблюдение за чуж. успехом - воспр.-ая эмоция

Ж.Пиажестадиального развития

интеллект : мыслительн. операций -> психическое развитие личности, Создание схем для адаптации.

Ассимиляция- включение инф в кач сост. части схемы.

Аккомодация- процесс измен. при инф. не объясняемой им-ся схемой.

периодизация = интеллект, 4 пер. от рожд. до 14 лет.

ЛС Выготский Культурно-историческая. возник. нового = новообразования. индивидуальность в +закономерности: цикличность, неравномерности, метаморфозов в развитии, процессах эволюции и инволюции в развитии.

Главное = среда, т.е. роль обучения, основн. механизм разв - интериоризация (внешнего ->внутренний план д.)

2.Теория Л.С. Выготского.

происхождение идеалистич. (религ.) и биологич. психика =/ психики животн. 3 концепции:

Человек – природа. благодарятруд, орудия ->изменять среду

Человек и его психика. владеть психикой орудия-знаки(язык =средство запоминания, письмо, счёт), т.е высшие психические функции ->произвольная деятельность ->овладел поведением Генетические аспекты. Первые люди обменивались знаками в совм труде :Отнеси, Сделай, Подай. -> приказы на себя. функция слова из командная -> организующая.

Интериоризация - процесс перехода внешнего во внутреннее(психическое). В онтогенезе - то же. Взрослый словом -> ребенок. Затем ребенок словом -> взрослый. И наконец, на себя.

2 уровня п. функций:

натуральные, человек = животные (память, внимание, представления, сенс.ощ)

культурные-произвольные (мышление, воображение).

Основные свойства ВПФ:

- Социальны (вне социума не возникают).

- Опосредованы (используют знаки).

- Произвольны

- Системны (доказал Лурия на основе строения мозговых структур).

- Генетическая – впф не наследство, а общение+дея-ть =усваиваются

закон «Всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцене дважды: 1. интер-психическая, то есть приобретенная в общении и деятельности с людьми 2. интра-пс-ая,то есть своя. Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания, психические процессы человека.

3. движ. силы= факторы содерж. в себе энергетические, побудит.источники р., направл. его в нужн. русло.

1. биолог.предпосылки

2.соц среда. предметная и окружающих людей

3. собств. активность

характеристики развития:

-необратимость

-закономерность

-прогрессивная направленность

Выготский: психологическ. возраст - единица анализа развития. контекст «социальной ситуации развития». Движ.с. -конфликты на рубеже в.категорий. Разреш. конфл -> новое (новообразования) в психике.

Конфл.: внешние и внутренне.

-Между треб. общ. жизни и уровнем гот. ребенка к участ. в ней.

-Между перспективами р. и огранич. усл-ми.

-Между активной-деятельностной прир. ребёнка и нехваткой опыта для реализации задумок.

-Между тем, кач. ребенка и чего не достаёт.

Предпосылки, источники и условия психического развития человека.

Психика - специф. компонент эволюции орг-ма, но развитие психики понимается не рост, а переход количественн -> кач. скачок = возникновение новообразования.

Предпосылки.Органические =предпосылки для форм. высш.п-ки., но не содержания, не структуры.

Источник – социальная среда, культурный опыт человека выступают для ребёнка в качестве источника развития.

Условия:

1. врожденные свойства организма, его созревание;

2. общение со взрослым.

Основные представители:

Выготский.Законы психического развития ребёнка: 1. Детское развитие имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. Развитие - цепь качественных изменений ( ребёнок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличающейся психикой); 3. Закон неравномерного детского развития (гетерохронность). Есть сензитивные периоды (оптимальный период развития); 4. Закон развития высших психических функций - интериоризация.

Стэнли Холл. Теория рекапитуляции. Историч. развит. общества =разв. ребенка Первобытн.рисунок =детский. Речь тоже.

Карл Бюлер Теория 3 ступеней– 1.инстинкт, 2.дрессура, 3.интеллект. Зигмунд Фрейд . Психоаналитическая конц.-я . Разв= перемещение либидо по разн. эрог. зонам.Это гл. мотив активности.

Ж.Пиаже . Операционная т. интеллекта. адаптация к среде = интеллект.

Дж.ЛоккСоциогенетич. конц.. Гл.фактор разв. – среда. Воспитание = любые псих. и поведенч. свойства.

Торндайк и Скиннер Теория социального научения. Рассматривали влияние физических состояний (голод, жажда) на процесс научения.

Миллер и Доллард. Учение = подражание. Стимул не обязателен.

А.Бандура агрессивность = наблюдение за др. (кино, СМИ)

5.

Психика проявляется в активности и с др.стороны формируется благодаря активности

Деятельность - это акт свойств-я для ч

компоненты : потр-мотивы, цели-задачи, действ-операции

признаки: предм-ть (напр. на пр-т), продуктивность, целенапр-ть (осознание буд.рез-та, цели), опосред-ть, соц.хар-р

.

В.Д. = оказ.ведущ.влиян на псих разв. реб. в данн возрастной период. Может преобладать,но может и нет. В процессе в.д. появляется новообразование.

хар-ки ведущей деятельности в ней:

1)Новообр. в познават. сфере

2) личностные новообраз

3) новые виды деят-ти. могут стать потом ведущими

4)Связь с элементами, кот. могут быть присвоены.

5) оптимальн. отношения со взрослыми

6.

Важное значение = общение со взрослым,

М. И. Лисина. Общение = проц. устан. отнош. +обмена индивидуальным и общ-историч опытом Общение ->неспецифическое и специфическое влияние на р-е пс. Неспецифическое =эмоц. комфорта от принятия взрослыми.=уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать воздействия.

Специфическое =мотивы: деловое, познавательное и личностное

1.ситуативное (предметы + мимика)

2.внеситуативное общ. (вербальные ср).

М. И. Лисина -> понятие о форме общения - хар-ся возрастом возникновения+осн.мотивами р-ка

4 ф.о.:

ситуативно-личностное

ситуативно-деловое

внеситуативно-познавательное

внеситуативно-личностное

В исследованиях общения детей младенческого возраста М.И.Лисиной были изучены поведенч. признаки наличия потребности в общении:

1) внимание, 2) эмоция (улыбка и др.) 3) инициативные действия; 4) чувствительность к оценке.

сведения могут быть полезны для определения наличия потребности в общении у ребенка старшего возраста.

7..Психол. возраст – ступень развития ребенка, когда для него характерно качественно своеобразный психологич. облик, отличающий его от др. возрастных групп.

Основные характеристики:

· Социальная ситуация развития.

1.уровень самостоятельности (помощь) 2)система требований 3)взаимоотношения с окруж.

Внешняя (предметы, люди, требования) и внутренняя (что могу, что хочу, зачем, интерес)

· Новообразования. = кач. изм. в *познават.сфере и *личности.

· Ведущая деятельность - основная, определяющая р.

8.

· ССР: 1.биологическая беспомощность (всё делает взрослый, все потребности);2.отсутствие речи

=противоречия

· ВД: эмоциональное общение.Нужда в общении не врожденная, а обусловлена стремлением к выживанию(так как СС - социальная опосредованность удовлетворения потребностей) До 6 мес инициируется взрослым. Далее - реб копирует.

· Н: этапы ст.речи хныкание -> 3,4м гудение, лепет-> 5,6,7 понимание -> 8,9 активн речь развивается -> 1год самостоятельная речь

+ ходьба

9.

Ø Главные познавательные процессы - ощущения и восприятие.

2 мес - сосредотачивать зрение и слух. Движущ. объекты. Цвета.

3 мес- форма, пространство.

Ø Вниманиенепроизвольное. (яркость, контраст)

Ø Память. 2 мес Комплекс оживления = узнал

Кризис 1 года: преодоление конфликта "беспомощности" - итог=новообразования ходьба, речь

------->смена ситуации развития = Кризис.Раздробление социальной ситуации «Мы» на Я+ взрослый. Новые взаимоотношения. Кризис 1 года проявляется "эмоциональным взрывом" (Выготский)

Года

ни на одном предмете не написан способ. =

· новая ССР: совместнай деятельность со взрослымребенок—предмет—взрослый.

Противоречие я сам =

· новый ВД:— предметно-манипулятивная, усвоение способов действия с предметами. В процессе так же разв. двигательный навык и усваивается общ-культурный опыт заложен. в предметы (назначение)

разрешение противоречий приводит к

· Н: установление связеймежду обьектами, действиями и результатом, наглядно-действенное мышление,речь как средство общения,осознание "Я"

11.

Ø Речь.

Эльконин: 3 этапа. 1-1.5 года слово к действию. 1.5-2 года простые предложения (открытие: связь слов)2-3 года сложные предложения, особые слова (врач,работа)

Ø мышление.Наглядно действенное. (решение задачи через "наглядность")

Ø Память непроизвольная, механическая, кратковременная.

Ø Внимание непроизвольным.

Ø Эмоц. сфера бурные аффекты, эгоцентризм, слабая эмпатия, сопереживание.

Ø Волевая сфера личности впервые прислушивается, может сдержать себя, может приостановить реакцию.

Ø Мотивационная сфера - внезапность желаний, неконтролируемы, несдерживаемые;

К концу возрастного периода ребенок узнаёт себя, имя + первичная самооценка = первые формы самосознания.

Итог. Кризис 3 лет("Я САМ" -взросл не нужен! упрямство, негативизм)

противоречие между: 1) потребностью ребенка в самостоятельности, быть как взрослый 2) отношение как к маленькому

12.В познавательных процессах появляется уже некоторая произвольность.

ВосприятиеИсследования Д. Б. Эльконина - усвоение эталонов и мер (цвет, форма, величина, др.качества)

- меняется и мышление.Меняется ВД ориентировочно-исследовательская (целенаправленно двигательная - пробы и ошибки) Переход от к наглядно-образному и словесному мышлению

13.

внимание, память, воображение - ещё непреднамеренны­е, непроизвольные. (только при выполнении собственной задачи - рисование каляк) Но возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обога­щается воображение.

ССР: конфликт - взрослый требует удержать внимание.

Новые виды деятельности.

Наши рекомендации