Постмодернизм о «конце науки» и научного познания. Виртуальность как принцип науки без науки (Ж. Бодрийяр).

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Будучи прежде всего культурой постиндустриального, информацион­ного общества, он вместе с тем выходит за ее рамки и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику.

Первые признаки постмодернизма возникли в конце 50-х гг. XX в. в итальянской архитектуре и американской литературе. Затем они появляются в искусстве других европейских стран и Японии, а к концу 60-х гг. проявляются в остальных областях культуры и становятся весьма устойчивыми.

Как особый феномен постмодернизм вполне отчетливо зая­вил о себе в 70-е гг. XX в., хотя относительно более точной да­ты его рождения единого мнения нет. Многие исследователи связывают зарождение этого течения с разными событиями.

В целом 70-е гг. стали временем самоутверждения постмо­дернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 г. книги «Состояние постмодерна» французского филосо­фа Ж. Ф. Лиотара, где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном и рельефном виде. Книга вызвала большой резонанс и оживленные споры, которые помогли по­стмодернизму получить окончательное признание, придали ему философское и глобальное измерение и сделали из него свое­образную сенсацию.

В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится ин­теллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангарди­стом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодерни­стом.

Следует, однако, отметить, что далеко не все признают на­личие постсовременности и постмодернизма. Так, немецкий философ Ю. Хабермас, выступающий главным оппонентом по­стмодернизма, считает, что утверждения о возникновении не­кой постсовременности не имеют достаточных оснований. По его мнению, «модерн — незавершенный проект»: он дал поло­жительные результаты, но далеко не исчерпал себя, и в нем есть чему продолжиться в будущем. Речь может идти лишь об исправлении допущенных ошибок и внесении поправок в пер­воначальный проект.

Однако у сторонников постмодернизма имеются свои не ме­нее убедительные аргументы и факты, хотя в понимании само­го постмодернизма и между ними нет полного согласия. Одни из них полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние, которое может возникнуть и реально воз­никало в самые различные эпохи, на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает как трансисториче­ское явление, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. Другие же, наоборот, определяют постмодернизм имен­но как особую эпоху, которая началась вместе с возникновени­ем постиндустриальной цивилизации. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно прими­рить

Постмодернизм соотносит и противопоставляет себя модер­ну, поэтому ключ к его пониманию находится в последнем.

К середине XVII в., как бы открывая Новое время, Ф. Бэкон и Р. Декарт, которых можно считать первыми модернистами, ставят перед человечеством новую грандиозную цель: с помощью науки сделать человека «госпо­дином и повелителем природы». Так начиналось великое пре­образование и покорение природы, опиравшееся на науку и со­ставившее основное содержание модерна в его практическом аспекте. Декарт разрабатывает концепцию рационализма, в русле которого будут формироваться главные идеалы и ценно­сти западного мира. Он также выдвигает идею культуры, фун­даментом которой должны стать разум и наука, а не религия. В целом в XVII в. наблюдается быстрое возвышение науки, происходит первая научная революция и зарождается научно-технический прогресс, роль и значение которых окажутся по­истине судьбоносными.

Возникшие тенденции получили дальнейшее развитие и усиление в XVIII в. — веке Просвещения. Философы-просве­тители, особенно французские, еще больше возвысили автори­тет и значение разума и науки, сделали исключительно актуаль­ным гуманизм эпохи Возрождения. Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универ­сальные общечеловеческие принципы, идеалы и ценности: сво­бода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д

В целом можно сказать, что в XIX и XX вв. многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо нереализованными, либо существенно искаженными.

Так, в XIX в. экспансия ценно­стей западного мира на другие континенты осуществлялась не посредством просвещения и воспитания, как это предполага­лось, но с помощью грубого навязывания и насилия. В XX в. имели место две мировые войны, они заслуживают особого выделения, поскольку именно они весьма своеобразно объясняют феномен постмодернизма.

Первое из них — экономический кризис 30-х гг. XX в. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил Вторую мировую войну. В то же время оно существен­но изменило характер капиталистического производства. Реаль­ная опасность социально-экономической и политической ката­строфы заставила господствующий класс на Западе пойти на серьезные уступки и коррективы. Благодаря этому производст­во перестало существовать лишь ради производства, его непо­средственной целью стала не только прибыль, но и потребле­ние, которое теперь охватило большинство населения. Новая ситуация объективно вела к снижению остроты прежних соци­альных противоречий и конфликтов, она создавала вполне при­емлемые для человека условия существования, распространяв­шиеся на две трети общества. Если бы не разразившаяся война, то последствия новой ситуации заявили бы о себе уже в 40-е гг. Война отодвинула на 50-е гг. в США и на 60-е гг. в Европе воз­никновение так называемого общества потребления. Именно общество потребления, основанное на принципе удовольствия, составляет один из главных устоев постмодернизма.

Второе важное событие — экологический кризис, явно обо­значившийся в 60-е гг. Этот кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы. Почти достигнутая по­беда человека над природой оказалась на самом деле мнимой, пирровой, равносильной поражению. Этот кризис парализовал, убил прежний футуризм, устремленность в светлое будущее, ибо последнее оказалось слишком пугающим. В равной мере он обесценил открывшиеся возможности общества потребле­ния. Он как бы отравил положительные и привлекательные стороны такого общества, создал ситуацию, похожую на пир во время чумы. Экологический кризис все сделал хрупким, вре­менным, эфемерным и обреченным.

К сказанному следует добавить угрозу ядерной катастрофы, которая как дамоклов меч повисла над человечеством. Опас­ность бесконтрольного расползания ядерного оружия обостряет и без того уже критическую ситуацию. Сюда же следует отнести появление СПИДа. Он отравил важнейшие составляющие жиз­ни человека: потребность любить и иметь жизнеспособное по­томство. Вместе с опасностью экологической и военной катаст­рофы СПИД еще больше обострил проблему выживания чело­вечества.

Результатом осмысления этих событий, факторов, проис­шедших изменений в обществе, культуре и стал постмодер­низм. В самом общем виде он выражает глубокое разочарова­ние в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности. Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами, оказался в невесомости или со­мнамбулическом состоянии, из которого никак не может вый­ти. В каждой конкретной области жизни и культуры постмо­дернизм проявляет себя по-разному.

Наши рекомендации