Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

«Школа вожатых»

На экзамен необходимо принести с собой:

1) Папка с наработками «Копилка вожатого»

2) Знания

3) Умение работать с играми

4) Отличное настроение!!

Теоретические вопросы (примерно):

Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.

Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Думаю, качества вожатого вы сможете перечислить сами, с той картинки, которую мы рисовали на втором занятии.

Временный детский коллектив. Стадии развития.

Временный детский коллектив - малая группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Специфические особенности ВДК:

· общность,

· автономность /от влияния прежнего социума/;

· интенсивность всех видов деятельности /в т.ч. общения/;

· краткосрочность существования /зимой ~12 дней; летом до ~24 дней/. Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.

Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряженности отношений, конфликтности.

К процессам ВДК относятся:

· руководства и лидерства;

· принятие групповых решений; н

· ормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей;

· формирование функционально-ролевой структуры группы;

· самоуправляемость;

· разбивка на референтные группы и т.д.

В своем развитии может пройти стадии:

· образование,

· функционирование,

· развитие,

· стагнацию,

· регресс,

· распад.

Стадии развития коллективу по Лутошкину:

-Песчаная россыпь – отряд словно множество песчинок, вроде и вместе, но все еще отдельно друг от друга

-Мягкая глина – заметны первые усилия по сплочению коллектива

-Мерцающий маяк – коллектив озабочен тем, что б каждый шел верным курсом, чувствуется поддержка, желание быть вместе

-Алый парус – идет действие по принципу «Один за всех и все за одного»

-Горящий факел – тесная дружба, единая воля, полное взаимопонимание.

Возрастные особенности детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. (Я СКИДЫВАЛА РАЗДАТКУ, УЧИТЕ С НЕЕ)

Работа с разновозрастными отрядами.

Постараться наладить «шефскую помощь», следить за тем, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, давать задания по возрасту, следить, что б старшие не обижали младших.

Классификация детей по типам темперамента.

- Холерик – гиперактивный, резкий, вспыльчивый, эмоциональный, плохо выполняет сидячую монотонную работу.

- Сангвиник – живой, подвижный, эмоциональный, легко входит в контакт и забывает обиды.

- Меланхолик – медлительный, быстро утомляется, легко выполняет монотонную работу, обидчив, раним, замкнутый, не любит групповую работу.

- Флегматик – спокойный, сдержанный, любит порядок, не любит перемен, доводит начатое до конца, относительно общителен.

НИЖЕ КЛАССИФИКАЦИЯ, КОТОРУЮ МНЕ ДАВАЛИ В ПРОШЛОМ ГОДУ, ЕСЛИ ЕЕ НАЗОВЕТЕ, ТО +100500 К ОЦЕНКЕ ТОЧНО БУДЕТ

- Активист – в первых рядах, быть с ним внимательнее раза в 3.

- Пионер – Среднячок, тянется за активистами (это большинство отряда)

- Домашний ребенок – плохо приспосабливается к новым условиям, ревит, хорошо развит. Тянутся к старшим.

- Тормозок – медлительный.

- Одинокий волк – к нему стоит проявлять повышенное внимание, т.к. может уйти. Не склонен к общению.

- Изгой – тут и без слов все понятно.

Поощрения и наказания.

Похвала должна быть:

-конструктивная (за дело, а не за врожденные способности)

-одно дело – одна похвала

Хвалить можно грамотой, на линейке, на огоньке.

Для всего отряда: «Особое» мероприятия (внутриотрядная дискотека, огонек, гитарный вечер), перенести отбой на 30-60 минут позже, торжественное чаепитие, «сонный» час, вместо «тихого часа».

При похвале учитываем возраст и отношение отряда к ребенку.

Наказание:

-Не должно наносить физических/психологических травм и неудобств

-Не должно быть физическим

-Не наказываем едой, сном

-один проступок – одно наказание

-Наказываем только за дело

Как наказать:

-Замечание на при отряде/на огоньке/на линейке

-Выговор

-Перевод в другой отряд

-На ковер к администрации

Весь отряд:

-Отменить дискотеку/огонек

-Отбой раньше

-Отмена развлекательного мероприятия (выход в город/экскурсия)

Конфликтология. Общение с ребенком, напарником, начальством, другими работниками. (УЧИТЕ ПО ЛЕКЦИИ ДАШИ, ТАМ ВСЕ ОЧЕНЬ ПОДРОБНО И ХОРОШО)

Виды лагерей. Отличия.

- Досуговый (ДДЛ)

- Оздоровительный (ДОЛ)

- Профильный (спортивный, музыкальный)

- Трудовой

Бывают:

По времени: круглосуточные и дневные

По локализации: областные и южные

По месту проживания: палаточные и стационарные

ЭТО СЛИШКОМ ПРОСТОЙ ВОПРОС, ПРОСТО ПОМНИТЕ, ЧТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ЛАГЕРЯ, ПОГОДУ И ПРОРАБАТЫВАТЬ ДАЖЕ МЕЛОЧИ (ТИПА ОФОРМЛЕНИЯ И НАЗВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ)

План-сетка.

При составлении ПС учитывать:

- Возможности лагеря

- Желания и возрастные особенности детей

- Желания напарника

- Погодные условия

- Режим дня

- Тематику смены/дня/лагеря

!!!!! ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ ИМЕТЬ ПЛАН (ХОТЯ БЫ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ !!!!

Режимные моменты в лагере.

Примерный РД

8.00 Подъем Ласково, спокойно. Сообщаем о погоде, что лучше надеть, напоминаем про зарядку. Можно покреативить со способом подъема (кукарекать, бить в кастрюлю ложкой)
8.15 Зарядка Присекать «отмазы», продумать как, где и каким образом проводить зарядку (особенно в тематические дни), подавать пример и заниматься рядом с детьми, можно попросить старших ребят помогать проводить зарядку, возможны игры с мячом или пробежка)
8.30 Уборка комнат, умывание Следить за малышами (особенно мальчиками), что б умывались, чистили зубы, заправляли кровать и надевали чистые вещи, можно делать график уборки кормуса, сожно обходить комнаты («экран чистоты»), следить, что б кровати были вытряхнуты, а под ними ничего не было, что б мебель была на своих местах.
9.00 Завтрак Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали.
9.30 УИСО Утреннее информационное собрание отряда. Задаем настроение дня, рассказываем о планах на день, можно немного поиграть.
10.00 ??? Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД
13.00 Обед Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали.
14.00 Тихий час Следим, что б было тихо, что б младшие отдыхали (лежали в кроватях), старшим можно давать «тихие» поручения, старшим и средним можно разрешить не спать, а читать, готовиться к КТД, но следить, что б не шумели.
16.00 Полдник Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали.
16.30 ??? Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД
19.00 Ужин Следим, что б мыли руки, в столовую ведем отрядом, можно под кричалки, дежурных отправляем заранее, перед входом в столовую узнаем, все ли накрыто, если не все – играем с ребятами, следим, что бы все покушали.
19.30 ??? Мероприятие / Дискотека / КТД / Подготовка к КТД
21.30 ВИСО Вечернее информационное собрание отряда. Огонек, подведение итогов дня, анонс следующего дня, добрые слова на ночь
22.30 Отбой Начинаем раньше. За час до не бегаем, можно поговорить на спокойные темы, попеть под гитару спокойные песни. Дать время сделать свои дела. В первый день отбой проводить раньше.

Игры. Классификация игр.

1. По содержанию и воспитательным задачам (подвижные, спортивные, музыкальные)

2. По месту проведения (настольные, уличные)

3. По количеству участников (парные, массовые)

4. По объему и периоду времени (сезонные, кратковременные)

5. По интенсивности движения (сидячие, стоячие)

6. По признаку пола

7. По наличию предметов/атрибутики

8. По возрасту

9. Вожатская:

- Игры в транспорте

- На знакомство

- На сплочение

- На выявление лидера

- В кругу (ожидание)

- Игры с залом (паузы)

- Игры на пляже

- Игры на дискотеке

- Игры-шутки

- Подвижные

- Игры на дискотеке

- Развивающие (словесные, настольные)

- На снятие агрессии

- Тактилки

- Ролевые (ситуационные)

КЛАССИФИКАЦИИ 1-8 ЗНАТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО (ЕСЛИ ВЫ РАССКАЖЕТЕ ЭТО НА ЭКЗАМЕНЕ +100500 К ОЦЕНКЕ ТОЧНО), ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ КЛАССИФИКАЦИЯ №9

15. Методика подготовки и проведения огоньков, свечек, прощалок.

Огонек – посиделки у костра/свечи

Перед огоньком необходимо настроится и рассказать правила:

- Один говорят – остальные молчат

- Бережно относимся к талисману

- Не осуждаем (Нет плохих детей – есть плохие поступки)

- Правило «Здесь и сейчас» (если хочешь сказать – говори сейчас. То, что сказано здесь не рассказывается никому и никогда)

- Не пересекать круг

Виды огоньков:

Огонек знакомств Цель: продолжить знакомство и зародить атмосферу отряда. Стоит обратить внимание детей на окружающую их атмосферу, начинать лучше стихом или спокойной песне, говорить только в полголоса. Вожатые сидят окрывающим и завершающим круг. Подвиды: - «С неба звездочка упала» (желания, мечты ребят) - «Музей любимых вещей» - «Имя» (рассказывают, почему его так назвали, что значит его имя и т.д. - «Вчера, сегодня, завтра» (Рассказать о прошлом, настоящем «Что бы вы сказали, если бы увидели себя со стороны?» и будущем.
Огонек-анализ Цель: проанализировать день/мероприятие/смену Подтипы: - Ниточки (наматывать ниточку на палец и рассказывать. Можно сделать ниточку определенной длины и нужно уложиться со временем ее наматывания) - Солнышко (каждый выкладывает свой «лучик») - На пальцах (мизинец – опыт, безымянный – цель (достигли или нет), средний – настроение, указательный – услуга (кто кому помог), большой – как себя чувствую) - Ассоциации
Проблемный Цель: решить проблему/конфликт Быть очень внимательным к своим словам, не стесняться обращаться к старшему вожатому или психологу, главное – не навредить детям. Подтипы: - «Белый, черный, золотой» - «Горячий стул»
Тематический «Моя забытая игрушка» «Сказочная полянка» «Звезды» «Если бы я был волшебником» «Страшные истории» «Черный или золотой» «Письмо домой»
Прощальный Все, что произошло за смену вспоминается (а не анализируется) на нем. Подтипы: - «Паутинка» (наматывание ниток на левое запястье, обычно 2-3 круга, или пока делится впечатлениями. Нитка не прерывается, пока не закончит последний. Затем разрезается так, чтобы каждый мог ее завязать. Можно давать завязывать узелки всем, кто стал близок, что б они говорили добрые слова)

16. Что такое РСО (Российские студенческие отряды). История РСО. Отряды и штабы в Арх.обл.

17. Форма одежды и знаки отличия студенческих отрядов.

18. Командирская и комиссарская деятельность в отряде.

19. История СПО (Студенческих педагогических отрядов).

20. Работа круглогодичного педагогического отряда.

Законы и традиции лагеря.

0:0 (не опаздывать)

Закон доброго отношения

Закон зелени

Закон территории

Закон орлятского круга

«Отвергаешь – предлагай, предлагая – делай»

«Если не ты, то кто же?»

Закон блокнота и ручки (записывать все интересное)

Закон поднятой руки (если хочешь высказаться – подними руку и тебе обязательно дадут слово)

Закон режима

Закон закона

Традиция огонька

Традиция сюрприза

Традиция песни

Оформление отрядного уголка.

- Название

- Девиз и речевка отряда

- Отрядная песня

- Эмблема

- Расписание кружков (если есть)

- Режим дня

- Список отряда

- Список именинников текущей смены

- Правила отряда

- Грамоты и награды

- Новости

- Экран настроение

- Экран чистоты

- Стена гласности и прочее

23. Корпоративная культура отряда (имидж отряда).

У отряда должно быть:

- Название

- Девиз

- Отрядный уголок

- Капитан

- Эмблема

- Речевка

- Правила

- Традиции

- Отрядная песня

Сложные дети.

Работа с напарником.

РАЗОБРАЛИ В КОНФЛИКТОЛОГИИ

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

«Школа вожатых»

На экзамен необходимо принести с собой:

1) Папка с наработками «Копилка вожатого»

2) Знания

3) Умение работать с играми

4) Отличное настроение!!

Теоретические вопросы (примерно):

Кто такой вожатый. Основные качества вожатого.

Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Думаю, качества вожатого вы сможете перечислить сами, с той картинки, которую мы рисовали на втором занятии.

Наши рекомендации