Какая из моделей на Ваш взгляд, более оптимальна и сбалансирована? Определите её достоинства и возможные недостатки. Аргументируйте свою позицию.
Задача 33. В законе Липецкой области о местном самоуправлении предусмотрено следующее положение: изменения в Устав о местном самоуправлении муниципального образования касающееся формы выборов
Главы муниципального образования, могут быть внесены только после предварительного проведения местного референдума по этому вопросу. Прокомментируйте данное положение областного закона.
Задача 34. Выступая на заседании Рамешковского сельского муниципального Совета по поводу проекта Устава сельского поселения. Один из депутатов предложил основное внимание в будущем Уставе уделить вопросам структуры органов местного самоуправления поселения, порядку их формирования и компетенции, статусу депутатов и муниципальных служащих. Финансово-экономические вопросы было предложено не включать в Устав, поскольку в поселении практически отсутствует своя муниципальная собственность, собственных доходов нет, а бюджет поселения полностью зависит от дотаций областного бюджета. Остальные депутаты согласились с ним.
Может ли быть принято предложение депутата? Какие вопросы должны быть обязательно отражены в Уставе муниципального образования?
Задача 35. Один из депутатов областной Думы внёс на обсуждение проект закона области «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований». Проект предусматривал, что регистрацию уставов производит областная Дума в целях осуществления эффективного контроля за законностью принимаемых уставов. Присутствовавший на заседании представитель администрации области возразил против законопроекта, отметив, что полномочие по регистрации уставов относится к числу полномочий федеральных органов государственной власти. Субъект федерации в настоящее время не вправе решать этот вопрос.
Может ли быть принят такой закон в субъекте РФ? Какой орган вправе осуществлять государственную регистрацию уставов муниципальных образований? Может ли быть этим органом областная Дума?
Задача 36. Администрация муниципального района «Озёрный» направила в сельские муниципальные формирования разработанный ею модельный Устав сельского поселения. Депутаты Подгорного сельского поселения приняли данный Устав. Он предусматривал избрание главы сельского поселения сельским представительным органом из своего состава без изменений и без предварительного обсуждения населением. После опубликования Устава группа жителей села Подгорное выразила своё несогласие с рядом положений Устава. В частности, потребовала от депутатов поселения закрепить избрание главы населением. Председатель Совета заявил жителям, что они не имеют права изменять текст Устава, утверждённый депутатами и принятый на основе модельного Устава. Кроме того, Устав уже вступил в силу, так как был опубликован. Соответствует ли заявление Председателя сельского Совета законодательству? Каким образом должен быть разрешён данный конфликт?
Задача 37. Федеральное управление юстиции, рассмотрев представленный для обсуждения Устав Кувшиновского муниципального района, отказало в его регистрации на том основании, что структура Устава не соответствует той последовательности изложения вопросов, которая установлена ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, в Уставе целесообразно предусмотреть должность избираемого населением главы района. Правомерен ли отказ в регистрации Устава со стороны управления Юстиции? В каком порядке он может быть обжалован?
Задача 38. Федеральное управление юстиции в области отказалось принять для рассмотрения и регистрации Устав городского округа «Плесецк» на том основании, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заключение юридического управления администрации области о соответствии Устава законодательству. Правомерен ли отказ в приёме документов со стороны управления юстиции? Какие документы необходимы для регистрации Устава?
Задача 39. Уставом городского округа «Звезда» было предусмотрено, что районы города не являются муниципальными образованиями. В соответствии с Уставом в городских районах были созданы в качестве структурных подразделений городской администрации районные администрации, глав которых назначил глава городской администрации. Однако жители одного из районов города не согласились с таким положением, заявив, что в этом случае нарушаются их права на местное самоуправление, и обратились в областную Думу с просьбой изменить Устав города. Как должен быть решён этот вопрос? Вправе ли областная Дума вносить изменения в Устав городского округа?
Задача 40. При обсуждении проекта закона об административно-территориальном устройстве области депутат областной Думы внёс предложение, чтобы муниципальными образованиями считать только городские и сельские поселения, а в районах области должно существовать государственное управление. Соответствует ли предложение депутата действующему законодательству?
Задача 41. Жители ряда населённых пунктов Лесного района решили войти в состав Жарковского района. Поскольку эти населённые пункты были расположены в непосредственной близости от границы Жарковского района. Многие из жителей работали в районном центре – посёлке Жарки, а сами эти населённые пункты по профилю хозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поселениями Жарковского района. Однако глава местного самоуправления Лесного района заявил о своём несогласии с изменением границ территории района. Какой порядок изменения территориальных границ муниципальных образований? Возможен ли переход части населённых пунктов из одного района в другой в данной ситуации?
Задача 42. В селе Михайловское – административном центре Михайловского сельсовета был построен крупный деревообрабатывающий комплекс, в связи с чем, численность жителей села намного увеличилась за счёт работников комплекса, приехавших из других мест. Директор комплекса обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего посёлка, выходе его из состава сельсовета и преобразовании в самостоятельное муниципальное образование. К заявлению директора прилагались подписи 100% жителей села в поддержку данного предложения. Может ли быть удовлетворено заявление директора деревообрабатывающего комплекса? В каком порядке возможно изменение административного статуса населённого пункта?
Задача 43. После открытия в городе нового научно-исследовательского института депутаты городского муниципального Совета решили придать городу статус наукограда, приняв по этому поводу постановление на одном из своих заседаний. Постоянной комиссии по законности было поручено подготовить изменения и дополнения в Устав города. Принятые на очередном заседании Совета поправки к Уставу города были направлены на регистрацию в управление юстиции. Вправе ли управление юстиции зарегистрировать данные изменения и дополнения к Уставу города? Каков порядок присвоения статуса наукограда?
Задача 44 . Губернатор области издал распоряжение «О чрезвычайных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в г. Прокопьевске», в котором вводился особый режим управления в городе. Сущность особого режима заключалась в том, что персональная ответственность за выполнение положения дел в городе возлагалась на руководителей департаментов, комитетов и управлений областной администрации, курирующих соответствующие отрасли экономики и социальной инфраструктуры.
Законно ли данное распоряжение губернатора области? Каким образом органы государственной власти субъектов РФ могут влиять на положение дел в муниципальных образованиях?
Задача 45. Перед началом сессии городского представительного органа возник вопрос о ее правомочности. В состав представительного органа было избрано 27 депутатов. Из них присутствовали 15 депутатов, 6 отсутствовали по уважительной причине (болезнь, командировки, уход за больным ребенком). 1 депутат незадолго до сессии умер. Полномочия 2 депутатов были прекращены на предыдущей сессии по их заявлению (в связи с переездом на новое местожительство за пределы муниципального образования). Причины отсутствия 3 депутатов были неизвестны. Мнения по вопросу о правомочности сессии разделились. Некоторые депутаты, ссылаясь на то, что присутствует более 2/3 депутатов из числа тех, кто реально должен присутствовать, предлагали начать работу. Другие возражали на том основании, что причины отсутствия значения в данном случае не имеют и на сессии должно быть не менее 18 депутатов.