Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития)

При поступлении ребенка в 1 класс рекомендуется использовать те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников, с1 класса конца 1 полугодияв заключении указываются:

1. Нарушения чтения и письма / Нарушения процессов формирования чтения и письма/ Трудности в овладении письмом и чтением (если имеются).

2. Нарушения устной речи на основе психолого-педагогической и клинико-педагогической классификации (см. Заключения для детей дошкольного возраста).

В речевых картах указываем виды дисграфии, дислексии по Р.И.Лалаевой.

Дети с нарушением слуха Дети с нарушением зрения   Дети с тяжелыми нарушениями речи
Варианты логопедических заключений
1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью средств языка/ недостаточной сформированностью средств языка, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением слуха. 2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные несформированностью средств языка/ недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, детская афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением слуха. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью средств языка/ недостаточной сформированностью средств языка, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, детская афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются)у ребенка с нарушением слуха 1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР) ОНР (I, II, III, IV уровень; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением зрения. 2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР, ОНР (I, II, III, IV уровень) дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением зрения. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением зрения. 1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень, дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).   2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).   2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ ФФНР/ ЛГНР/ ОНР (I, II, III, IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются).    
Дети с расстройством аутистического спектра Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата Дети со сложной структурой дефекта с сохранным интеллектом   Дети со сложной структурой дефекта и нарушением интеллекта  
Варианты логопедических заключений
1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, III IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание,тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с расстройством аутистического спектра.   2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, III IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка с расстройством аутистического спектра. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, III IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с расстройством аутистического спектра.     1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, III IV уровень); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. 2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные ФНР/ФФНР/ЛГНР/ ОНР (I, II, III IV уровень) дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.     1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта. 2 класс конец 1 полугодия – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются)у ребенка со сложной структурой дефекта. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, моторная или сенсорная алалия, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта. 1 класс конец 1 полугодия – 2 класс конец 1 полугодия -Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные системным недоразвитием речи (легкой, средней, тяжелой степени); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн (если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта. 2 класс конец 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (легкой, средней, тяжелой степени); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание,тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта. 2 класс конец 2 полугодия –Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (легкой, средней, тяжелой степени); дизартрия, ринолалия, расстройства голоса, афазия, заикание, тахилалия, брадилалия, полтерн(если имеются) у ребенка со сложной структурой дефекта.
                 




Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с сохранным интеллектом:

- Фонетическое нарушение речи. Функциональная дислалия.

-Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

- Общее недоразвитие речи III уровень. Дизартрия.

Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития:

- Недостаточная сформированность средств языка; заикание.

- Недостаточная сформированность средств языка (с преобладанием неполноценности звуковой стороны речи); ринолалия.

- Недостаточная сформированность средств языка (с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи).

Варианты логопедических заключений для ребенка дошкольного возраста с нарушением зрения:

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи; дизартрия у ребенка с нарушением зрения.

- Общее недоразвитие речи II уровень; моторная алалия у ребенка с нарушением зрения.

- Фонетическое нарушение речи у ребенка с нарушением зрения.

Варианты логопедических заключений для ребенка школьного возраста с нарушением слуха:

- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные несформированностью средств языка у ребенка с нарушением слуха.

- Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью средств языка; ринолалия у ребенка с нарушением слуха.

Варианты логопедических заключений ребенка школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата:

- Нарушения процессов формирования чтения и письма, обусловленные ОНР III уровень; дизартрия у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

- Нарушение письма, обусловленное ОНР IV уровень у ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Варианты логопедических заключений у ребенка школьного возраста с нарушением интеллекта:

- Трудности в овладении письмом и чтением, обусловленные системным недоразвитием речи (тяжелой степени); дизартрия.

- Нарушения чтения и письма, обусловленные системным недоразвитием речи (средней степени).

Примечание.Недопустимо в специальной документации при фиксации логопедического заключения использовать формулировку «ОНР I уровня / II уровня / III уровня/ IV уровня ». Следует использовать правильные варианты: «I уровень ОНР / II уровень ОНР / III уровень ОНР/ IV уровень ОНР » либо «ОНР I уровень / ОНР II уровень / ОНР III уровень/ ОНР IV уровень».

Приложение 2

ДИСГРАФИЯ

Данная классификация предложена кафедрой логопедии ЛГПИ им. Герцена. В основу положен критерий несформированность определенных операций процесса письма.

№ п/п Вид Механизм Примеры ошибок Основы коррекционной работы
  Артикуляторно-акустическая дисграфия (фонематическая дислексия) Может быть при дизартрии, ринолалии, полиморфной дислалии Неправильное восприятие, неправильное произношение, неправильное проговаривание, «как говорю, так и пишу» Замены, пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам в устной речи; могут сохраняться и после коррекции звукопроизношения, т.к. в коре головного мозга нет еще кинестетических следов; могут проявляться и периодически, при ослаблении слуховой дифференциации фонем. Уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на четкую артикуляцию, кинестетические образы звуков, звукобуквенные связи, компенсация за счет развития фонематического анализа и синтеза.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия) (фонематическая дислексия) Может быть при сенсорной алалии, афазии   Несформированность дифференциации фонем Замены и смешения букв, соответствующие фонетически близким звукам, при этом в устной речи звуки произносятся правильно: - замены и смешения свистящих/шипящих, звонких/глухих, аффрикаты, аффрикаты/их компоненты; - неправильное обозначение мягкости согласных (пропуск Ь, замена йотированных гласных гласными А,О,У,Э, вместо И-Ы; - замены гласных в сильной позиции; - замены и смешения букв, обозначающих далекие по артикуляции и акустическим признакам звуки (Л-К, П-Т, Б-В). Уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на четкую артикуляцию, кинестетические образы звуков, сопоставление звуков в слуховом и произносительном плане, звуко-буквенные связи, компенсация за счет развития фонематического анализа и синтеза. Необходимы упражнения на повторение цепочек слогов со сходными звуками, «на соответствующий звук поднять букву».
Дисграфия на почве нарушенного языкового анализа и синтеза (фонематическая дислексия) Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза; фонематическогои фнализа (особенно сложных его форм) Искажение звуко-буквенной структуры слова: - пропуски согласных при их стечении; - пропуски гласных; - перестановки букв; - добавления букв; - пропуски, перестановки, добавления слогов Искажение структуры предложения: - слитное написание слов (особенно предлогов) с другими словами; - раздельное написание слова; Раздельное написание приставки и корня слова; - неоформление границ предложения.   Развивать языковой анализ и синтез (уметь определять количество, последовательность и место слова в предложении); развивать слоговой анализ и синтез (во внутреннем плане, с опорой на гласные, их сопоставление с согласными); развивать фонематический анализ (сложные формы, с учетом появления этих форм в процессе онтогенеза:с опорой на вспомогательные средства, в речевом плане; в умственном плане – «по представлению»).
Аграмматическая дисграфия (аграмматическая дислексия)   Может быть у детей с дизартрией, алалией, умственной отсталостью) Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений (трудности в установлении логических, языковых связей внутри предложения, между предложениями) Может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста: - замены приставок, суффиксов; - искажение, изменение падежных окончаний; - замена предлогов; - нарушение согласования слов различных частей речи; - трудности конструирования предложения согласно замыслу; - пропуски членов предложения; - нарушение последовательности слов в предложении; - нарушение последовательности предложений, несоответствие их последовательности описываемых, излагаемых событий, «что сначала, что потом». Необходимо сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологическом составе слова, о структуре предложения) на основе наблюдения и анализа языковых явлений: - уточнять структуру предложения ( - развивать функции словоизменения и словообразования; - развивать морфологический анализ состава слова, работать с однокоренными словами (дифференциация речевых единиц в импрессивной речи, автоматизация речевых единиц в экспрессивной речи, закрепление грамматических форм в письменной речи).; - работа с текстом.  
Оптическая дисграфия (оптичекая дислексия) - литеральная (нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв) - вербальная (изолированно буквы узнаются и воспроизводятся верно, при написании слов искажаются, заменяются) Недоразвитие зрительоного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза, оптико-пространственного гнозиса и праксиса Замены и смешения букв на письме (графически сходных по написанию – имеющие кинетическое сходство): - имеющие одинаковый графо-моторный элемент «на старте», но отличающиеся дополнительными элементами (п-т, и-у, б-д, Л-М, а-д, Г-Р, Н-К, х-ж, У-Ч, ч-ъ, и-ш, н-ю, л-я); Замены и смешения букв на письме (оптически сходных по написанию): - имеющие разные отправные точки при их начертании, состоящие из одинаковых элементов, но по-разному расположенных в пространстве (в-д, с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, т-ш); Зеркальное письмо (чаще всего встречается у левшей и «органиков») Пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние элементы, неправильно расположенные элементы в пространстве. Развивать зрительное восприятие, узнавание цвета, формы, величины (зрительный гнозис); расширять объем зрительной памяти (зрительный мнезис); формировать пространственные представления, их речевое обозначение (понимание и употребление предложных конструкций, наречий); развивать зрительный анализ и синтез изображений, букв на составляющие элементы с опорой на различные анализаторы.

ДИСЛЕКСИЯ

Классификация дислексий по Р.И.Лалаевой – в основу положен критерий «нарушение операций процесса чтения»

№ п/п Вид Механизм Примеры ошибок Основы коррекции
Фонематическая дислексия (артикуляторно-акустическая дисграфия) Недоразвитие фонематического восприятия; фонематического анализа и синтеза Трудности усвоения букв, замены букв, соответствующих звукам, сходным по акустико-артикуляционным признакам (б-п, д-т); побуквенное чтение («бухштабирование»), искажение звуко-слоговой структуры слов, пропуски согласных при стечении, вставки гласных между согласными при стечении, перестановки звуков; пропуски и перестановки слогов – диагностический признак! Уточнение и закрепление дифференциации звуков с опорой на четкую артикуляцию, кинестетические образы звуков, звукобуквенные связи, компенсация за счет развития фонематического анализа и синтеза.
Семантическая дислексия (как характерная при у.о.) Нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текстов, при сохранной технике чтения, так называемое механическое чтение Трудности звуко-слогового синтеза, нечеткость, недифференцированность представлений о синтаксических связях внутри предложения, воспроизвести слово, сказанное по звукам, по слогам с паузами не могут. Развивать слоговой анализ и синтез; развивать лексико-грамматический строй; развивать понимание смысла прочитанных слов, предложений, текстов (подбор соответствующих содержанию картинок, вопросы, словарная работа – важно!
Аграмматическая дислексия (аграмматическая дисграфия)     Недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений - изменение падежных окончаний существительных; - неправильное согласование в роде, числе, падеже существительных с прилагательными; - изменение числа местоимений; - изменение лица глагола, у глагола в 3-ем лице в прошедшем времени – окончаний. Необходимо сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологическом составе слова, о структуре предложения) на основе наблюдения и анализа языковых явлений: - уточнять структуру предложения ( - развивать функции словоизменения и словообразования; - развивать морфологический анализ состава слова, работать с однокоренными словами (дифференциация речевых единиц в импрессивной речи, автоматизация речевых единиц в экспрессивной речи, закрепление грамматических форм в письменной речи).; - работа с текстом.  
Оптическая дисграфия (оптичекая дислексия) - литеральная (нарушение узнавания и воспроизведения изолированных букв) - вербальная (изолированно буквы узнаются и воспроизводятся верно, при чтении слов искажаются, заменяются) Трудности усвоения, смешение букв, сходных графически и оптически, недостаточно дифференцированы представления о сходных формах, недоразвитие зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза, оптико-пространственногогнозиса и праксиса.     Замены и смешения букв при чтении (графически сходных по написанию – имеющие кинетическое сходство); замены и смешения букв при чтении (оптически сходных по написанию); зеркальное чтение (чаще всего встречается у левшей и «органиков»)   Развивать зрительное восприятие, узнавание цвета, формы, величины (зрительный гнозис); расширять объем зрительной памяти (зрительный мнезис); формировать пространственные представления, их речевое обозначение (понимание и употребление предложных конструкций, наречий); развивать зрительный анализ и синтез изображений, букв на составляющие элементы с опорой на различные анализаторы.
Мнестическая дислексия Трудности усвоения букв, нарушение речевой памяти, быстрое забывание уже изученных букв    
Тактильная дислексия (у слепых) Трудности тактильного восприятия и узнавания букв Азбуки Брайля, нарушение ориентации в схеме тела, в пространстве.      

Нормативно-правовые документы и литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ.

2. ФГОС ДО и комментарии к нему.

3.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

4.ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1082 от 20.09.2013 г. «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

6.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Авт.-сост. Г.В. Чиркина. Ч.1. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Ч.2. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей, М., «Просвещение», 2010 г.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007 (проекты программ для детей с ОНР, допущенные Министерством образования РФ).

8.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – 240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.

9.Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой- 2-е изд. М., Просвещение,1995 г.

10. Бессонова Т.П. Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения (принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения по родному языку детей с первичной речевой патологией): методические рекомендации. – М.: АПК и ППРО, 2010 г.

11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2005 г.

12. Корнев А.В. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997 г.

13. Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2007 г.

14. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996 г.

15. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007 г.

Наши рекомендации