Роль философии в научном познании

Какую роль играет философия в научном познании? Обычно говорится, что философия дает ученому базовые теоретические и методологические принципы. Но это слишком общая характеристика. Она не раскрывает все богатство функций философии в реальной научной практике. На самом деле философские, или метафизические, составляющие научной деятельности очень разнообразны и плодотворны. Так, к основным функциям философии в научном познании относятся:

1) критическая;

2) предпосылочная;

3) обобщающе-экстраполирующая;

4) эвристическая;

5) ценностно-этическая;

6) интерпретирующе-коммуникативная;

7) проясняющая;

8) направляющая.

Таким образом, философское знание выступает предпосылкой научного исследования, создает ему необходимый концептуальный фон; оказывает непосредственное влияние на сам процесс исследования, задавая критерии для качественной оценки той или иной гипотезы или теории; экстраполирует полученные данные и обобщает их до уровня фундаментальных научных принципов; интерпретирует научные результаты и опосредует диалог различных областей знания

Философия задает науке мировоззренческий и методологический базис, необходимый для исследовательской деятельности.

классификация

I. Философские методы (древние - диалектический и метафизический). Каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Еще - аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы, как они могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины. Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важнейших принципов диалектического метода.

1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

2. Всесторонность — принцип познания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности.

3. Конкретность (от лат. сгущенный)- категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе).

4. Историзм — философский, - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов), как прошлое, настоящее и будущее

5. Противоречия принцип — основа реальные противоречия вещей.

6. Принцип материалистического понимания истории. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание»

Природа и общество

Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его природной средой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу. Природа также воздействует на общество, предоставляя ему благоприятные или неблагоприятные условия для функционирования и развития.

Часто человек и общество противопоставляются природе. Отношение к природе как более низкому, чем все, что сотворено человеком, ставило человека в позицию покорителя природы.

Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм.

Природа в узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:

1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

Наши рекомендации