Предпосылки, источники и условия психического развития человека.
Теории
Эрик Эриксонэпигенетическая концепция
-бессознательное +культура,
-личности определяется периодом до 6 лет, но и имеет динамику в ходе всей жизни человека
-кач. жизни зависит: примирить инстинкты с нормами, + способностью решать задачи развития
периодизация 8
А.Бандурасамоэффективности.
-стремление к эффективности
4 источника - опыт успехов - вербальное убеждение - наблюдение за чуж. успехом - воспр.-ая эмоция
Ж.Пиажестадиального развития
интеллект : мыслительн. операций -> психическое развитие личности, Создание схем для адаптации.
Ассимиляция- включение инф в кач сост. части схемы.
Аккомодация- процесс измен. при инф. не объясняемой им-ся схемой.
периодизация = интеллект, 4 пер. от рожд. до 14 лет.
ЛС Выготский Культурно-историческая. возник. нового = новообразования. индивидуальность в +закономерности: цикличность, неравномерности, метаморфозов в развитии, процессах эволюции и инволюции в развитии.
Главное = среда, т.е. роль обучения, основн. механизм разв - интериоризация (внешнего ->внутренний план д.)
2.Теория Л.С. Выготского.
происхождение идеалистич. (религ.) и биологич. психика =/ психики животн. 3 концепции:
Человек – природа. благодарятруд, орудия ->изменять среду
Человек и его психика. владеть психикой орудия-знаки(язык =средство запоминания, письмо, счёт), т.е высшие психические функции ->произвольная деятельность ->овладел поведением Генетические аспекты. Первые люди обменивались знаками в совм труде :Отнеси, Сделай, Подай. -> приказы на себя. функция слова из командная -> организующая.
Интериоризация - процесс перехода внешнего во внутреннее(психическое). В онтогенезе - то же. Взрослый словом -> ребенок. Затем ребенок словом -> взрослый. И наконец, на себя.
2 уровня п. функций:
натуральные, человек = животные (память, внимание, представления, сенс.ощ)
культурные-произвольные (мышление, воображение).
Основные свойства ВПФ:
- Социальны (вне социума не возникают).
- Опосредованы (используют знаки).
- Произвольны
- Системны (доказал Лурия на основе строения мозговых структур).
- Генетическая – впф не наследство, а общение+дея-ть =усваиваются
закон «Всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцене дважды: 1. интер-психическая, то есть приобретенная в общении и деятельности с людьми 2. интра-пс-ая,то есть своя. Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания, психические процессы человека.
3. движ. силы= факторы содерж. в себе энергетические, побудит.источники р., направл. его в нужн. русло.
1. биолог.предпосылки
2.соц среда. предметная и окружающих людей
3. собств. активность
характеристики развития:
-необратимость
-закономерность
-прогрессивная направленность
Выготский: психологическ. возраст - единица анализа развития. контекст «социальной ситуации развития». Движ.с. -конфликты на рубеже в.категорий. Разреш. конфл -> новое (новообразования) в психике.
Конфл.: внешние и внутренне.
-Между треб. общ. жизни и уровнем гот. ребенка к участ. в ней.
-Между перспективами р. и огранич. усл-ми.
-Между активной-деятельностной прир. ребёнка и нехваткой опыта для реализации задумок.
-Между тем, кач. ребенка и чего не достаёт.
5.
Психика проявляется в активности и с др.стороны формируется благодаря активности
Деятельность - это акт свойств-я для ч
компоненты : потр-мотивы, цели-задачи, действ-операции
признаки: предм-ть (напр. на пр-т), продуктивность, целенапр-ть (осознание буд.рез-та, цели), опосред-ть, соц.хар-р
.
В.Д. = оказ.ведущ.влиян на псих разв. реб. в данн возрастной период. Может преобладать,но может и нет. В процессе в.д. появляется новообразование.
хар-ки ведущей деятельности в ней:
1)Новообр. в познават. сфере
2) личностные новообраз
3) новые виды деят-ти. могут стать потом ведущими
4)Связь с элементами, кот. могут быть присвоены.
5) оптимальн. отношения со взрослыми
6.
Важное значение = общение со взрослым,
М. И. Лисина. Общение = проц. устан. отнош. +обмена индивидуальным и общ-историч опытом Общение ->неспецифическое и специфическое влияние на р-е пс. Неспецифическое =эмоц. комфорта от принятия взрослыми.=уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать воздействия.
Специфическое =мотивы: деловое, познавательное и личностное
1.ситуативное (предметы + мимика)
2.внеситуативное общ. (вербальные ср).
М. И. Лисина -> понятие о форме общения - хар-ся возрастом возникновения+осн.мотивами р-ка
4 ф.о.:
ситуативно-личностное
ситуативно-деловое
внеситуативно-познавательное
внеситуативно-личностное
В исследованиях общения детей младенческого возраста М.И.Лисиной были изучены поведенч. признаки наличия потребности в общении:
1) внимание, 2) эмоция (улыбка и др.) 3) инициативные действия; 4) чувствительность к оценке.
сведения могут быть полезны для определения наличия потребности в общении у ребенка старшего возраста.
7..Психол. возраст – ступень развития ребенка, когда для него характерно качественно своеобразный психологич. облик, отличающий его от др. возрастных групп.
Основные характеристики:
· Социальная ситуация развития.
1.уровень самостоятельности (помощь) 2)система требований 3)взаимоотношения с окруж.
Внешняя (предметы, люди, требования) и внутренняя (что могу, что хочу, зачем, интерес)
· Новообразования. = кач. изм. в *познават.сфере и *личности.
· Ведущая деятельность - основная, определяющая р.
8.
· ССР: 1.биологическая беспомощность (всё делает взрослый, все потребности);2.отсутствие речи
=противоречия
· ВД: эмоциональное общение.Нужда в общении не врожденная, а обусловлена стремлением к выживанию(так как СС - социальная опосредованность удовлетворения потребностей) До 6 мес инициируется взрослым. Далее - реб копирует.
· Н: этапы ст.речи хныкание -> 3,4м гудение, лепет-> 5,6,7 понимание -> 8,9 активн речь развивается -> 1год самостоятельная речь
+ ходьба
9.
Ø Главные познавательные процессы - ощущения и восприятие.
2 мес - сосредотачивать зрение и слух. Движущ. объекты. Цвета.
3 мес- форма, пространство.
Ø Вниманиенепроизвольное. (яркость, контраст)
Ø Память. 2 мес Комплекс оживления = узнал
Кризис 1 года: преодоление конфликта "беспомощности" - итог=новообразования ходьба, речь
------->смена ситуации развития = Кризис.Раздробление социальной ситуации «Мы» на Я+ взрослый. Новые взаимоотношения. Кризис 1 года проявляется "эмоциональным взрывом" (Выготский)
Года
ни на одном предмете не написан способ. =
· новая ССР: совместнай деятельность со взрослымребенок—предмет—взрослый.
Противоречие я сам =
· новый ВД:— предметно-манипулятивная, усвоение способов действия с предметами. В процессе так же разв. двигательный навык и усваивается общ-культурный опыт заложен. в предметы (назначение)
разрешение противоречий приводит к
· Н: установление связеймежду обьектами, действиями и результатом, наглядно-действенное мышление,речь как средство общения,осознание "Я"
11.
Ø Речь.
Эльконин: 3 этапа. 1-1.5 года слово к действию. 1.5-2 года простые предложения (открытие: связь слов)2-3 года сложные предложения, особые слова (врач,работа)
Ø мышление.Наглядно действенное. (решение задачи через "наглядность")
Ø Память непроизвольная, механическая, кратковременная.
Ø Внимание непроизвольным.
Ø Эмоц. сфера бурные аффекты, эгоцентризм, слабая эмпатия, сопереживание.
Ø Волевая сфера личности впервые прислушивается, может сдержать себя, может приостановить реакцию.
Ø Мотивационная сфера - внезапность желаний, неконтролируемы, несдерживаемые;
К концу возрастного периода ребенок узнаёт себя, имя + первичная самооценка = первые формы самосознания.
Итог. Кризис 3 лет("Я САМ" -взросл не нужен! упрямство, негативизм)
противоречие между: 1) потребностью ребенка в самостоятельности, быть как взрослый 2) отношение как к маленькому
12.В познавательных процессах появляется уже некоторая произвольность.
ВосприятиеИсследования Д. Б. Эльконина - усвоение эталонов и мер (цвет, форма, величина, др.качества)
- меняется и мышление.Меняется ВД ориентировочно-исследовательская (целенаправленно двигательная - пробы и ошибки) Переход от к наглядно-образному и словесному мышлению
13.
внимание, память, воображение - ещё непреднамеренные, непроизвольные. (только при выполнении собственной задачи - рисование каляк) Но возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.
ССР: конфликт - взрослый требует удержать внимание.
Новые виды деятельности.
15.
Плавно:От эгоцентризма кдецентрации (часть социума - целостная система)
АН Леонтьев "Период первого рождения личности"
От эгоцентризма кдецентрации (часть социума - целостная система)
формируется САМОСОЗНАНИЕт.к.интеллект + личность+ .
3 г: отделяет себя от взрослого; но себя не знает
4-5 л: Слушает мнения взрослых .Индентифицирует свой пол.
5-6 л: лучше оценивает других, чем себя.
7 л:. Оценка окружающих (критичность) и себя (самокритичность). Способности, одаренность в деятельности.
Креативность формируется. Возникают мотивы общения. Основное влияние на развитие эмоций и чувствоказывает одно из новообразований возраста – самосознание (внутренний мир).
Кризис 7 лет ‑напоминает к.1 годаРождение социального «Я» Регулировать свое поведение правилами.
Новая потребность – уважение. быть значимым, нужным. Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние).
Возникает внутренняя психическая жизнь.
Компоненты
-Мотивационная (одежда, стать взрослым)
-Интеллектуальная (мышление, внимание, память, восприятие)
-Эмоц-волевая (подчинение своей активности)
-Соц-психологическая (понимает смысл новых отношений учитель-ученик, общение со сверстниками)
17. ССР, учебная деятельность в мл. школьн. возрасте.
· ССР
-внутренняя сторона - определяется ПГШ
-внешняя - требования усвоить знания, -требования по поведению, - режим дня. Появление авторитетного человека - УЧИТЕЛЯ.
Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети на первых порах ласкаются к учителю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом.с
Демократический стиль контакт с детьми, доверия, уважение, разъяснение правил, требований, оценок. Личностный подход . С учеников в отношениях сотрудничества. Дисциплина не самоцель, а средство, обеспечивающее работу и контакт.
Авторитарныйстиль установки, избирательность, стереотипность, бедность оценок. Чаще запреты и наказания, ограничения. Деловой подход. Требует неукоснительного подчинения: ученик пассивен. Дисциплина во главе задачи. Отчуждение от класса. Нет доверия, эмоциональная холодность.
либерально-попустительский стиль неоправданная терпимость, снисходительность, попустительство, Нет выполнения норм. Даже дисциплинированные дети разбалтываются, т.к. не осознает своих обязанностей. Учебный процесс здесь постоянно нарушается своевольными поступками, шалостями, выходками детей. НЕТ совместной деятельности . антипедагогичный стиль
· ВД -учебная. Структура
мотивы (адекв, неадекв)
учебная задача (зачем писать диктант? -ребенок долж. выделять з.)
учебные действия (внешние:письмо,эксперимент, внутренние:умстенные)
действия самоконтроля(контроль процесса, сравнение пошаговое )
действия самооценки(оценка достигнутого уровня, сравнение с эталоном)
ССР
Подростковый период существует преимущественно в развитых странах ( иначе сразу брак)
Задачи развития.
1) увеличение автономии
2)отношения со сверстниками
3) формированием поло-ролевой идентичности (телесный образ Я, пол )
4) абстрактное мышление (добро, зло, справедливость, свобода)
ССР:
- тело меняется
- интерес к другому полу
- нервность, агрессия
- как следствие - утомляемость
- снижение успеваемости
внешняя
- многообразие учебного материала (личный выбор выходит на 1 план)
- требования педагогов разные
- родители относятся как к ребенку. противоречие!
ВД- интимно-личностное общение
Мотивац. сфера
Изменения в = снижение значимости взрослых. Важно сохранить неформальное, нерегламентированное общении с родителями, позволяющем подростку почувствовать, что его принимают и с его индивидуальностью и взглядами считаются.
Самосознание.
Его высокий уровень позволяет подростку начинать осознанно ставить и отвечать на такие вопросы, как «Кто я?», «Какую жизнь я хочу прожить?», «Какой я есть, и каким я хочу быть?» и т. п. Подобные вопросы очень часто вызывают многочисленные противоречия в связи с отсутствием жизненного опыта. Но без попыток самостоятельного поиска ответов невозможно подлинное взросление.
Одна из будущих задач - воплощение своего видения жизни.
типы взрослости:
-подражание внешней стороне, психо-сексуальному поведению, интеллектуальному, соц- моральному.
Теории
Эрик Эриксонэпигенетическая концепция
-бессознательное +культура,
-личности определяется периодом до 6 лет, но и имеет динамику в ходе всей жизни человека
-кач. жизни зависит: примирить инстинкты с нормами, + способностью решать задачи развития
периодизация 8
А.Бандурасамоэффективности.
-стремление к эффективности
4 источника - опыт успехов - вербальное убеждение - наблюдение за чуж. успехом - воспр.-ая эмоция
Ж.Пиажестадиального развития
интеллект : мыслительн. операций -> психическое развитие личности, Создание схем для адаптации.
Ассимиляция- включение инф в кач сост. части схемы.
Аккомодация- процесс измен. при инф. не объясняемой им-ся схемой.
периодизация = интеллект, 4 пер. от рожд. до 14 лет.
ЛС Выготский Культурно-историческая. возник. нового = новообразования. индивидуальность в +закономерности: цикличность, неравномерности, метаморфозов в развитии, процессах эволюции и инволюции в развитии.
Главное = среда, т.е. роль обучения, основн. механизм разв - интериоризация (внешнего ->внутренний план д.)
2.Теория Л.С. Выготского.
происхождение идеалистич. (религ.) и биологич. психика =/ психики животн. 3 концепции:
Человек – природа. благодарятруд, орудия ->изменять среду
Человек и его психика. владеть психикой орудия-знаки(язык =средство запоминания, письмо, счёт), т.е высшие психические функции ->произвольная деятельность ->овладел поведением Генетические аспекты. Первые люди обменивались знаками в совм труде :Отнеси, Сделай, Подай. -> приказы на себя. функция слова из командная -> организующая.
Интериоризация - процесс перехода внешнего во внутреннее(психическое). В онтогенезе - то же. Взрослый словом -> ребенок. Затем ребенок словом -> взрослый. И наконец, на себя.
2 уровня п. функций:
натуральные, человек = животные (память, внимание, представления, сенс.ощ)
культурные-произвольные (мышление, воображение).
Основные свойства ВПФ:
- Социальны (вне социума не возникают).
- Опосредованы (используют знаки).
- Произвольны
- Системны (доказал Лурия на основе строения мозговых структур).
- Генетическая – впф не наследство, а общение+дея-ть =усваиваются
закон «Всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцене дважды: 1. интер-психическая, то есть приобретенная в общении и деятельности с людьми 2. интра-пс-ая,то есть своя. Высшие психические функции – преобразованные под влиянием жизни в обществе, обучения и воспитания, психические процессы человека.
3. движ. силы= факторы содерж. в себе энергетические, побудит.источники р., направл. его в нужн. русло.
1. биолог.предпосылки
2.соц среда. предметная и окружающих людей
3. собств. активность
характеристики развития:
-необратимость
-закономерность
-прогрессивная направленность
Выготский: психологическ. возраст - единица анализа развития. контекст «социальной ситуации развития». Движ.с. -конфликты на рубеже в.категорий. Разреш. конфл -> новое (новообразования) в психике.
Конфл.: внешние и внутренне.
-Между треб. общ. жизни и уровнем гот. ребенка к участ. в ней.
-Между перспективами р. и огранич. усл-ми.
-Между активной-деятельностной прир. ребёнка и нехваткой опыта для реализации задумок.
-Между тем, кач. ребенка и чего не достаёт.
Предпосылки, источники и условия психического развития человека.
Психика - специф. компонент эволюции орг-ма, но развитие психики понимается не рост, а переход количественн -> кач. скачок = возникновение новообразования.
Предпосылки.Органические =предпосылки для форм. высш.п-ки., но не содержания, не структуры.
Источник – социальная среда, культурный опыт человека выступают для ребёнка в качестве источника развития.
Условия:
1. врожденные свойства организма, его созревание;
2. общение со взрослым.
Основные представители:
Выготский.Законы психического развития ребёнка: 1. Детское развитие имеет свой ритм (год жизни в маденчестве не равен году жизни в отрочестве); 2. Развитие - цепь качественных изменений ( ребёнок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличающейся психикой); 3. Закон неравномерного детского развития (гетерохронность). Есть сензитивные периоды (оптимальный период развития); 4. Закон развития высших психических функций - интериоризация.
Стэнли Холл. Теория рекапитуляции. Историч. развит. общества =разв. ребенка Первобытн.рисунок =детский. Речь тоже.
Карл Бюлер Теория 3 ступеней– 1.инстинкт, 2.дрессура, 3.интеллект. Зигмунд Фрейд . Психоаналитическая конц.-я . Разв= перемещение либидо по разн. эрог. зонам.Это гл. мотив активности.
Ж.Пиаже . Операционная т. интеллекта. адаптация к среде = интеллект.
Дж.ЛоккСоциогенетич. конц.. Гл.фактор разв. – среда. Воспитание = любые псих. и поведенч. свойства.
Торндайк и Скиннер Теория социального научения. Рассматривали влияние физических состояний (голод, жажда) на процесс научения.
Миллер и Доллард. Учение = подражание. Стимул не обязателен.
А.Бандура агрессивность = наблюдение за др. (кино, СМИ)
5.
Психика проявляется в активности и с др.стороны формируется благодаря активности
Деятельность - это акт свойств-я для ч
компоненты : потр-мотивы, цели-задачи, действ-операции
признаки: предм-ть (напр. на пр-т), продуктивность, целенапр-ть (осознание буд.рез-та, цели), опосред-ть, соц.хар-р
.
В.Д. = оказ.ведущ.влиян на псих разв. реб. в данн возрастной период. Может преобладать,но может и нет. В процессе в.д. появляется новообразование.
хар-ки ведущей деятельности в ней:
1)Новообр. в познават. сфере
2) личностные новообраз
3) новые виды деят-ти. могут стать потом ведущими
4)Связь с элементами, кот. могут быть присвоены.
5) оптимальн. отношения со взрослыми
6.
Важное значение = общение со взрослым,
М. И. Лисина. Общение = проц. устан. отнош. +обмена индивидуальным и общ-историч опытом Общение ->неспецифическое и специфическое влияние на р-е пс. Неспецифическое =эмоц. комфорта от принятия взрослыми.=уверенность, свободу, раскованность, готовность принимать воздействия.
Специфическое =мотивы: деловое, познавательное и личностное
1.ситуативное (предметы + мимика)
2.внеситуативное общ. (вербальные ср).
М. И. Лисина -> понятие о форме общения - хар-ся возрастом возникновения+осн.мотивами р-ка
4 ф.о.:
ситуативно-личностное
ситуативно-деловое
внеситуативно-познавательное
внеситуативно-личностное
В исследованиях общения детей младенческого возраста М.И.Лисиной были изучены поведенч. признаки наличия потребности в общении:
1) внимание, 2) эмоция (улыбка и др.) 3) инициативные действия; 4) чувствительность к оценке.
сведения могут быть полезны для определения наличия потребности в общении у ребенка старшего возраста.
7..Психол. возраст – ступень развития ребенка, когда для него характерно качественно своеобразный психологич. облик, отличающий его от др. возрастных групп.
Основные характеристики:
· Социальная ситуация развития.
1.уровень самостоятельности (помощь) 2)система требований 3)взаимоотношения с окруж.
Внешняя (предметы, люди, требования) и внутренняя (что могу, что хочу, зачем, интерес)
· Новообразования. = кач. изм. в *познават.сфере и *личности.
· Ведущая деятельность - основная, определяющая р.
8.
· ССР: 1.биологическая беспомощность (всё делает взрослый, все потребности);2.отсутствие речи
=противоречия
· ВД: эмоциональное общение.Нужда в общении не врожденная, а обусловлена стремлением к выживанию(так как СС - социальная опосредованность удовлетворения потребностей) До 6 мес инициируется взрослым. Далее - реб копирует.
· Н: этапы ст.речи хныкание -> 3,4м гудение, лепет-> 5,6,7 понимание -> 8,9 активн речь развивается -> 1год самостоятельная речь
+ ходьба
9.
Ø Главные познавательные процессы - ощущения и восприятие.
2 мес - сосредотачивать зрение и слух. Движущ. объекты. Цвета.
3 мес- форма, пространство.
Ø Вниманиенепроизвольное. (яркость, контраст)
Ø Память. 2 мес Комплекс оживления = узнал
Кризис 1 года: преодоление конфликта "беспомощности" - итог=новообразования ходьба, речь
------->смена ситуации развития = Кризис.Раздробление социальной ситуации «Мы» на Я+ взрослый. Новые взаимоотношения. Кризис 1 года проявляется "эмоциональным взрывом" (Выготский)
Года
ни на одном предмете не написан способ. =
· новая ССР: совместнай деятельность со взрослымребенок—предмет—взрослый.
Противоречие я сам =
· новый ВД:— предметно-манипулятивная, усвоение способов действия с предметами. В процессе так же разв. двигательный навык и усваивается общ-культурный опыт заложен. в предметы (назначение)
разрешение противоречий приводит к
· Н: установление связеймежду обьектами, действиями и результатом, наглядно-действенное мышление,речь как средство общения,осознание "Я"
11.
Ø Речь.
Эльконин: 3 этапа. 1-1.5 года слово к действию. 1.5-2 года простые предложения (открытие: связь слов)2-3 года сложные предложения, особые слова (врач,работа)
Ø мышление.Наглядно действенное. (решение задачи через "наглядность")
Ø Память непроизвольная, механическая, кратковременная.
Ø Внимание непроизвольным.
Ø Эмоц. сфера бурные аффекты, эгоцентризм, слабая эмпатия, сопереживание.
Ø Волевая сфера личности впервые прислушивается, может сдержать себя, может приостановить реакцию.
Ø Мотивационная сфера - внезапность желаний, неконтролируемы, несдерживаемые;
К концу возрастного периода ребенок узнаёт себя, имя + первичная самооценка = первые формы самосознания.
Итог. Кризис 3 лет("Я САМ" -взросл не нужен! упрямство, негативизм)
противоречие между: 1) потребностью ребенка в самостоятельности, быть как взрослый 2) отношение как к маленькому
12.В познавательных процессах появляется уже некоторая произвольность.
ВосприятиеИсследования Д. Б. Эльконина - усвоение эталонов и мер (цвет, форма, величина, др.качества)
- меняется и мышление.Меняется ВД ориентировочно-исследовательская (целенаправленно двигательная - пробы и ошибки) Переход от к наглядно-образному и словесному мышлению
13.
внимание, память, воображение - ещё непреднамеренные, непроизвольные. (только при выполнении собственной задачи - рисование каляк) Но возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.
ССР: конфликт - взрослый требует удержать внимание.
Новые виды деятельности.