Роль стратегии в научном познании войны
Термин «стратегия», как известно, первоначальноприменялся для обозначения науки о веденииобщего плана ведения военных действий, боевых операций. В современном языке он используется для обозначения планирования руководства, основанного на продуманных и далеко идущих прогнозах. Видение определяющих деятельность перспектив, ценностно-смысловые ориентиры и основанные на них прогнозы характеризуют понятие стратегии в целом.
Разработка эффективной стратегии в образовании во многом определяется качеством психолого-педагогических исследований, которое, в свою очередь, зависит от результативности сотрудничества педагогики и психологии в сфере образования.
«Педагогика»— многозначный термин, по крайней мере, обозначающий;
1) различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования;
2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием;
3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию;
4) учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;
5) искусство, виртуозность, мастерство, манёвры и тонкости воспитания и обучения.
Термин «психология» также имеет несколько значений, среди которых:
1) область научных знаний о психике как внутреннем мире, о психической деятельности человека и животных (например, зоопсихология), о психологических причинах, объясняющих их поведение;
2) совокупность психических процессов, обусловливающих определенный вид деятельности;
3) психика, особенности темперамента, характера, проявлений эмоций и чувств;
4) прикладная дисциплина, областью которой является ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа;
5) особая психологическая практика, ориентированная не на исследование психики, а на «работу с психикой» (практическая психология).
В любом из этих значений для анализа, моделирования и проектирования образовательных явлений и процессов важнейшим является вопрос о стратегии, которой придерживается педагог—исследователь или практик.
Стратегия профессионально-педагогической деятельности производна от ее смыслов и опирается на прогностическое видение педагогической цели как образа «потребного будущего». Тем самым она задает вектор развития профессионального поведения на достаточно длительный период. Помимо этого стратегия деятельности в значительной мере прогнозирует диапазон педагогических результатов, которые могут быть получены в том или ином случае.
И. А. Колесникова, Е. В.Титова Э. Фромм выделяет две кардинально противоположные жизненные стратегии всех живущих на земле: «иметь» или «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю». Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования. При второй — на содержании самой жизни. Обе эти стратегии нашли отражение в теории и практике образования.
Технократическая. Традиционно педагогическая деятельность рассматривается в стратегии обладания: общества — стратегия в образовании личностью, личности— социальными и культурными ценностями, человека человеком и т.д. Основной лозунг здесь — известное высказывание Ф. Бэкона «Знание— сила!» Знание, понимаемое как имеющая объективное значение норма поведения, деятельности, отношений, является ведущим ориентиром педагога.
Это понимание основано на представлении о том, что и общество в целом, и отдельный человек могут целиком регулироваться принципами научно- технической рациональности. Технократические концепции отразили возросшее значение науки и специалистов для современного общественного производства. Характерная черта всех видов технократии — ориентация на управление социальными процессами (в т.ч. и процессами индивидуально-личностного становления человека) на основе технических и других узкоспециальных критериев, выделения частных, поддающихся количественному описанию и линейному моделированию параметров, преуменьшение значения ценностноэтических аспектов жизни и деятельности человека.
По мнению И. А. Колесниковой, для данной стратегии органичны понятия социальной нормы, стандарта, эталона. При этом в содержательном отношении система стандартов и критериев оценки должна быть достаточно стабильной, устойчивой, статичной, так как ее главное назначение - обеспечивать сохранение, передачу, воспроизведение социокультурных норм во всех сферах жизнедеятельности общества.
Изначальный недостаток такой стратегии заключается в том, что она основана на ряде положений, ограничивающих активность, свободу и, в конечном счете, достоинство человека:
* обучаемый или воспитанник, в соответствии с этими идеями, выступает как не способное жить самостоятельно существо, нуждающееся в руководстве старшего (по возрасту, по знаниям, по положению и т.д.), знании того, что последний «заботится» о нем;
* исключается инициатива подопечных, предоставление им возможности сделать что-либо самостоятельно, да и выполняющий функции педагога «старший» мыслится как исполнитель предписанных норм;
* педагог представляет ценность только в связи с его способностью успешно управлять поведением подопечного на основании точного следования внешне заданным нормам поведения;
* ответственность за поступки, поведение, деятельность и отношения воспитанника целиком ложится на педагога.
В технократической стратегии исследовательская активность педагога сводится главным образом к диагностической деятельности, которая используется в целях контроля над воспитуемым, управления его поведением, манипулирования и (пусть даже из самых добрых побуждений) лишения самостоятельности. Психолого-педагогические технологии при этом строятся на основе жесткой алгоритмизации, практически исключающей возможность их варьирования в зависимости от условий деятельности, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников. В большинстве подобных случаев очевидно сопротивление со стороны «объекта педагогической деятельности», будь он взрослым человеком или ребенком. Отсюда стремление найти «уличающие» диагностические методики, которые помогли бы лишить воспитанника возможности проявлять самостоятельность, инициативу.
Что касается научных исследований, то здесь безусловный приоритет принадлежит естественнонаучным и математическим методам, которые выступают прежде всего, как методы количественных измерений. При этому изучению подлежит, как правило, не сущность образовательных феноменов, а их внешние проявления; иначе говоря, акцент делается на изучении следствий, а не причин. Исследовательские процедуры детально разработаны и строго регламентированы, а методологические основания психолого-педагогических исследований ограничены определенным «набором» философских идей, имеющих единственную цель - обоснование технократической стратегии. Несомненно, такой подход к исследованию явлений и процессов в сфере образования существенно облегчает деятельность исследователя, но в то же время сужает поле исследовательского поиска.
Крайне редко такая стратегия бывает оправдана, конструктивна. Следовательно, технократическая стратегия в педагогической деятельности не должна быть доминирующей.
Гуманитарная стратегия. Гуманитарный (от лат. humanitas — человеческая образования природа, образованность) означает «обращенныйк человеческой личности, к правам и интересам человека». Гуманитарная стратегия переводит восприятие человека в сферу его внутренней активности, деятельности, субъектности — в сферу Бытия. Обеспечить эти права и интересы гораздо более эффективно можно с участием самого человека. Имея общие (типовые) проблемы развития (а возможно, и не имея их!) каждый человек неповторим в своих интересах, склонностях, способностях, в учебных и жизненных затруднениях, и способах их преодоления. У него неповторимы окружение, семейные традиции, личный жизненный опыт, устремления.Обращенность к этим уникальным проблемам человека и поискам в их преодолении на пути к совершенству и означает гуманитарность в педагогической деятельности. Гуманитарное знание предстает в следующих его свойствах:
*это всегда знание о способах эффективной реализации субъектного, деятельностного начала в человеке, о способах преодоления им самим возникающих жизненных проблем;
* источником и предметом этого знания является субъективный мир, мир самоосознающего человека (субъекта) в его отношениях с Реальностью;
это «живое знание», полученное и зафиксированное с помощью не только мышления, речи, общения, рефлексии, но фантазирования, мечтания, переживания, воображения;
*такое знание как результат познания в качестве неотъемлемой части содержит информацию об особенностях самого познающего субъекта1.
Знание, полученное в гуманитарной парадигме это всегда персонифицированное, ценностно-ориентированное; диалогичное, контекстное знание (И. А. Колесникова). Гуманитаризация современного образования утверждает право на множественность, вариативность, уникальность человеческих проявлений, обеспечивая многообразие как один из важнейших источников развития и возможности «произвольного» толкования мира и себя в этом мире. По словам И. А. Колесниковой, «процесс гуманитаризации педагогического сознания и поведения сопряжен с принятием идеи ценностно-смыслового равенства людей на их образовательном пути. Причем равенство понимается в контексте возможности и права каждого, независимо от возраста и исходного уровня, постигать мир и образовываться, т.е. осознанно работать над созданием человеческого образа».
Гуманитарность педагогического знания основана на признании педагогом права ребенка самому принимать решения относительно своей жизни, судьбы, на выборе стратегии профессионального поведения и деятельности педагога.
Поэтому гуманитарная стратегия предполагает активное и заинтересованное участие обучаемого или воспитанника в педагогическом процессе. Здесь педагогическая деятельность мыслится как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии. И результаты исследования педагогической реальности используются не для поиска пробелов или недостатков развития, а для обнаружения сильных сторон человека и перспектив их развития.
Прежде всего, гуманитарный подход — это подход к действительности с точкизрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «человеческомизмерении». Причем определяющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственнорассмотреть с биологической точки зрения, физической, химической и т.д. Но сколь бы тщательно мы ни пытались выстроить эти проекции — они мало что скажут нам о человеке как человеке, о том, что отличает его от всего нечеловеческого.
Как справедливо предупреждал М. М. Бахтин, человека можно изучать как безгласный объект, как «вещь», но и результатом такого изучения будут лишь его «вещные» характеристики. В этом и состоит главная опасность чрезмерного увлечения «точными» и «объективными» исследованиями («наивное понимание научности», по определению Бахтина) — в том, что за скобками при этом окажутся такие собственно человеческие проявления, как ценности, смыслы, достоинство, свобода, ответственность, творчество, любовь... Гуманитарный взгляд концентрируется именно на этих наиболее сущностных проявлениях человеческой природы, а все иные аспекты пытается понять с точки зрения того, в какой мере они способствуют (или препятствуют) раскрытию человеческого в человеке.
Очевидно, что такая антропоцентристская ориентация гуманитарного подхода с необходимостью предполагает и соответствующую — гуманитарную —методологию, отличающуюся от привычной естественнонаучной.
В первую очередь, изменяются акценты и логика познания. Самым важным становится не столько понимание неких фактов и влияния на них тех или иных факторов, условий, механизмов и т.п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают. Специфику гуманитарной логики хорошо иллюстрирует известный пример: если я отдаю свой кошелек грабителю, который навел на меня пистолет, я делаю это не потому, что имеется «воздействие обстоятельств», а для того, чтобы спасти жизнь или по иным мотивам. Такая логика позволяет адекватно («по-человечески») понять и другой вариант: я не отдаю кошелек, т.к. предпочел жизни честь, осуществив этот поступок во имя значимой для меня ценности.
Аналогично главный гуманитарный вопрос об образовании звучит не «почему ребенок учится хорошо (плохо)?» (хотя и эти вопросы важны, но они являются лишь предварительными), а «для чего, ради чего он учится, какие ценности предпочел, а от каких отказался?», т.е. «что при этом происходит с ним в «человеческом измерении»?».
Еще одна важная черта гуманитарного познания— смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного. Поведение конкретного человека, конечно, может строиться в точном соответствии с объективными закономерностями; но может быть и «ошибочным», не вполне соответствующим закономерностям (социальным, психологическим, законам логики и т.д.). С точки зрения этих «законов» такое поведение может трактоваться как «случайное»; однако, если мы попытаемся понять ситуацию с позиции ее участника, глазами самого человека, то, возможно, окажется, что для него это поведение имеет глубокий смысл, вполне логично и вовсе не случайно. Более того, если, например, в физическом мире законосообразный результат внешнего воздействия — норма и исходный пункт анализа, то в мире гуманитарном, в отношении человека как личности однозначные автоматические реакции в ответ на воздействие могут свидетельствовать о проблемах или даже нарушениях. (Все сказанное справедливо не только для отдельного человека, но и для группы или организации).
Поэтому критерием оценки адекватности и эффективности гуманитарного познания является не соответствие заданным эталонам, а глубина постижения; точность здесь — это «преодоление чуждости чужого без превращения его в чисто свое (подмены всякого рода, модернизация, неузнание чужого и т.п.). (М. М. Бахтин).
Наконец, принципиальная особенность гуманитарного подхода— признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной изменчивости человеческого в человеке. Это полная противоположность естественнонаучной парадигме, которой свойственна своеобразная «когнитивная простота», представления о том, что человек и мир — рациональны, детерминированы, конечны и потому (при условии правильности анализа) — полностью познаваемы рациональным путем. В отличие от «научного» гуманитарное знание всегда «неокончательное», всегда открытое и требующее развития.
В. П. Зинченко
Исходный принцип гуманитарной стратегии состоит в том, что не человек должен быть понят через мир, а напротив мир через человека. Поэтому гуманитарный подход вносит принципиальные изменения в способы постижения человека, его взаимодействия с обществом, ценностями, культурой. Эти изменения означают, по словам JI. М. Лузиной, «выход за рамки гносеологии и методологии, преимущественную замену познания (знания) пониманием, объяснения (обоснования) - описанием. Вместе с тем это будет означать возврат человека к единению с миром и в то же время возвращение человека к самому себе». Характеризуя гуманитарность в педагогике, Л. М. Лузина отмечает, что благодаря ей «преодолевается ограниченность существующих подходов на основе общенаучных понятий, посредством концентрации внимания на человеке как базовой ценности..., но не на отдельных сторонах его сущности при абстрагировании от других». При этом гуманитарность рассматривается не как антипод научности, а как «инонаучность», «новая рациональность», доминирующей чертой которой становится ассоциативность, т.е. способность к символизации, метафоричности, образности как наиболее адекватному способу отражения особенностей становления человека как целостного существа.
Гуманитарная стратегия задает контекст для плодотворного сотрудничества педагогики и психологии в исследовании проблем образования. И педагогика, и психология с позиций гуманитарной стратегии обращены к проблемам человека; психолого-педагогическое знание, будучи гуманитарным по своей сути, «работает» на становление человека во всей его целостности и многообразии его связей с внешним миром, ищет и дает ответы на вопросы о способах решения жизненно важных для человека проблем.
Системно-целостный. Человек при его изучении предстает как сложнаяподход в образовании самоорганизующаяся система индивидуально-личностных свойств, качеств, процессов. Система (от греч. systema— целое, составленное из частей; соединение), в своем первоначальном понимании — это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В Толковом словаре русскогоязыка (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, 1997) находим также, что система — это «определённый порядок в расположении и связи действий; форма организации чего-н.; нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей; ... то, что стало нормальным, обычным, регулярным (разг.)». В этом определении раскрывается закономерный характер структуры (соподчиненности) компонентов системы.
Таким образом, при описании человека как системы следует выделить следующие моменты:
- элементы (компоненты или составляющие), из которых у педагога складывается о нем целостное представление;
- взаимосвязи и взаимозависимости между ними;
- системообразующий компонент, объединяющий эти элементы в единое целое и обусловливающий специфические свойства системы.
Целостность и динамический характер становления системы признаются современной наукой в качестве ведущих характеристик. Сложная картина системных представлений о человеке, переплетение его свойств и качеств, нелинейность его становления приводят к попыткам упростить получаемую картину, свести ее к более простой, обозримой, понимаемой, более доступной для анализа или решения схеме, модели, т.е. кредукционизму.
В общем случае редукция (от лат. reductio — возвращение, приведение обратно) означает также уменьшение, ослабление чего-либо. Редукционизмом называют методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым (напр., биологические явления — с помощью физических и химических законов; социологические — с помощью биологических и т.п.). Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения) сложного к более простому, игнорируя специфику более высоких уровней организации (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000). Обоснованная редукция может быть плодотворной (напр., планетарная модель атома). Однако когда это касается человека, а также исследования его индивидуально-личностного развития, редукционизм чаще всего проявляется в отказе от рассмотрения свойств и качеств человека в их взаимосвязи и взаимозависимости. Тогда получается так, как говорит пушкинский Сальери: «Музыку умертвив, разъял ее как труп». Теряется целостность восприятия человека, понимание процессов становления его самости — того, что мы часто обозначаем как «душа» в светском понимании этого свойства человека (как обозначение целостности его внутреннего мира).
Целостность — это внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность — это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве.
Целостность личности характеризуется в связи с этим строгой иерархией, упорядоченностью, системностью ее основных компонентов и подструктур. При этомнепротиворечивость личности не означает отсутствия противоречий в ней как внутренней движущей силы развития. Наоборот, внутренние противоречия личности, порождающие ее поступательное движение к более высоким уровням целостности, отличаются системностью, собранностью в русле главных отношений к объективному миру. Мелкие неурядицы, незначительные для коренных интересов и устремлений личности, не волнуют таких людей. Они умеют подняться над мелочными заботами, занятые решением более значимых для окружающих и для себя лично задач. Поэтому противоречия развития их личности не разрознены, не ситуативны, не раздроблены повседневной текучкой. Они проходят мимо них, если они носят локальный характер, нейтральны по отношению к главному, существенному в их жизни. Система внутренних противоречий целостной личности —1 это зарождение, утверждение, становление внутри функционирующей целостности новой, более совершенной целостности.
В.С . Ильин
Свойства целого несводимы к свойствам его частей, liuic древние греки утверждали, что «целое больше суммы частей, его составляющих». Целостность системы элементов приводит к появлению новых свойств и закономерностей, которые называют интегральными. «Система — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах» (В. Г. Афанасьев). Но и свойства отдельного элемента в целостной системе иные, не такие как вне ее. Чаще всего свойства элемента только и проявляются во взаимосвязи с целым. "Уго то, что называют контекстностью. Лишь в контексте целостной системы индивидуальноличностных свойств человека можно оценить значение каждого отдельного исследуемого свойства, построить прогноз его развития.
Сказанное приводит к необходимости различать интегральные и целостные свойства человека как уникальной живой системы. «Под целостным свойством личности мы понимаем такое свойство, которое обусловливает направленность всей жизнедеятельности личности и накладывает свой отпечаток на многие другие ее качества, подчиняет их своей природе, интегрирует и объединяет их в единое целое» (В. С. Ильин). Интегральным же называется свойство, возникающее благодаря взаимодействию (интеграции) различных элементов системы и отличающееся от свойств отдельных элементов, составляющих систему. По выраженности интегральных свойств мы и можем судить о степени целостности системы.
Целостность явления представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития. Целостность — это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления. Целостность определяется философами как скоординированность всех элементов системы, ее завершенность, результативность, как совершенство всех ее компонентов и системы в целом, как качественная ее определенность, взаимообусловленность всех свойств, взаимосвязанность, особый тип взаимодействия. Из данных определений видно, что метод целостного подхода к педагогическим явлениям представляет не что иное, как метод системного анализа, применяемый в педагогических исследованиях.
Целостность процесса обучения, к примеру, представляет собой некоторое его совершенство, высокий уровень развития и функционирования. Любой педагогический процесс, если он дает положительный результат, является по своей природе целостным: и процесс, протекающий за время урока, системы уроков, и процесс обучения отдельному предмету, циклу предметов и т.д. Философы к целостным относят системы, достигшие в своем развитии зрелости, завершенности, соответствующие определенному идеалу С этой точки зрения педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию всех своих функций (развитие, обучение, воспитание, информатизацию, социализацию).
В чем заключается целостный подход к организации обучения? Во-первых, на уровне педагогического коллектива в том, чтобы каждый педагог работал на общую цель — не содействовал, а именно обеспечивал достижение общей цели. Во- вторых, в комплексном решении задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков, так чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс). В-третьих, в единстве воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. В-четвертых, должна быть не просто совместная деятельность (совместно грибы собирают), а активная взаимная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие). Взаимодействие — установление связей между элементами педагогической системы — таких как информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение, связи управления и самоуправления.
Для проектирования и организации целостного процесса исследователю необходимо овладеть следующими умениями:
-диагностическими — уметь определять исходное и текущее состояния развития отдельных учащихся и класса в целом (применять педагогическую диагностику для выявления уровня развитости, обученности и воспитанности учащихся),
-педагогическим целеполаганием— уметь ставить цели и решать педагогические задачи (иметь представление о номенклатуре педагогических целей, владеть способами их выдвижения и формулирования, знать правила постановки и соблюдать требования, предъявляемым к ним),
-отбирать и применять средства педагогического воздействия — знать развивающие возможности педагогических средств, уметь реализовать их побуждающую, развивающую и обучающую функции, уметь выбрать и применить оптимальные в конкретных условиях методы, приемы и формы обучения);
-программировать и структурировать взаимодействие с учащимися таким образом, чтобы оно гарантировало достижение поставленных целей (знать и уметь реализовать структуру урока, уметь структурировать свою деятельность в соответствии со структурой учебной деятельности учащихся, владеть способами мотивационного обеспечения учебного процесса);
-педагогической наблюдательностью — уметь видеть и анализировать условия, при которых протекает процесс, результативность труда (качественные изменения в развитии учащихся и самого учителя), эффективность труда (соответствие результатов поставленным целям), оптимальность труда (достижение наилучшего в данных условиях результата или достижение его при малых затратах времени и сил учащихся и учителя)
По О.С.Г'ребенюку
Взаимосвязь целостности. Механистическое понимание образования, как и гуманитарности процесса передачи и усвоения, накопления или формирования опыта индивида в образовательных процессах исходит из представлений о линейности этого процесса и приводит к количественным методам его изучения. Теоретические исследования обнаруживают «развитие» как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включающий накопление новых возможностей, появление разно порядковых новообразований, связанных с повышением уровня целостности, возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир. Именно закономерности качественных преобразований должны быть предметом психолого- педагогического исследования при целостном понимании педагогического процесса.
Такой подход обнаруживает кризисный характер становления человека. Каждая стадия этого процесса — особая целостность, отличающаяся качественной определенностью, а появление каждой последующей целостности не может происходить иначе, как через «взрыв» старой целостности, через кризис. На закономерном характере кризисов саморазвития и строится гуманитарно-целостный подход в педагогике, при котором механизм саморазвития человека видится в преодолении им кризисов и затруднений.
Педагогическое затруднение - это субъективная реакция на ситуацию, характеризующаяся как внутреннее препятствие, проблема, помеха, остановка в развитии, требующая преодоления неадекватной самооценки, недостатка способностей для разрешения задачи и понимания ситуации, а также корректировки мотивации и прючих индивидуально-личностных свойств человека.
Психолого-педагогическое исследование здесь призвано помочь в понимании реальной картины затруднений, их причин, перспектив саморазвития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой п о м о щ и (или содействия) педагога, которая может выступать в следующих видах:
* педагогическое руководство, которое предполагает такую помощь воспитаннику в преодолении затруднений, когда педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;
■ педагогическая поддержка, которая состоит в совместном с воспитанником определении его интересов, склонностей, способностей, ценностноцелевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;
■ педагогическое сопровождение, которое понимается как создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Полученные в процессе исследования сведения — исходный материал для профессиональной деятельности педагога, а не повод для навешивания «ярлыков» или обличения кого-либо: самого человека, его родителей (если это ребенок), окружения, коллег. Такое отношение к себе и своему взаимодействию с другими участниками образовательного процесса обеспечивает целостный характер педагогической деятельности, когда развитие человека становится условием и предпосылкой профессионально-личностного саморазвития педагога.
Взаимосвязь целостности и гуманитарности характерна не только для образовательных объектов, явлений и процессов, но и для исследования этих процессов в рамках системы психолого-педагогических научных дисциплин.
1.2 Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
Наука—это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Термином «наука» обозначают также отдельные отрасли наученного знания.
Следует различать информацию как простые сведения о чем-либо и знание как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Только в таком понимании знание становится основой эффективной деятельности человека, компонентом его мировоззрения (в т.ч. — профессионального мировоззрения).
Принято выделять следующие признаки науки: 1) наука возникает из потребностей общества; 2) каждая наука имеет свой предмет исследования; 3) для науки характерно наличие собственного категориального аппарата; 4) у каждой науки имеются свои методы исследования; 5) всякая наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.
Охарактеризуем по этим признакам систему психолого-педагогических научных дисциплин.
Потребность в психолого-педагогическом знании появилась вместе с зарождением человеческого общества, когда стали обнаруживаться эффективные способы воспитания подрастающих поколений. Первоначально такое знание оформлялось в устном народном творчестве (сказках, мифах, легендах, преданиях и т.д.), затем— в философских учениях. В качестве самостоятельной науки педагогика выделилась в XVII в., вместе с ростом мануфактурного производства, когда потребовалось быстро и хорошо обучить работе на станкахбольшое количество людей. Научное знание потребовалось для того, чтобы технологизировать (сделать результативным и эффективным) процесс обучения. За последующие почти четыре столетия проблематика педагогики существенно расширилась и усложнилась. Педагогика стала, по сути, системой наук, которые имеют общий объект (образование), но разные предметы исследования (аспекты его рассмотрения).
Например, дидактика рассматривает такую составляющую образования, как обучение. Эта педагогическая наука исследует содержание, методы и организационные формы обучения. Это знание детализируется применительно к различным учебным дисциплинам в методиках преподавания русского и иностранных языков, литературы, истории, физики, математики, химии, биологии и иных предметов. Хотя и дидактика, и все методики изучают на разных уровнях и в разных аспектах обучение, каждая методика имеет собственный предмет исследования, обусловленный особенностями содержания учебной дисциплины. Теория воспитания изучает и обосновывает способы включения человека в жизнь путем применения особых методов, связанных, например, с формированием ценностных ориентаций школьников, их эмоций, чувств, отношений.
Кроме того, выделяются для изучения отдельные аспекты или стили педагогической деятельности, что находит в теории свое отражение н таких названиях, как педагогика риска, педагогика идентификации, педагогика игры, педагогика личностно- ориентированного образования, педагогика ненасилия, толерантная педагогика и т.д.
Понятие «психология» появилось в научном употреблении на рубеже XVI- XVII вв.; чаще всего авторство признают за немецким богословом Гоклениусом. В научно-философский язык это понятие впервые ввел немецкий ученый Христиан Вольф в XVIII в. Развиваясь вначале как одна из философских дисциплин, психология затем, благодаря идеям экспериментальной физиологии, выделилась в самостоятельную науку, ставившую задачей изучение души, которая в то время понималась как сознание. Датой рождения психологии как самостоятельной научной дисциплины считается 1879 г., когда Вильгельм Вундт открыл при кафедре философии Лейпцигского университета лабораторию экспериментальной психологии, а затем и первый в мире психологический институт, существующий и поныне. Вскоре аналогичные лаборатории и институты стали открываться во многих странах мира. Так стала складываться так называемая академическая психология, то есть психология научно- исследовательская, ставившая перед собой собственно познавательные задачи.
В конце XIX в. стали возникать и разрабатываться идеи по применению психологических знаний в различных областях практики - в педагогике, медицине, в трудовой деятельности. Так появилась прикладная психология, предлагающая свои разработки в виде рекомендаций для совершенствования разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. В начале XX в. начала формироваться и иная форма психологии, направленная на помощь людям, попавшим в затруднительные или тяжелые жизненные ситуации - психологическая практика, предполагающая, что психолог, обладающий соответствующими знаниями и владеющий методами практической работы, выполняет запрос клиента на оказание психологической помощи в той или иной форме.
Академическая, прикладная и практическая составляющие сегодня обозначают три связанные между собой основные сферы, которые и включены в целостное понятие «психология».
Таким образом, как педагогика, так и психология представляют собой систему наук, каждая из которых имеет свой соб<