МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: гуманитарно-целостный подход

Часть 1

Учебник для студентов и магистрантов педагогических вузов

УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 Б 839

Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований «11роектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем (в средней и высшей школе)» РК 01.20.0002252.

Авторы: : К«1аряано-Бадкар«ав

БОРЫТКО Николай МиаЙлоШчи'ЛРрВД. нау^, проф.; МОЛОЖАВЕНКО АлексаСДОВШЗДОФШЕА— канД- пед. наук, доц.;

Ук, доц.

Рецензенты:

Сергеев Н. К. — чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., Кузибецкий А. Н. — канд. пед. наук, проф.

Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А.

Методология и методы психолого-педагогических исследований: гума­нитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.— Ч. 1 — 120 с. ISBN 5-7087-0034-3

С позиций гуманитарно-целостною подхода к исследованию образовательного процесса раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года.

Предназначен для магистрантов всех специальностей педагогических вузов, в стандарт образования которых входит учебный курс «Методология психолого-педаго­гических исследований», а также для студентов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 033400 «Педагогика». Может быть полезным для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, для системы повышения квалификации работников образования и для студентов при изучении курса «Общие основы педагогики». Представляет интерес для методических служб учреждений и ор­ганов управления образованием.

ББК 74. 00я73

ISBN5-7087-0034-3 © Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко,И. А. Соловцова, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Функции психолого-педагогических исследований в системе образования.

Гуманитарно-целостная стратегия в образовании

Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин

Педагогика и психология в системе наук о человеке

Роль педагогики и психологии в исследовании образования

Соотношение теории и практики образования

Глава 2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования

Понятие «методология образования»

Философский уровень методологии образования

Общенаучный уровень методологии образования

Конкретнонаучный и технологический уровни методологии образования

Глава 3. Методологические характеристики психолога педагогического исследования

Научное исследование в образовании

Виды научных исследований в образовании

Методологическая культура исследователя

Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога -

Глава 4. Категориально-понятийный аппарат научногоисследования

Категории и понятия в структуре психолого-педагогического знания

Система научных понятий и образовательная концепция

Глава 5. Общая логика и структура психолог педагогического исследования

Логика организации психолого-педагогического исследования 89

Моделирование в психолого-педагогическом исследовании

Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

Приложение

Ответы, подсказки, размышления

ВВЕДЕНИЕ

Гуманитаризация общества обусловила широкое применение методов пси­хологии и педагогики практически во всех сферах человеческой жизнедеятель­ности. Соответствующие кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других вузах, готовящих специалистов, про­фессии которых традиционно не связывались с педагогической деятельностью. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономиче­ского прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности биз­неса. Вместе с тем инновационные процессы требуют для достижения профес­сионального и жизненного успеха постоянного изучения происходящих в ок­ружающем мире изменений, выявления закономерностей в их динамике, про­гнозирования и основанного на этих прогнозах создания конкретных проек­тов — иначе говоря, всего того, что присуще исследовательской деятельности. Этими тенденциями и обусловлено введение в государственный стандарт маги­стерской подготовки специалистов курса «Методология психолого- педагогических исследований». В стандарте подготовки специалистов по спе­циальностям 031000 «Педагогика психология» и 033400 «Педагогика» введен курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований». На­стоящий учебник предназначен для изучающих эти курсы.

Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года. Вместе с тем освещенные в нем вопросы рассматриваются с позиций гуманитарно-целостной стратегии изучения образовательных явлений, процессов и деятельности. Подробно об этой стратегии говорится на страницах учебника. В кратком изложении она оз­начает признание следующих фактов:

- целостного характера педагогических процессов и явлений;

- их обусловленности внутренними закономерными причинами самодви­жения;

- нелинейного, кризисного характера саморазвития;

- необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном разви­тии.

Целостный подход в науке (как и вообще в познании) базируется на принци­пе дополнительности, который не только не отвергает различия точек зрения на одно и то же явление или факт, но предполагает их как способы раскрытия раз­личных аспектов исследуемого объекта. Содержание педагогики и психологии составляет гуманитарное знание, сущностной особенностью которого является многозначность, многоаспектность. Поэтому целостный подход позволяет по­нять педагогическое явление объемно, в сопоставлении его разных граней. Эти и другие соображения привели к идее написать учебник, в котором был бы реа­лизован гуманитарно-целостный подход к пониманию методологии психолог педагогического исследования.

Следует уточнить соотношение терминов «педагогическое исследование» и «психолого-педагогическое исследование», которые используются в данном учебнике. Не вдаваясь в детальный анализ, можно с достаточной степенью уве­ренности утверждать, что предмет психологии — распознавание, выявление, изучение процессов становления человека личностью, индивидуальностью и субъектом деятельности, поведения и отношений (т.е., субъектом собственной жизни!), а педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на эти процессы, управления ими, их оптимизации. Комплементарное (взаимодопол­няющее) объединение этих наук дает педагогическому знанию технологичность (т.е., законосообразность), а психологическому— инструментальность (т.е., прикладную направленность). В целом же психолог о-педагогическое знание становится основой для оптимизации педагогической деятельности.

В рамках данного учебника понятие «педагогическое исследование» в сис­теме образования носит обобщающий характер, поскольку оно не может быть плодотворным без использования психологического знания. Психологическое исследование в отдельных случаях может быть частью педагогического. Дейст­вительно, без психологического знания трудно себе представить гуманитарный характер педагогической деятельности. Результаты психологического исследо­вания в сопоставлении с педагогическим носят более частный характер выяв­ления механизмов становления личности, закономерностей состояния и разви­тия психических процессов и т.д. Кроме того, педагогика, будучи единственной специальной наукой об образовании, включает в свой состав значительный массив психологического знания, «работающего» на совершенствование педа­гогической науки и образовательной практики. Говоря о педагогическом иссле­довании, мы будем иметь в виду прежде всего прикладной характер его резуль­татов, а говоря о психолого-педагогическом исследовании — объективный (на­сколько это возможно) характер получаемого знания о человеке в системе обра­зования и процессах его (человека) становления.

Пособие включает в себя пять глав, соответствующих государственному об­разовательному стандарту. Главы разделены на пункты и подпункты. В конце главы предлагаются вопросы для повторения и размышления, упражнения и рекомендуемые списки литературы. В разделе «Ответы, подсказки, размышле­ния» предлагаются варианты выполнения упражнений, в приложениях даны материалы, необходимые для изучения курса.

Предполагается, что читатель предварительно знакомится с текстом учебни­ка и пытается самостоятельно ответить на предлагаемые вопросы. Затем они обсуждаются в коллективной дискуссии в аудитории, после чего выполняются упражнения. Часть упражнений может быть использована в целях контроля ус­воения учебного материала.

Глава 1. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Гуманитарно-целостная стратегия в образовании

Наши рекомендации