Социальный педагог детских объединений
Социально-экономические и общественно-политические процессы, проходившие в России с начала1990-х гг., привели к серьезным изменениям в общественных институтах воспитания. Атмосфера этих перемен сказалась и на общественных детских и молодежных движениях. Параллельно с ломкой и обновлением традиционных структур появилось много различных организаций детей и молодежи. Выросло количество религиозных, экологических, патриотических, спортивных и других детских ассоциации происходит их организационное самоопределение, формируется самосознание. Россия идет по пути реализации Конвенции о пра-вах ребенка, принятой ООН 20 ноября 1989 г. Этот документ закрепил права детей на свободу слова, получение информации, выражение собственного мнения, выбор религии, а также свободу ассоциаций и мирных собраний.
К настоящему времени сформировалась современная концепция детского движения в России. Детские объединения рассматриваются как часть общего социального движения, как важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это добровольные объединения, построенные на принципах самодеятельности и общих интересов. Детское и молодежное движение содействует естественному стремлению детей к самореализации на основе многоплановой деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных запросов членов организаций, защиту их прав и потребностей, а также на социальное становление подрастающего поколения. Такой подход к формированию современной концепции строится на главных функциях детских и молодежных объединений: участии в решении общественных дел, непосредственном удовлетворении индивидуальных, личностных духовных запросов; защите данной организацией интересов и потребностей личности ребенка. При этом функции раскрывают и развивают цель, определенную самими участниками объединения — взрослыми и детьми.
Так, например, цель детской организации сегодня должна отвечать не только запросам общества, но и интересам растущей личности. Именно поэтому в современных условиях детской организации определяется, с одной стороны, целью, которую ставят перед собой дети — члены организации, с другой воспитательной целью взрослых, создавших эту организацию для детей. Основная составляющая цели детских объединений — формирование у них готовности к цивилизованным экономическим отношениям на основе демократической культуры и к отношени ям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей.
Задача взрослых — создать в детской организации такие условия, которые позволили бы более успешно осуществлять социализацию личности ребенка. Действуя в рамках детских организаций, представляющих естественным образом сложившийся институт становления полноценного гражданина, ребенок осваивает навыки, которые он не может получить и реализовать в таких традиционных институтах социализации, как семья, образовательные учреждения.
Социальный педагог, работающий с детскими объединениями, должен хорошо представлять себе их возможности в процессе социализации подростка в условиях данных общественных образований.
Под социализацией личности ребенка в условиях детского общественного объединения понимают такое его развитие, в ходе которого он усваивает культурно-исторический и социальный опыт, включая нормы социальных отношений, коммуникативные умения, умения оценивать собственную и совместную деятельность.
Социальному педагогу важно знать, что необходимым и достаточным для эффективного функционирования системы социализации личности подростка в детском общественном объединении является комплекс педагогических условий: разработка и реализация программы социализации личности подростка на основе системно-деятельностного подхода; организация взаимодействия взрослых и подростков (сотрудничество, партнерство, лидерская позиция взрослого);психолого-педагогическое диагностическое обеспечение процесса социализации и др.
Детские общественные объединения — один из важнейших институтов социализации подрастающего поколения. Специфика деятельности детских объединений связана прежде всего с процессом усвоения социальных норм. В Федеральном законе «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) отмечено, что детские объединения создаются в целях социального становления, развития и самореализации детей в общественной жизни.