Социальный педагог как социальный менеджер: технологии социального управления

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки. Все эти характеристики должны быть присущи и социальному педагогу. Не случайно по многим предметным специализациям специальности социальная педагогика он проходит как менеджер: «менеджер досуговой сферы», «менеджер физкультурно-оздоровительной работы» и т. д.

Однако чтобы стать таковым на профессиональном уровне, необходимо пройти серьёзную специальную подготовку. Сегодня в России ещё нет устоявшейся системы подготовки менеджеров образования как профессионалов. Проблемы, связанные с организацией работы менеджеров в сфере образовании в целом и в конкретных образовательных учреждениях пока недостаточно исследованы и разработаны. Все источники, рассматривающие менеджмент в образовании, статусом менеджера наделяют в основном руководителя образовательного учреждения или руководителя какого-либо управленческого органа. Но и руководители как менеджеры, готовятся у нас пока не столь основательно. Знания о менеджменте они получают не в специальных учебных заведениях, а в основном на краткосрочных курсах повышения квалификации или путем самообразования.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образо­вания специальности 031300 - социальная педагогика (2005 г.) дано определение социального педагога как социального менеджера. Таким образом, оно отражает новый взгляд на подготовку специалистов по социальной педагогике, которая сегодня должна осуществляться с учетом её взаимосвязей с управленческими науками.

Появление профессии «социальный педагог» связано с началом формирования в России социальной педагогики как научной дисциплины в 90-х годах прошлого века. Все научно-методические источники, рассматривающие проблемы развития, социальной педагогики, отмечают её междисциплинарный характер. При этом подчёркиваются сё взаимосвязи с такими научными дисциплинами, как социальная философия, социология, социальная психология, социальное право, социальное управление, социальная медицина и другими.

Начало эволюции управленческой мысли связывается в теории с первой работой Ф. Тейлора «Основы научного менеджмента» (1911 г). С тех пор разработано множество различ­ных моделей менеджмента, анализ которых подтверждает наличие многочисленных связей между социальной педагогикой и социальным управлением. На общефилософском (гносео­логическом и мировоззренческом) уровне методологии социальная педагогика и социальное управление объединены, прежде всего, областью «социального». Это не просто знаковое сло­во в понятиях, а своеобразный общий знаменатель двух наук, связанный с философскими учениями об обществе, закономерностях общественного развития и о человеке как главной це­ли этого развития, как о субъекте и объекте общественных отношений.

Эти науки взаимосвязаны не только социальной направленностью. Анализ показывает, что ее дисциплинарном уровне методологии именно социальное управление является той основой, которая определяет проблемное поле социальной педагогики; её объект и предмет, целевые установки, предметное содержание, основные направления его развития в теории и на практик, принципы и методы реализации. Можно сказать, что теория социального управления составляет сегодня ту базу социально-педагогического знания, опираясь на которую можно сконструировать управленческую концепцию профессии социального педагога.

Особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом этой наука является человек. Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития имеет своей целью улучшение жизни человека и создание условий для его социального благополучия.

Центром социально-педагогического знания также является человек с его повелением, отношением к миру, к его социальным и культурным ценностям. Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом- педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик. При этом конечная цель социально-педагогической, как и управленческой деятельности, направлена на социальное благополучие личности. Причем разница в методах достижения целей невелика, у социального управления и социальной педагогики и здесь много общего.

Показателен и тот факт, что многие методы социально-педагогической деятельности определяются классическими принципами управления. Конкретные управленческие воздействия на общество осуществляются через социальный менеджмент. В переводе с английского это слово означает «управление». В последнее время понятие «менеджмент» стало обычным в нашей управленческой литературе и прочно вошло в российский управленческий обиход. Нередко эти два термина «управление» и «менеджмент» употребляются как синонимы. Однако они имеют существенные смысловые различия. Менеджмент является частью социального управления.Он определяется и как конкретный вид управленческой деятельности, и как категория людей участвующих в управлении организациями, и как особая профессия, которая развивается по мере обособления различных элементов процесса труда.

В психолого-педагогическом наследии А.С. Макаренко предстает перед нами как педагог-руководитель. Много внимания в его работах уделено принципам и технологам централизации, единоначалия, длительности педагогического коллектива.

Знаменательно, что осмысление нашим выдающимся соотечественником всех педагогических принципов и технологий идет в русле классического менеджмента. Возьмём для сравнения 14 знаменитых принципов менеджмента Анри Файоля - представителя классического менеджмента:

разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; централизация; скалярная цепь (иерархия); порядок; справедливость; стабильность рабочего места для персонала, инициатива; корпоративный дух.

Общность управленческих принципов А. Файоля и А.С. Макаренко говорит о близости взглядов великого педагога идеям классического менеджмента. И для нас исключительно важно здесь то, что он осмысливал свою методику работы с детьми и педагогами именно с управленческих позиций (2).

Особенности социально-педагогической деятельности, связывающие её с социальным менеджментом, находят своё выражение в социальной роли педагога, которая реализуется в работе с различными категориями населения, и в его разных должностных полномочиях. Поле деятельности социального педагога - самые разные области социальной сферы. Это образовательные учреждения разных типов, социальные службы и организации, где он может быть педагогом-руководителем (менеджером) любого уровня: воспитателем, методический работником, руководителем творческого объединения, организатором досуга, администратором и т.д. Каждая из этих должностей - самостоятельная область деятельности в общем педагогическом процессе и требует не только педагогических, но и управленческих знания и умений, без которых невозможно организовать коллективную и индивидуальную деятельность, руководить людьми и строить межличностные отношения.

Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организация и сферы деятельности. К ним относятся следующие: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности и т.д.. Все эти действия присущи и деятельности социального педагога, особенно если он занимает руководящие позиции в организации или учреждении. Они объединяются в функции управления, которые в теории рассматриваются как этапы или относительно самостоятельные виды управленческой деятельности. Эти функции выполняются конкретными лицами, являющимися специалистами в деле управления. Потому не случайно в менеджменте всегда подразумевается фигура «менеджера» - субъекта управления, действующего в некоторой организации.

Эта профессия сегодня находит свое место во многих областях социальной сферы. Однако в области образования она официально не обозначена, и должности менеджера нет в штатных расписаниях образовательных учреждений. Но предпосылки ее формирования на уровне этих учреждений появились ещё в 1970-е годы с выделением управленческих функций в работе руководителей школ. В 1975 году ЮЛ Конаржевский обозначил функции внутршкольного управления: педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль и регулирование (1).

В 1990-е гг., когда начинает активно разрабатываться теория внутрншкольного менеджмента, в педагогической литературе появляется термин «менеджер образования». Но поскольку образование является частью социальной сферы, по сути своей- это «социальный менеджер». В 1995 году вышел в свет «Справочник менеджера образования», в котором выделены три группы (уровня) менеджеров образования:

1.высший уровень - административный персонал образовательного учреждения и органов управления образованием;

2. средний - руководители методических, юридических, финансово-экономических и иных служб системы образования, которые не наделены властными полномочиями, но для успеха деятельности должны обладать большой профессиональной компетентностью;

3.нижний - учитель как организатор управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; классный руководитель как организатор управления формированием и развитием личности.

На основе общих функций менеджмента П.И. Третьяковым выделены такие функции менеджера образования: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Подготовку педагога-менеджера необходимо начинать при обучении студента в вузе, где он сможет освоить особенности менеджмента на разных уровнях образования и в связи с разными должностными обязанностями в образовательных учреждениях различных типов и видов.

Изучение данного вопроса в формате дисциплины «Методика и технология работ социального педагога» может помочь молодым специалистам в адаптации к условиям рыночной экономики, в которых существует современная система образования. Хотелось бы, чтобы специфика подготовки социального педагога как социального менеджера была боне основательно учтена при разработке государственных образовательных стандартов третьего по­коления по специальности социальная педагогика, потому что это проблема не одного, а всех социальных вузов.

Наши рекомендации