Закрепление буквы. Я. Игра «Черный ящик».

— В ящике лежит предмет. О нем поэт Я. Аким написал:

... спелое, красное, сладкое,

... хрусткое, с кожицей гладкою.

... я пополам разломлю,

... с другом своим разделю.

— Что лежит в ящике? (Яблоко.)

Логопед достает яблоко из «черного ящика».

— А вот «чудо-яблоня». На ней яблоки непростые. Чтобы снять яблоко с дерева, надо выполнить задание.

Задание №1

—Рассмотрите и назовите картинки (с. 39).

—Разделите слова на слоги. Подберите слоговую схему к каждому слову.

—Какая буква Я: гласная или согласная? Почему?

С «чудо-яблони» снимается одно яблоко.

Задание №2. Чтение предложений.

—Прочитайте предложение.

—Посчитайте, сколько слов в предложении?

—Подчеркните слово Я.

Снимается с яблони яблоко.

Задание №3: Прослушивание стихотворения «Ай да Я!» А. Шибаева.

— Чем гордится буква Я?

Снимается яблоко.

3. Ребусы.

Задание №4

а) — Если по букве написана другая буква, то они читаются с помощью предлога по (по-я-с — пояс).

б) — К какой букве подошла буква Я? (к И).

— Соедините эти буквы предлогом к. Какое слово полу­чилось? (Я-к-и.)

Логопед демонстрирует картинку «Яки».

— Як — это могучий бык, живет в горах. О яке часто го­ворят — бык в юбке. «Юбкой» называют густую длинную шерсть, которая свисает с тела. Шерсть не дает мерзнуть, когда як лежит на снегу. На яках перевозят грузы по узким горным тропам.

в) — Если под буквами стоят цифры, то буквы читаются в порядке, указанном цифрами (язык).

— Слово одно, а значений у слова язык несколько. Язык у нас во рту, язычок — у ботинка, язык — у колокола, языки пламени — у костра. Языком называют и речь какого-либо народа. Часто говорят: «Прикуси язык». Что это значит? А «распускать язык»?

С яблони снимается еще одно яблоко.

4. Решение кроссворда «Буква Я».

Задание №5.

Физминутка «Вот так яблоко».

Дети имитируют движения.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

Трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

Быстро яблоко сорву!

И в корзину положу.

Вот так яблоко!

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Задание № 6

а) Образование родственных слов (с. 40).

—Чтобы вырастить яблоко, садовод посадил саженец — маленькую... (Яблоньку.)

—Три года он с любовью ухаживал за яблонькой. Нако­нец, выросли на ней маленькие ... (Яблочки.)

—Яблонька росла, набирала силы и стала большой, вет­вистой... (Яблоней.)

—Садовод посадил целый сад яблонь. Какой у садовода сад? (Яблоневый.)

— Каждый год он снимал большой урожай яблок и гото­вил из них сок. Какой сок?... (Яблочный.)

б) — Рассмотрите дерево родственных слов у слова яблоко.

Назовите слова-родственники у слова «яблоко».

в) Чтение предложений и дополнение их словами, родствен­ными слову яблоко.

С яблони снимается яблоко.

г) Образование притяжательных прилагательных.

Задание №7

«Угадай, чья голова? Чья лапа?» (с. 40).

— Сейчас научимся четко произносить Я в окончаниях слов, отвечая на вопрос: «Чья голова? Чья лапа?»

Снимается последнее яблоко.

Итог занятия.

На последнем яблоке написано слово Сюрприз. Дети получают угощение — яблоки.

ЗАНЯТИЕ № 83

Тема: буква Я после согласных.

Цель:учить детей дифференцировать согласные по твердо­сти-мягкости; познакомить с обозначением мягкости со­гласных буквой Я; научить читать прямые слоги, ориен­тируясь на гласные А, Я; учить дифференцировать на письме, гласные А-Я; развивать мышление и зрительное восприятие.

Оборудование: картинки: гномы, сигнальные карточки «а», «я», кассы, карандаши, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

Упражнение «Доскажи словечко».

— Доскажите словечко, начинающееся с Я.

Открываем календарь — начинается... (январь).

Солнце светит очень... (ярко).

Гадюка и кобра — змеи (какие?)... (ядовитые).

Убегая, отбрасывает свой хвост (кто?)... (ящерица).

Клюква — это очень кислая ... (ягода).

Дифференциация согласных по твердости-мягкости (с. 41).

а) Знакомство с солдатиками.

— У нас в гостях два солдатика: Бом и Бим. Один в синем костюме, другой — в зеленом. Догадались, кто из них Бом? А кто Бим? Почему?

б) «Перекличка».

Солдаты перекликаются. Бом говорит: «Та», а Бим: «Тя», и наоборот.

Дети продолжают перекличку между рядами, самостоятельно называя слоги с Аи с Я.

в) Отобрать картинки для Бома и Бима.

— Бому нужны картинки с твердым согласным звуком в начале слова, а Биму — с мягким. Какие картинки Бома, а какие — Бима?

Звуко-буквенный анализ.

—Бом играет на большом барабане: «Та-та-та!». Рас­смотрите и объясните схему слога та.

—Бим играет на малом барабане: «Тя-тя-тя!». Рассмот­рите и объясните схему слога тя. Какой гласный звук слы­шите в слоге тя?

—Но согласный звук [ть] мягкий, поэтому после буквы Тпишется буква Я.

—После мягких согласных звуков пишется буква Я; по­сле твердых согласных звуков — буква А.

Игра «Шоферы».

У детей сигнальные карточки с буквами а, я.

— Вы шоферы. Дайте сигнал, какая буква пишется в сло­ге: Аили Я?

ма ня мя наи.т.д.

Дети показывают буквы а или я.

Физминутка.

Повторите позу под музыку (под бубен).

Позы на карточках (10х 12):

Чтение слогов парами.

— Посмотрите, какая гласная буква стоит после согласной буквы. Если А, читайте согласную твердо. Если Я — мягко.

7. Чтение.

а)Чтение слов с пропущенными буквами.

— Юпик задумался, какая буква пропущена в слове — А или Я?

Дети читают и объясняют выбор.

б) Чтение предложений.

— Прочитайте предложения о животных и их детены­шах. Вставьте пропущенные буквы.

Звуко-буквенный анализ.

Составление в кассе слов Катя, Вася; предложения У кошки котята.

Итог занятия.

— Что нового вы узнали о букве Я?

ЗАНЯТИЕ №84

Тема: звук [ж].

Цель:уточнить произношение звука [ж]; совершенство­вать звуковой анализ; упражнять в образовании суще­ствительных уменьшительно-ласкательного значения; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышле­ние.

Оборудование:зеркала, индивидуальные схемы, картинки для задания «Чья голова?»; альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Угадайте, чья это голова?

Предлагаются картинки:

лиса щука лев лошадь

заяц орел гусь курица

белка верблюд овца медведь

Артикуляционная гимнастика.

«Одновременно поднять верхнюю губу и опустить ниж­нюю губу».

«Вкусное варенье».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ж].

Загадка.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу —

Я на ветке сижу,

Все жужжу и жужжу.

— С каким звуком дружит жук?

4. Анализ артикуляции звука [ж].

— Как жужжит жук? Произнесите звук [ж], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука [ж].

— Скажите, какой звук [ж]?

Упражнение в произношении.

а) Произношение изолированного звука [ж].

— Жук жужжит: громко; тихо; протяжно; отрывисто.

б) Произношение слогов.

— Жу-жу-жу,

Я по-разному жужжу.

— Произнесите и вы слоги по-разному:

жа—жо́ — жу же —жи — жа́

жи́— жу —жо жо — жу́ — жи

в) Произношение скороговорки.

Скороговорку повторите,

На звук [ж] сильней нажмите:

Жутко жуку жить на суку.

— Произнесите скороговорку: с грустью, с сожалением.

6. Закрепление звука [ж] (с. 42).

а) Повторение характеристики звука [ж].

—Посмотрите на жука. Какой он? Как жук жужжит?

—Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?

б) Игра «Будь внимательным».

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Дети присели, изображая жука.

— Если услышите в слове звук [ж], встаньте и помашите «крылышками», как жуки.

жук кружит

крылышки глазки

усики жужжит

важный ползет
лужок

в) Выделение звука [ж] из состава слова.

— Рассмотрите картинку «На лужайке».

Жук летает над лужком,

Он устал ходить пешком.

— Кто (что) находится на лужайке со звуком [ж] в назва­нии? Назовите предметы со звуком [ж] в начале слова (в се­редине слова).

г) «Ответь на вопросы».

— На лужайке, над ромашкой

Летает жук в цветной рубашке.

— Рассмотрите ряд картинок и скажите, кто еще летает? Кто ползает? Кто плавает? Чем режут? Что едят? Что наде­вают?

Звуковой анализ.

— Составьте схему слова пижама (Приложение 1).

После прочтения составленной схемы логопед дает задания:

—Уберите из схемы звук [а].

—Уберите звук [пь].

—Уберите звук [м].

—Уберите звук [и].

—Какой звук остался? (Ж.)

Физминутка.

— Посадили звук [ж] на язычок, зажужжали, как жу­ки, иполетели по групповой комнате.

Высоко летает жук, Низко опускается. Опять быстро он летит И жужжит, жужжит, жужжит. Замедляет свой полет И садится на цветок. Дети «летают» по групповой комнате и выполняют соответствующие движения.

Наши рекомендации