Становлениекатегориального аппарата науки
Совершенствование категориального аппаратапсихолого-педагогического знания, осуществляется, во-первых, за счет увеличения числа понятий, во-вторых, за счет обогащения их содержания. Синтез содержательных трактовок (определений) категорий составляет основу, ядро теоретического знания в гуманитарных науках. Процесс совершенствования системы понятий «имеет начало, но не может иметь конца, т.к. теория всегда открыта для нового знания» (Л. М. Лузина).
В настоящее время в развитии категориального аппарата педагогики и психологии прослеживаются следующие тенденции:
* Активное заимствование понятий из философии («бытие», «пространство», «смысл», «выбор» и др.) и других отраслей научного знания («управление», «неравновесная система», «концепт» и др.).
* Включение в категориальный аппарат педагогики и психологии слов, не являющихся в строгом смысле научными терминами («встреча», «восхождение», «событие» и др.).
Многие педагогические термины поначалу были включены в повседневный язык, поскольку обозначаемые ими явления представляли собой часть обыденной жизни людей. Так было, например, с понятием «игра». В тех случаях, когда слова обыденного языка включаются в категориальный аппарат педагогики или психологии, необходимо перевести их в разряд научно-педагогических понятий, то есть дать им определения с учетом объекта, предмета и задач педагогической науки, и конкретного научно-педагогического исследования. Слово «восхождение» в последние годы часто используется в научно-педагогических исследованиях. Однако для того, чтобы это слово стало педагогическим понятием, т. е. наполнилось педагогическим содержанием и могло употребляться в качестве термина, необходимо определить, каким образом обозначаемое им явление соотносится с теми отношениями, которые возникают в образовательном процессе (отношения педагогов и воспитанников, воспитанников и культуры и пр.), какие стадии включает, каким закономерностям подчиняется, каким образом педагог может организовать восхождение воспитанника к ценностям, культуре, природе, другим людям, самому себе.
■ Новое осмысление традиционных психолого-педагогических понятий, прежде всего — фундаментальных категорий («воспитание», «обучение», «образовательный процесс», «педагогическое взаимодействие», «деятельность» и др.).
В рамках гуманитарной парадигмы, к примеру, понятию «педагогическое взаимодействие» придается иной, отличный от традиционного, смысл. Педагогическое взаимодействие рассматривается не просто как система совместной деятельности, общения и отношений педагогов, и воспитанников, а как их совместное
бытие (со-бытие), совместный поиск ими смыслов явлений внешнего и внутреннего мира и — шире — смысла жизни.
■ Множественность смыслов, которыми наделяется каждое педагогическое или психологическое понятие.
Для исследователя очень важно признать и принять правомерность различной смысловой интерпретации знания, множественности концепций, взглядов, мнений, выраженных в трактовке той или иной педагогической или психологической категории. Восприимчивость к иным подходам не означает', однако, того, что в своей личной концепции исследователь может механически соединить разнородные понятия. Корректное использование терминологии является не только показателем высокого уровня методологической культуры, но и признаком устойчивости собственной научной позиции.
«На определенной стадии развития науки множественность трактовок ее понятий неизбежна. Тем не менее выработка строгой, однозначной терминологии остается непреложным требованием, и нужно стремиться к его выполнению. В первую очередь и без оговорок оно относится к конкретной, отдельно взятой научной работе» (В. В. Краевский). Каждая категория в педагогическом исследовании должна быть однозначно определена и использоваться только в этом единственном значении.
Использование терминов Любая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное, онтологическое); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие этих трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и также категория может пониматься по-разному.
Каждая категория может быть однозначно определена лишь в системе других категорий: в их взаимосвязи, взаимообусловленности и соподчиненности. Любое понятие всегда отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. Понятие можно определить, лишь соотнеся его с другими, более широкими или родственными. Поэтому, даже заимствуя термины из смежных наук (социологии, философии и др.), педагогика или психология наполняют их своим специфическим содержанием.
Для того чтобы сформулировать определение какого-либо термина, необходимо выполнить следующие действия: 1) выделить понятие из круга других, иногда близких по содержательному наполнению, понятий; 2) выявить общие Признаки, характерные для ряда явлений, которые можно обозначить данным понятием; 3) установить связь данного понятия с другими - как «по вертикали», так и «по горизонтали».
Например, Е. В. Бондаревская дает следующее определение категории «воспитание»: «Воспитание — это культура сообразный, социоиличностно ориентированный педагогический процесс, направленный на приобщение ребенка к ценнокультуры, овладение им социальным опытом, развитие ценностно-смысловой сферы его сознания, становление его личности и индивидуальности». Для того, чтобы сформулировать это определение, необходимо было «отделить» воспитание от таких явлений, как образование и обучение, выявить то, что характерно для воспитания в любых его проявлениях (связь с культурой), установить его связь с педагогическим процессом и такими явлениями, как становление личности и индивидуальности ребенка.
При использовании научных терминов Н. Л. Коршунова рекомендует соблюдать следующие правила:
Нельзя допускать неопределенности в понимании терминов в рамках одной научной работы. Однажды приняв одну из трактовок той или иной категории, причем в явном виде, то есть оговорив это в тексте, необходимо в дальнейшем строго ее придерживаться;
Необходимо помнить о том, что понятие может менять свой смысл в зависимости от контекста, от языковых конструкций, в рамках которых оно используется. Поэтому при изложении результатов исследования или при выступлении, но какой-либо педагогической проблеме следует придерживаться научного стиля;
в рамках одной научной работы недопустимы редукция и расширение смыслового поля термина. Например, если речь идет о воспитании как о социокультурном феномене, нельзя использовать этот термин в узком педагогическом смысле, понимая под ним формирование определенного качества, — такие случаи должны быть оговорены особо.
4.2. Система научных понятий и образовательная концепция