Роль философии в научном познании человека.

Человек, как философская проблема.

Проблема человека – одна из основных во всей мировой философской мысли. Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, многие размышления связаны с самим чел-ком, с его внутренней сущностью или его потребностями. Если изъять из всего многообразия человеческой деят-сти ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деят-сти, ее движущие стимулы. Это тем более относится к наукам, специально посвященным человеку. Частные проявления человека изучают медицина, биология, социология и т.п. Философия же стремится к постижению его целостности, а не суммы знаний частных наук о человеке.

В самой сущности человека осмыслено еще далеко не все. Человек – вселенная во Вселенной, главная тайна мироздания. Если мироздание неисчерпаемо для познания, то к человеку это относится тем более. Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире, анализирует его возможности, каково в нем соотношение биологического и социального и т.д. Сущность человека не абстрактна, а конкретно-исторична, то есть ее содержание, оставаясь в принципе социальным, зависит от конкретного содержания эпохи, социо-культурного и бытового контекста.

Человек - часть космоса, малый мир - микрокосм. Человек содержит в себе все основные элементы космоса, состоит из тела и души как двух аспектов единой реальности (Аристотелизм) или как двух разнородных субстанций (Платонизм).

По Аристотелю человек - живое существо, наделенное духом, разумом и способностью к общественной жизни. В христианстве - представление о человеке как образе и подобии Бога, внутренне раздво-енном вследствие грехопадения. В средневековой фил-и намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к «природе» или субстанции, как неповторимого отношения. Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, его безграничных творчес-ких возможностей. Декарт: мышление - единственное достоверное свидетельство человеческого существования. У Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос фил-и. Исходя из дуалистического понимания человека (как существа, принадлежащего двум различным мира - природной необходимости и нравственной свободы), Кант разграничивает антропологию в «физиологическом» и «прагматическом» отношении: первая - что делает из человека природа; вторая - что он, как свободно действующее существо, должен делать из себя сам. Человек по Канту – это свободно действующее существо, которое возникает в результате собственных усилий. Кант утверждал, что всякая личность – это самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких-либо задач, хотя бы эти были задачи всеобщего блага.

Гегель сводит конкретную человеческую личность к средству реализации мирового духа. Человек у него ценится не сам по себе, а как логический субъект или как гражданин государства. Фейербах провозгласил человека единственным и высшим предметом фил-и. Определяя философию как постижение чел-ком самого себя и окружающего мира, он стремиться показать, что проникнуть в мир собственной субъективности каждый человек может только соотносясь с другим субъектом. Он сущность человека связывал с его биологической природой и раскрывал его в 3 че6ловеческих свойствах: в разуме, чувстве и воле. Маркс: сущность человека составляет его социальное качество (способность трудиться, производить). Концепции антропосициогенеза, отношение к природе человека:

Субъективистский подход: человек-его внутренний субъективный мир.

Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие - нет. Сущность то, что делает человека чел-ком: разум, мораль, нравственность и т. д. Природа - жив. существование человека.

Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий существования. Существует 3 основных подхода к формированию сущности человека: Природно-биологический; Социально-практический; Индивидуально-деятельный. Два первых подхода предопределяют, что сущность человека дается заранее, до его рождения, что она предопределена либо биологической природой человека, либо тем обществом, в котором он живет. Третий подход говорит о том, что личность сама создает свою сущность. При итоговом определении сущности человека нужно исходить из наиболее характерной природы человека – общественной. Человек – это то социализированное животное (или природное существо), которое способно к активно-творческой деят-сти и имеет свои исторически конкретные формы. Четыре измерения человека: Биологическое; психическое (внутренний душевно-духовный мир); Социальное; Космическое. Не претендуя на статус определения можно суммировать существенные черты человека следующим образом: Человек есть воплощенный дух и одухотворенная телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. В то же время он является субъектом труда, социальных отношений и общения.




Наши рекомендации